ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-373/16 от 19.01.2016 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

№ 2-373/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2016 года Первореченский районный суд г.Владивостока в составе:

председательствующего судьи С.В. Каленского

при секретаре Т.В.Купиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному предприятию <адрес> «Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта № 1» о возмещении морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в Первореченский районный суд г. Владивостока, ссылаясь на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен трудовой договор, по которому он обязался выполнять за плату обязанности по должности водителя автобуса категории «Д». Свои трудовые обязанности он исполняет добросовестно и не нарушает трудовую дисциплину. Ответчик нарушает законы РФ, в связи с чем, истец ДД.ММ.ГГГГ организовал некоммерческую организацию Профсоюз работников муниципального предприятия <адрес> «Владивостокское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта № 1», в связи с чем, администрация ответчика пытается его уволить как неугодного по ст. 81 ТК РФ. В нарушение действующего законодательства РФ, ответчик требует выполнения работы, не связанной с трудовым договором, вынуждает, путем угроз, исполнять работу другой квалификации, заставляет мыть транспортное средство и ремонтировать, в то время как у истца отсутствует знания, навыки и желание выполнять такую работу. С октября 2015 г. он ежедневно, согласно графику рабочего времени, приходит на работу, но работодатель не предоставляет ему исправное транспортное средство, для выполнения истцом должностных обязанностей водителя категории «Д». Все это время он находится в так называемом ремонте и вынужден весь день находиться на территории предприятия. Рабочего места, отвечающего государственным нормативам охраны труда ему не предоставлено. Согласно документов работодателя, в вынужденном прогуле по его вине и за это он получает 2/3 от должностного оклада, сумма к выплате 9542,32 рубля, работодатель вынуждает его уволиться по собственному желанию. Просит взыскать с работодателя сумму компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, поддержал доводы, указанные в иске, суду пояснил, что он работал на предприятии со дня его возрождения водителем. Его перевели на машину, которая 1 год не работает, заработная плата меньше без приказа, путевые листы выписывались на неработающие машины. Моральный вред заключается в том, что заработную плату он стал получать намного меньше, за месяц стал получать 9400 рублей. Его лишают права трудиться. Ему предоставлен автобус 531, который является нерабочим, стоит в ремонте, у него нет двигателя, дверей, его пустили на запчасти и на этот автобус выписывали путевой лист. Его отстранили от работы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием справки о несудимости. Он присутствовал на территории предприятия, получал путевые листы, прошел медкомиссию.

Представитель ответчика с требованиями не согласился и пояснил, что ФИО2 принят на работу в МПВ «ВПОПАТ » на основании трудового договора б/н от 22.03.2010г. в структурное подразделение отдел эксплуатации на должность водителя автобуса. Его рабочее время состоит из подготовительных работ перед выездом на линию и по возвращении и непосредственно работа на линии.

Согласно п.2.3. Трудового договора применялся суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц, режим работы два через два. Начало работы в 06.00 часов, окончание работы в 20.00 часов. Предоставлялось время для отдыха и питания два раза в день по одному часу: с 10.00 часов до 11.00 часов и с 15.00 часов до 16.00 часов.

Согласно п.2. 5 Трудового договора, время простоя (ремонта) по причинам, не зависящим от «работодателя» и «работника» оплачиваются в размере 70% от оклада.

В соответствии с п.3.1. трудового договора «работник» обязан - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, согласно утвержденной должностной инструкции по должности; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.

Согласно п.3.2. «работодатель» обязан соблюдать трудовое законодательство. Предоставить «работнику» работу, обусловленную трудовым договором.

Трудовой договор подписан ФИО2 добровольно, он приступил к работе с ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ должность «водитель автобуса» была переименована в должность « водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах», с режимом работы согласно графика сменности, с предоставлением отдыха два часа в смену, также согласно графика сменности, установлен должностной оклад в размере 9200 рублей.

Обязанности водителя автобуса были регламентированы должностной инструкцией водителя автобуса, утвержденной директором МПВ «ВПОПАТ № 1» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно должностной инструкции водителя автобуса, утвержденной директором МПВ «ВПОПАТ № 1» ДД.ММ.ГГГГ, водитель подчиняется непосредственно директору/начальнику автоотряда. По всем вопросам, связанным с технической эксплуатацией автобуса и его содержанием - подчиняется главному механику предприятия. В период работы на линии водитель подчиняется - линейному диспетчеру и лицам, обладающим правом контроля за работой автобусов на линии. Согласно инструкции о контроле работы водителей на линии по безопасности движения, обязанности по контролю возложены на заместителя директора по БДД, начальника автоколонны МПВ «ВПОПАТ № 1», и иных лиц, связанных с эксплуатацией транспортных средств, на основании распоряжения директора.

Согласно п.2 «Квалификационные требования» Должностной инструкции водитель должен знать:

-основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;

- признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения.

Водитель в своей деятельности должен руководствоваться: законодательными актами РФ; Уставом компании; Правилами внутреннего трудового распорядка; другими нормативными актами компании; приказами и распоряжениями руководства; настоящей должностной инструкцией.

Согласно п.4.1.10 водитель обязан в случае обнаружившейся неисправности автобуса перед выездом из гаража оформить у механика ТО путевой лист и немедленно сдать его диспетчеру и действовать в дальнейшем по указанию начальника автоотряда.

Согласно п.4.3.5. водитель обязан по возвращении в гараж помыть автобус на механической мойке и поставить на стоянку на место, отведенное для стоянки автобусов своей бригады.

Согласно п.4.4. Должностной инструкции, водитель имеет право требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

С должностной инструкцией водитель ФИО2 ознакомился ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ действует должностная инструкция водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. С данной должностной инструкцией ФИО2 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно должностной инструкции водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, водитель подчиняется непосредственно директору, заместителю директора по БДД и начальнику автоколонны. По всем вопросам, связанным с технической эксплуатацией автобуса и его содержанием - подчиняется главному механику предприятия. В период работы на линии водитель подчиняется - линейному диспетчеру и лицам, обладающим правом контроля за работой автобусов на линии.

Согласно п.2 «Квалификационные требования» Должностной инструкции водитель должен знать:

-основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;

- признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения.

Водитель в своей деятельности должен руководствоваться: законодательными актами РФ; Уставом компании; Правилами внутреннего трудового распорядка; другими нормативными актами компании; приказами и распоряжениями руководства; настоящей должностной инструкцией.

Разделом 4 «Должностные обязанности водителя» должностной инструкции предусмотрены обязанности водителя.

Водитель обязан постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Согласно п.4.2.10 водитель обязан в случае обнаружившейся неисправности автобуса перед выездом из гаража оформить у механика ТО путевой лист и немедленно сдать его диспетчеру и действовать в дальнейшем по указанию начальника автоколонны.

Согласно п.4.2.12 При возвращении в гараж по технической неисправности ( с разрешения начальника автоколонны), водитель обязан предъявить автобус механику отдела технического контроля для проверки его технического состояния, оформить заявку и выполнять распоряжения заместителя директора по эксплуатации и техническим вопросам или начальника производства по частичному ремонту, восстановлению автобуса в технически исправное состояние, а также при необходимости производить уборку автобуса снаружи и внутри салона.

П.4.2.13 Если ремонт производиться без участия водителя, то в этом случае, после оформления заявки на ремонт, водитель выполняет оперативные распоряжения диспетчера и начальника автоколонны отдела перевозок. По указанию начальника автоколонны продолжает работу на линии на другом технически исправном автобусе. При отсутствии исправного автобуса, выполняет иные работы на предприятии, предусмотренные должностной инструкцией.

П. 4.3.15. Бережно относиться к закрепленному автобусу, постоянно следить за его техническим состоянием, применять такие приемы вождения, которые обеспечивают его сохранность, долговечность и безопасность перевозок.

Согласно п.4.4.5. водитель обязан по возвращении в гараж помыть автобус на механической мойке и поставить на стоянку на место, отведенное для стоянки автобусов своей бригады.

Согласно п.6.1 Инструкции, водитель несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации.

Условия работы и оплаты труда водителя определяются в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и Положением об оплате труда, Положением о премировании и материальном стимулировании.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении подвижного состава за водительским составом предприятия» за ФИО5 был закреплен автобус госномер в440вв, бортовой . Целью издания данного приказа было повышение ответственности водительского состава за эксплуатацией подвижного состава предприятия, более качественный ремонт транспорта. Согласно п.З приказа от ДД.ММ.ГГГГ водительский состав принимает непосредственное участие в ремонте автобусов, контролирует проводящие ремонтные работы специалистами, принимает автобус по окончании ремонтных работ. ФИО2 ознакомился с данным приказом 27.08.2015г.

Автобус марки ФИО6, гос.номер бортовой находится в ремонте. При нахождении автобуса на ремонте водитель должен приходить на работу, согласно графику смен, и принимать непосредственное участие в ремонте, контролировать приводящиеся ремонтные работы, выполнять оперативные распоряжения диспетчера и начальника автоколонны отдела перевозок, выполнять иные работы на предприятии.

ФИО7. присутствует на территории производственной базы МПВ «ВПОПАТ № 1», но отказывается заниматься ремонтом автобуса или выполнять иные работы. Должностной обязанностью водителя предусмотрена обязанность водителя знать устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, способы их обнаружения и устранения. Обязанность мыть автобус также предусмотрена должностной инструкцией.

Согласно трудовому договору «работник» обязан - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности. ФИО8., в силу отсутствия у него желания, не выполняет порученную ему работу, так в путевом листе автобуса от ДД.ММ.ГГГГ начальником автоколонны ФИО4 сделана отметка, что ФИО9 « пришел на работу и не занимался ремонтом, ходил по территории, сидел в личном автомобиле». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О наложении дисциплинарного взыскания» ФИО1 был объявлен выговор за нарушение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка. Причиной вынесения такого приказа послужило отсутствие ФИО1 на рабочем месте, при проверке было обнаружено, что ФИО2 в рабочее время спал в своем личном автомобиле.

С ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлен для работы водителем автобус марки ФИО10 госномер в вв , гаражный номер что подтверждает путевой лист автобуса № от ДД.ММ.ГГГГ., путевой лист автобуса № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО13 продолжает работать водителем автобуса марки ФИО14, госномер в вв гаражный номер что подтверждают путевой лист № от

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по нижеследующим основаниям.

В силу ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, либо незаконного перевода на другую работу, суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истец принят в МУП <адрес> «Владивостокское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта № 1» для выполнения работы в соответствии со штатным расписанием по должности водителя автобуса на неопределенный срок с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 2.5. указанного трудового договора, время простоя (ремонта), по причинам, не зависящим от «Работодателя» и «Работника» оплачивается в размере 70% от оклада, время простоя по вине «Работника» не оплачивается.

Часть 3 ст. 72.2 ТК РФ определяет простоем временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера и предоставляет в этом случае работодателю право перевести работника без его согласия на другую работу на срок до одного месяца.

Сторонами не оспаривается, что истец не был переведен на другую работу.

Согласно статье 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (если работник не переведен на другую работу). В этом случае работник обязан выходить на работу (отсутствие его возможно лишь по соглашению с работодателем), подчиняться своему непосредственному руководителю, выполнять установленные нормы внутреннего трудового распорядка.

Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки трудовой дисциплины и выполнения работником правил внутреннего трудового распорядка, было установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 ч. 00 спал в личном автомобиле, данное нарушение зафиксировано в помощью камер видеонаблюдения. Истцу объявлен выговор.

Дополнительным соглашением к вышеназванному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, установлен должностной оклад в размере 9200 рублей.

Как следует из путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; автобус марки Луидор гос.номер в 440 вв 125, гаражный , водителем которого являлся ФИО2, находился в ремонте, т.е. имел место простой по причине технического характера.

Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ, автобус марки Луидор гос.номер в 660 вв 125, гаражный , переданный под управление истца, находился в ремонте, а ДД.ММ.ГГГГ (путевой лист от ДД.ММ.ГГГГ) истец выехал на данном автобусе по маршруту 95 «Снеговая Падь-Тухачевского».

Истцом и ответчиком не оспаривается, что сумма к выплате истцу составила 9542,32 рубля. Расчет суммы, подлежащей выплате истцу, судом признается верным.

Доводы истца о том, что на него незаконного возлагаются обязанности по мытью автобуса, его ремонту, опровергаются Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении подвижного состав за водительским», в соответствии с п. 3 которого, водительский состав принимает непосредственное участие в ремонте автобусов, контролирует проводящие ремонтные работы, принимает автобус по окончании ремонтных работ.

Пунктом 4.3.5. Должностной инструкции водителя автобуса, п. 4.4.5. должностной инструкции водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, установлено, что водитель, при возврате в гараж, обязан помыть автобус на механической мойке и поставить на стоянку на отведенное место.

Таким образом, суд не находит нарушений действующего трудового законодательства РФ, что, в соответствии со ст. 394 ТК РФ, является основанием к отказу в удовлетворении требований о взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.13, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному предприятию <адрес> «Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта » о возмещении морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г. Владивостока.

Председательствующий: