ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-373/14 от 19.03.2015 Демидовского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-41/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Демидов. 19 марта 2015 года

Демидовский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Лосева А.А.,

при секретаре Миненковой О.А.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика МУП «Янтарь» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к Муниципальному унитарному предприятию «Янтарь», администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Янтарь», администрации Смоленской области о признании бездействия незаконным, обязании привести качество холодной питьевой воды в <адрес> в соответствие с требованиями санитарного законодательства, обязании администрации Смоленской области обеспечить финансирование МУП «Янтарь».

В обоснование своих требований истец указал, что водоснабжение жителей <адрес> осуществляется из артезианских скважин МУП «Янтарь». В рамках производственного контроля ДД.ММ.ГГГГ года был произведен отбор проб холодной питьевой воды из данных скважин. Согласно экспертным заключениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ №№ качество холодной воды, отобранной из скважин №№ МУП «Янтарь», по исследованным санитарно-химическим показателям (мутность, содержание железа, стронция) не соответствует действующим государственным нормам и гигиеническим нормативам: СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В соответствии с постановлением об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Янтарь» привлечено к административной ответственности по ст. 6.5. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере руб.

МУП «Янтарь» не выполнило требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в части соблюдения нормативов по санитарно-химическим показателям (мутность, содержание железа и стронция) - артскважина МУП «Янтарь»; по санитарно-химическим показателям (запах, мутность, содержание железа) - артскважина МУП «Янтарь».

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении, протоколом об изъятии пробы холодной воды, протоколом лабораторного исследования № , согласно которому мутность питьевой воды составляет 22,6±4,5 мг/дм^3, содержание железа превышает гигиенический норматив в 1,43 раза, стронция в 1,45 раза; протоколом лабораторного исследования № , согласно которому запах питьевой воды при t 20oC составляет 3 балла, при t 60oC - 3 балла, мутность 10,2±2,0 мг/дм^3, стронций 7,9±1,6 мг/дм^3, содержание железа превышает гигиенический норматив в 5,33 раза; экспертными заключениями о несоответствии пробы холодной воды СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям.

Обязанность по обеспечению надлежащего качества предоставляемых коммунальных услуг в <адрес> возложена на МУП «Янтарь», несущее ответственность за ненадлежащее качество холодной питьевой воды.

Доказательств объективной невозможности соблюдения МУП «Янтарь» санитарно-эпидемиологических требований, не имеется, что свидетельствует о наличии в его бездействии вины.

На основании изложенного, истец просил суд признать бездействие МУП «Янтарь» незаконным, обязать МУП «Янтарь» привести качество холодной питьевой воды в <адрес> в соответствие с требованиями санитарного законодательства, обязать администрацию Смоленской области обеспечить финансирование МУП «Янтарь».

Впоследствии по ходатайству представителя истца была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Смоленской области на надлежащего ответчика администрацию Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Смоленской области ФИО1 с учетом уточненных исковых требований просила суд обязать администрацию Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области обеспечить финансирование МУП «Янтарь», в остальной части исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП «Янтарь» ФИО2 с исковыми требованиями согласился, по делу пояснил, что система водоснабжения в <адрес> достаточно старая, эксплуатируется более 30 лет. Чтобы улучшить качество воды необходимо установить хорошую систему очистки, для чего нужны значительные денежные средства, которыми предприятие не располагает.

Представитель ответчика, администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-I федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. №322) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Янтарь» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица по адресу: <адрес>, в целях осуществления экономической деятельности, в том числе по предоставлению услуг по сбору, очистке и распределению воды на территории <адрес> (л.д.11-13).

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в рамках производственного контроля в ДД.ММ.ГГГГ года был произведен отбор проб холодной питьевой воды в <адрес> из артезианских скважин и МУП «Янтарь».

В соответствии с протоколом лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ мутность питьевой воды из артезианской скважины МУП «Янтарь» составляет 22,6±4,5 мг/дм^3, содержание железа превышает гигиенический норматив в 1,43 раза, стронция в 1,45 раза (л.д.15).

Как следует из протокола лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ запах питьевой воды из артезианской скважины МУП «Янтарь» при t 20oC составляет 3 балла, при t 60oC - 3 балла, мутность 10,2±2,0 мг/дм^3, стронций 7,9±1,6 мг/дм^3, содержание железа превышает гигиенический норматив в 5,33 раза (л.д.17-18).

Согласно экспертным заключениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» и от ДД.ММ.ГГГГ качество холодной воды, отобранной из указанных скважин, по исследованным санитарно-химическим показателям (мутности, содержанию железа, стронция) не соответствует действующим государственным нормам и гигиеническим нормативам: СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (л.д. 14-16).

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № 02-3169, вынесенным руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, МУП «Янтарь» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере руб. (л.д.19).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ , направленному в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области МУП «Янтарь» указывает на невыполнение водоподготовки ввиду отсутствия финансирования, а также сообщает о проведении работ по ремонту и промывке артезианской скважины по <адрес>, после завершения которых из скважины будет отобрана вода на анализ (л.д.20).

В ДД.ММ.ГГГГ, после проведения модернизации МУП «Янтарь» артезианской скважины , представителями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области был произведен повторный отбор проб холодной питьевой воды из указанной скважины.

В соответствии с протоколом лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ в исследованной пробе холодной питьевой воды содержание железа общего превышает гигиенический норматив в 2,3 раза, содержание стронция составляет 12,6 мг/дм^3.

Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что качество холодной питьевой воды, отобранной из артезианской скважины МУП «Янтарь» по адресу: <адрес> по исследованным санитарно-химическим показателям (железо общее, стронций) не соответствует действующим государственным нормам и гигиеническим нормативам: СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения должно соответствовать указанным санитарным правилам.

Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В силу п.2 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, исполнителем услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг» исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 149 «Правил предоставления коммунальных услуг» исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах.

Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что МУП «Янтарь» предоставляет потребителям услугу по поставке питьевой воды, не соответствующей обязательным требованиям, что является нарушением требований ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», п.1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», п.31 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, п. 3.1. СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Подпунктом 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 18 Закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1.4 Устава МУП «Янтарь», учредителем и собственником имущества является <данные изъяты>

Таким образом, полномочия по организации в границах <адрес> электро-, тепло -, газо- и водоснабжения возложены на администрацию Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что для выполнения всех требований закона и нормативных актов, регулирующих добычу воды и её очистку у МУП «Янтарь» отсутствуют денежные средства, по мнению суда безосновательны и не могут служить уважительной причиной несоблюдения требований закона в данной сфере, нарушения требований санитарных норм и правил, направленных на обеспечение безопасности граждан, соблюдения их прав и законных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального унитарного предприятия «Янтарь» по обеспечению жителей <адрес> питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности незаконным.

Обязать МУП «Янтарь» привести качество холодной питьевой воды в <адрес> в соответствие с требованиями санитарного законодательства.

Обязать администрацию Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области обеспечить финансирование Муниципального унитарного предприятия «Янтарь».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий А.А. Лосев