ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-373/19 от 19.09.2019 Дудинского районного суда (Красноярский край)

77RS0021-01-2018-013939-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дудинка 19 сентября 2019 года

Дудинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи – Кобец А.В., при секретаре Тарановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-373/2019 по исковому заявлению Военного прокурора Красноярского гарнизона к Министерству обороны РФ, АО «Главное управление обустройства войск», третьим лицам на стороне ответчика, не заявляющим самостоятельных требований ФКУ «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации», в / части 21242 о возложении обязанности провести капитальный ремонт внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения,

установил:

Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился в Пресненский районный суд города Москвы с иском, в котором указывает, что при проверке в области капитального строительства и ремонта при выполнении государственного контракта на строительство модульной котельной военного городка № 16 в/части 21242 (Красноярский край, г. Дудинка), а также обеспечения жизнедеятельности указанного военного городка, установлено, что на территории данного военного городка имеется капитальное строение котельной, 1978 года постройки. В 2010 году специалистами ООО «Проектно исследовательский мерзлотный центр» (г. Норильск) проведено экспертное обследование котельной, по результатам которого составлен технический отчет № ОБ-31-10 о состоянии строительных конструкций здания. Выявленные в ходе обследования дефекты и повреждения оказывают существенное влияние на техническое состояние здания в целом. Специалистами, с учетом сроков эксплуатации котельной и физического износа здания, сделан вывод о нецелесообразности проведения ремонтно-восстановительных работ и рекомендовано прекратить эксплуатацию котельной. Министерством обороны Российской Федерации принято решение о строительстве на территории военного городка № 16 новой блочно-модульной котельной, работающей на дизельном топливе. В целях реализации решения между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО «Главное управление обустройства войск» (генподрядчик, далее - АО «ГУОВ») заключен государственный контракт от 21 декабря 2011 года. Контрактом предусмотрено выполнение работ по проектированию и строительству объектов социально-бытового назначения в рамках исполнения государственного оборонного заказа на 2011 год и на плановые периоды 2012-2013 годов, стоимостью 92.310.000 руб., со сроком исполнения 15 декабря 2012 года. Согласно техническому заданию к контракту предусмотрено проектирование и строительство объекта: «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть» (шифр объекта ). Интересы заказчика представляет ФКП «УЗКС». Во исполнение государственного контракта 21 декабря 2011 года между АО «ГУОВ» (генподрядчик) с одной стороны и ООО «Тепломех» (субподрядчик) с другой стороны, заключен договор на проектирование и строительство объекта: «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения» по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в/часть 21242 (шифр объекта ), стоимостью 92.310.000 руб., со сроком исполнения 15 декабря 2012 года. Согласно актам по форме КС-2 от 12 ноября 2013 года с № 1 по № 27, работы ООО «Тепломех» выполнены, также получено положительное заключение государственной экспертизы Минобороны России от 26 апреля 2013 г. . При этом ООО «Тепломех», в период строительства, 1 октября 2012 г. за исх. уведомило генподрядчика (ГУОВ) о проведении завершающих этапов работ и предоставлении возможности осуществить врезку технологических трубопроводов в существующую тепловую сеть и сеть холодного водоснабжения для подключения вновь смонтированных сетей и котельной к существующим сетям потребителя. В период с 11 по 13 ноября 2013 года представителями Департамента государственного заказчика капитального строительства Минобороны России проведен осмотр модульной котельной для ее принятия в эксплуатацию. Приемочной комиссией сделан вывод, что строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с откорректированной проектной документацией и котельная в целом готова к проведению пуско-наладочных работ и вводу в эксплуатацию. Однако препятствием для проведения пуско-наладочных работ и режимно-наладочных испытаний и последующего ввода котельной в эксплуатацию является неудовлетворительное состояние внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения и канализации существующих зданий в/части 21242. Договором субподряда от 31 января 2013 года на выполнение работ по капитальному ремонту базовых военных городков (шифры , , , , ), заключенного между ФГУП «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства» (генподрядчик) и ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Сибири при Федеральном агентстве специального строительства (субподрядчик), предусмотрен капитальный ремонт внутридомовых сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения военного городка № 16 (шифр ), со сроком исполнения 10 декабря 2013 года. Договорные обязательства по данному контракту, в части ремонта объектов военного городка № 16 не исполнены, капитальный ремонт внутридомовых систем (трубопроводов) военного городка не произведен. Помимо этого, ремонт внутридомовых сетей военного городка включался в план капитального ремонта зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу на 2017 год, однако ремонтные работы не произведены. Внутридомовые сети включены в заявочный план по капитальному ремонту (реконструкции) зданий и сооружений Минобороны России по Центральному военному округу на 2018 год, однако финансирование на проведение вышеуказанных работ не поступало, работы по капитальному ремонту внутридомовых сетей не произведены. Согласно ответу АО «ГУОВ» от 5 октября 2018 г. исх. вопрос ремонта внутридомовых сетей находится в зоне ответственности государственного заказчика - Минобороны России, при этом контракт на выполнение вышеуказанных работ до настоящего времени не заключен. АО «ГУОВ» (генподрядчик) неоднократно направлялись письма в адрес Минобороны России о невозможности завершить работы по государственному контракту от 21 декабря 2011 года, а также невозможности ввести модульную котельную в эксплуатацию по причине изношенности внутридомовых сетей. В соответствии с актом проверки 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора от 20 июля 2018 г. в течение пяти лет модульная котельная не может быть введена в эксплуатацию и является объектом незавершенного строительства, при этом предложения о проведении капитального ремонта (замене) внутридомовых сетей военного городка на момент проверки (июль 2018 года) не выполнены. Необходимость проведения ремонтных работ котельной и внутридомовых сетей водоснабжения ежегодно подтверждается в ходе весенних и осенних комиссионных осмотров данных объектов должностными лицами в/части 21242 и управляющей организацией - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, однако мер по ремонту не принимается. В частности, в феврале 2017 года военной прокуратурой Красноярского гарнизона совместно со специалистами Ростехнадзора проведена проверка работы котельной. Согласно заключению специалиста выявленные ранее дефекты в конструкции свай не устранены. Длительное непринятие Минобороны России мер по проведению капитального ремонта внутридомовых сетей военного городка препятствует введению в эксплуатацию вновь смонтированной модульной котельной, в связи с чем обеспечение теплоэнергией жилых и служебных помещений в/части 21242 продолжительный период осуществляется за счет эксплуатации аварийного здания котельной 1978 года постройки, что создает реальные предпосылки к его обрушению. В условиях субарктического климата, характеризующегося отрицательными среднегодовыми температурами воздуха, продолжительным холодным периодом (249 дней в году), сильными морозами и метелями, а также средней скоростью ветра в течение года 5 м/с, последствия обрушения котельной и остановка подачи тепла в жилые объекты, создает угрозу гибели жителей и военнослужащих военного городка. Более того, специфика дислокации в/части 21242 (<адрес>), со значительным удалением от автотрассы в тундру по дороге, которая в условиях зимнего периода времени и обильного снегопада труднопроходима, может не позволить своевременно принять меры по ликвидации последствий аварии котельной. Согласно ответу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечение» Минобороны России от 3 октября 2018 г. , на территории военного городка имеется многоквартирный жилой дом № 1, на 66 квартир. Из ответа филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) ЖЭ(К) О № 15 от 3 октября 2018 г. исх. в собственности жилых помещений в данном доме у граждан не имеется, все жилые помещения предоставляются гражданам на период трудоустройства в воинской части либо прохождения военной службы военнослужащими по договорам служебного найма командиром воинской части. По состоянию на октябрь 2018 года в указанном многоквартирном доме проживает 108 служащих. При этом количество жильцов изменяется в силу особенностей служебного статуса жилых помещений, а также необходимостью предоставления квартир военнослужащим и членам их семей, временно прикомандированным к воинской части, прибывающим в указанное здание для временного выполнения служебных обязанностей. Специфика военной службы в войсковой части 21242 определяет исполнение служебных обязанностей в военном городке № 16 военнослужащими, не только постоянно находящимися в списках данной воинской части, но и пребывающими для временного исполнения должностных обязанностей, связанных с несением боевой службы и обслуживанием необходимого для этих целей оборудования. Войсковая часть 21242 несет круглосуточное дежурство, участвует в обеспечении объектов и учреждений Минобороны России специальной связью, в связи с чем выход из строя оборудования в результате поломки котельной и инженерных сетей, может привести к снижению боеготовности воинской части, что в свою очередь нарушит права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, на обеспечение обороны и безопасности страны. Согласно схеме теплоснабжения (раздел 6 паспорта военного городка) наружными сетями теплоснабжения соединены объекты военного городка: караульное помещение (инв. № 10), спортзал (инв. № 12), гараж (инв. № 13), склад (инв. № 15), комплексно-войсковое здание (инв. № 6), техздание (инв. № 16), канализационно-насосная станция (инв. № 11), комплексно-хозяйственное здание (инв. № 8), дизельная электростанция (инв. № 5), котельная (инв. № 3), баня-сауна (инв. № 14), жилой дом (инв. № 1), пожарная емкость (инв. № 2), резервуары воды (инв. № 4), резервуары ГСМ (инв. №№ 7 и 24) и бокс хранения (инв. № 18). При этом по государственному контракту от 21 декабря 2011 года к перечисленным объектам от модульной котельной проведены новые наружные сети теплоснабжения, без врезки в сети зданий. В соответствии с разделом 3 тактико-технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения объектов военного городка № 16, утвержденного командующим войсками ЦВО от 13 декабря 2014 г. (аналогичное задание составлено в 2017 году), замена систем отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, требуется на объектах военного городка: комплексно войсковое здание (инв. № 6), пятиэтажный жилой дом офицерского состава (инв. № 1), баня-сауна (инв. № 14), КНС (инв. № 11), резервная ДЭС (инв. № 5), караульное помещение (инв. № 10), спортзал (инв. № 10), спортзал (инв. № 12), техническое здание (инв. № 16), топливоподготовка (инв. №№19-20), комплексно-хозяйственное здание (инв. № 8), котельная (инв. № 3), гараж (инв. № 13), склад бензин (инв. № 15), пожарная емкость (инв. № 2), резервуарная воды (инв. № 4), резервуар ГСМ (инв. №№ 7 и 24), бокс-хранения (инв. № 18). Таким образом, в настоящее время необходимо провести капитальный ремонт по замене систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения вышеперечисленных объектов военного городка № 16, что в дальнейшем позволит запустить процесс проведения на модульной котельной пуско-наладочных работ и введения ее в эксплуатацию.

Прокурор просит возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность провести капитальный ремонт внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения в существующих зданиях военного городка № 16 войсковой части 21242, а именно: комплексно-войсковое здание (инв. № 6), пятиэтажный жилой дом офицерского состава (инв. № 1), баня-сауна (инв. № 14), КНС (инв. № 11), резервная ДЭС (инв. № 5), караульное помещение (инв. № 10), спортзал (инв. № 10), спортзал (инв. № 12), техническое здание (инв. № 16), топливоподготовка (инв. №№19-20), комплексно-хозяйственное здание (инв. № 8), котельная (инв. № 3), гараж (инв. № 13), склад бензин (инв. № 15), пожарная емкость (инв. № 2), резервуарная воды (инв. № 4), резервуар ГСМ (инв. №№ 7 и 24), бокс-хранения (инв. № 18).

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность, после проведения капитального ремонта внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения в зданиях военного городка № 16, произвести режимно-наладочные испытания и пуско-наладочные работы на объекте незавершенного строительства - «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения» по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в/часть 21242 (шифр объекта ) (модульная котельная) и ввести объект в эксплуатацию.

Определением Пресненского районного суда города Москвы от 18 февраля 2019 года гражданское дело было направлено в Дудинский районный суд по месту нахождения большинства доказательств.

В представленном отзыве Министерство обороны РФ иск не признало, указав, что в соответствии с п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года , Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. В целях выполнения возложенных на него функций Минобороны России вправе непосредственно либо через свои органы учреждения осуществлять правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в ВС РФ, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества и для этих целей заключает государственные контракты (в том числе на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст.763 ГК РФ). Реализуя правомочия собственника жилищного фонда между Минобороны России (Государственный заказчик) и ОАО «ГУОВ» (Генподрядчик) заключен государственный контракт от 21 декабря 2011 года, на выполнение работ по проектированию и строительству объектов социально-бытового назначения в рамках исполнения государственного оборонного заказа на 2011 год и периоды 2012-2013 годов, стоимостью 92.310.000 рублей, со сроком исполнения 15 декабря 2012 года. Организация работ по капитальному ремонту может быть осуществлена Минобороны России только за счет средств федерального бюджета и только в порядке, определенном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть путем заключения государственного контракта на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Во исполнение государственного контракта 21 декабря 2011 года между ОАО «ГУОВ» (Генподрядчик) с одной стороны и ООО «Тепломех» (Субподрядчик) с другой стороны, заключен договор на проектирование и строительство объекта «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения» по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, войсковая часть 21242 (шифр объекта ), стоимостью 92.310.000 рублей, со сроком исполнения 15 декабря 2012 года. Согласно актам по форме от 12 ноября 2013 года с №1 по №27, ООО «Тепломех» выполнены, а ОАО «ГУОВ » (Генподрядчик) приняты работы но строительству модульной котельной, а также получено положительное заключение государственной экспертизы Министерства обороны РФ от 26 апреля 2013 года . При этом ООО «Тепломех», в период строительства, 1 октября 2012 года уведомило ОАО «ГУОВ» (Генподрядчик) о проведении завершающих этапов работ и предоставлении возможности осуществить врезку технологических трубопроводов в существующую тепловую сеть и сеть холодного водоснабжения для подключения вновь смонтированных сетей и котельной к существующим сетям потребителя. Договором субподряда от 31 января 2013 года на выполнение работ по капитальному ремонту базовых военных городков, заключенным между ФГУП «Стройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства» (генподрядчик) и ФГУП «Главное управление капитального строительства на территории Сибири при Федеральном агентстве капитального строительства» (субподрядчик), предусмотрен капитальный ремонт внутридомовых сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения военного городка №16 со сроком исполнения 10 декабря 2013 года. Договорные обязательства но данному контракту, в части ремонта объектов военного городка №16 не исполнены, капитальный ремонт внутридомовых систем (трубопроводов) военного городка не произведен, то есть со стороны Минобороны РФ приняты все необходимые меры по исполнению государственного контракта от 21 декабря 2011 года. Полагает, что каких-либо правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, просит в иске отказать.

Привлеченное в дело в качестве соответчика ОАО «Главное управление обустройства войск» в представленном отзыве иск не признало, поскольку между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и АО «ГУОВ» (далее - Генподрядчик) 21.12.2011г. заключен государственный контракт на проектирование и строительство объекта: «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения» по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в/ч 21242 (шифр объекта: - далее Контракт. Согласно п.2.5. Контракта Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 настоящего Контракта, Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Заказчик). Ответственность за действия и/или бездействия Заказчика при осуществлении им функций Государственного заказчика несет Государственный заказчик. В целях исполнения Контракта между АО «ГУОВ» и ООО «Тепломех» (далее - Подрядчик) был заключен договор от 21.12.2011 . АО «ГУОВ» в соответствии с заключенным Контрактом выполнило работы по проектированию и строительству объекта «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в/ч 21242» (шифр объекта К-31/9). Работы по подготовке котельной к проведению пусконаладочных работ были выполнены в 2013 году. Препятствием для ввода данного объекта в эксплуатацию и выполнения Контракта явилось неудовлетворительное состояние внутридомовых систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации существующих зданий в/ч 21242 (военный городок № 16), отсутствие системы водозабора. Выполнение данных работ не входит в стоимость работ по Контракту. Для проведения работ по ремонту внутридомовых систем между Минобороны России и ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» был заключен Государственный контракт от 26.12.2012 которым предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых сетей военного городка № 16 по адресу: Красноярский край, г. Дудинка (шифр объекта - ). Срок окончания работ по шифру - 10.12.2013. ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» к выполнению работ на объекте не приступил, до настоящего времени работы по капитальному ремонту (замене) внутридомовых инженерных сетей не производились. В 2014 году контракт с ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» расторгнут. В адрес Минобороны РФ неоднократно направлялись письма о необходимости заключения государственного контракта по шифру объекта , в противном случае АО «ГУОВ» не сможет в полном объеме выполнить Контракт по шифру объекта и ввести котельную в эксплуатацию (от 09.02.2015 , от 27.03.2015 ). До настоящего времени государственный контракт с АО «ГУОВ» на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых сетей военного городка № 16 по адресу: Красноярский край, г. Дудинка (шифр объекта-) не заключен. Пунктом 1.2. дополнительного соглашения № 9 от 29.12.2017г. к государственному контракту от 21.12.2011г. по шифру объекта стороны продлили сроки исполнения Обязательств до 31.12.2020г., признав, что обеими Сторонами обязательства по Контракту в полном объеме не исполнены (п.1.1. ДС № 9 от 29.12.2017). 120 отелом государственного архитектурно-строительного надзора проведена проверка объекта по шифру , по результатам которой составлен акт проверки от 06.05.2019г. (далее - Акт проверки). Согласно пункта В раздела 1 Акта проверки установлено, что котельная готова к проведению пуско-наладочных работ и вводу в эксплуатацию, строительно-монтажные выполнены. Пунктом Г раздела 1 Акта проверки отмечено препятствие для пуско-наладочных режимно-наладочных испытаний и последующего ввода котельной в эксплуатацию, которое заключается в неудовлетворительном состоянии внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации. Пунктом Д раздела 1 Акта проверки комиссией сделан вывод о невозможности ввода в эксплуатацию объекта (шифр ) без проведения работ по замене внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации существующих зданий в/ч 21242. Пунктом Е раздела 1 Акта проверки комиссией установлено, что выполнение работ по замене внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации существующих зданий в/ч 21242 не предусмотрено утвержденной проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы Министерство обороны РФ, по которой должно быть осуществлено (и фактически осуществлено) строительство объекта «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения» по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в/ч 21242 (шифр объекта: ). Также отмечено, что Заказчиком (РУЗКС ЦВО) не реализовано предложение приемочной комиссии, назначенной приказом директора Департамента государственного заказчика капитального строительства Минобороны РФ от 23 октября 2013г. по замене внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации существующих зданий в/ч 21242. На объекте шифр на дату проведения проверки работы по капитальному ремонту не были начаты. На основании изложенного следует, что обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту внутридомовых сетей, военного городка № 16 по адресу: Красноярский край, г. Дудинка у АО «ГУОВ» не наступили, т.к. Контракт с Минобороны ЗФ не был заключен. Учитывая вышеизложенное просит отказать в удовлетворении исковых требований к АО «ГУОВ» в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Таймырского района Авдошкин С.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, АО «Главное управление обустройства войск», третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований ФКУ «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации», в / части 21242, должным образом уведомленные о времени и месте разбирательства, в судебное заседание не прибыли, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом, на основании ст.167 ГПК РФ принято решение рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из технического отчета составленного специалистами ООО «Проектно исследовательский мерзлотный центр» (г. Норильск) на основании договора от 17 ноября 2010 года, заключенного с ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление», следует, что при проведении обследования строительных конструкций здания котельной тепло-хозяйства военного городка №16, расположенного по адресу: <адрес>. были выявлены дефекты и повреждения, оказывающие существенное влияние на техническое состояние здания в целом. Строительные конструкции здания в целом отнесены к категории «недопустимое состояние», что характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. В связи с длительным сроком эксплуатации, физическим износом строительных конструкций считают проведение ремонтно-восстановительных работ на здании экономически и технически нецелесообразным. Рекомендуют рассмотреть вопрос о прекращении эксплуатации здания котельной теплохозяйства военного городка №16 и установки модульной котельной (т.1 л.д. 11-80).

21 декабря 2011 года между ОАО «ГУОВ» и ООО «Тепломех» был заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ в отношении котельной с расходными баками дизельного топлива, резервной ДЭС, тепловой сетью, для коммунально-бытовых нужд, мощностью 5,4 МВт., сроком до 25.10.2012 года, стоимостью 92.310.000 руб. (т.1 л.д.82-128).

Из представленных доказательств следует, что объект: «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть» силами ООО «Тепломех» был построен, поскольку с 07.10.2012 года по 2015 год ООО «Тепломех» обращалось в ОАО «ГУОВ» с письмами, в которых указывалось на завершение работ по строительству котельной и просьбой обеспечить для проведения пусконаладочных работ возможность осуществить врезки технологических трубопроводов в существующую тепловую сеть и сеть холодного водоснабжения (т.1 л.д.129-133).

На основании приказа директора Департамента государственного заказчика капитального строительства МО РФ от 28.10.2013 г. была создана комиссия по приемке в эксплуатацию завершенного строительством объекта в г. Дудинка Красноярского края (шифр ). По результатам работы комиссии акт приемки (ф) составлен не был, в связи с невозможностью проведения пуско-наладочных работ режимно-наладочных испытаний. Ввод в эксплуатацию построенной котельной и наружных сетей, не представился возможным по следующим причинам:

- Рабочее давление новых тепловых сетей трубопроводов горячего и холодного водоснабжения составляет минимально 4,0 кг/см2., а существующие внутридомовые сети могут испытать рабочее давление не более 3,5 кг/см2, к тому же они содержат многочисленные бандажи, соединение на резиновый шланг, коррозированность труб.

- Отложения шлама и илового осадка в трубопроводах составляет от 60% до 80% сечения трубопровода. При работе с химводоподготовкой эта грязь будет забивать теплообменники, что выведет их из строя и повлечет за собой аннулирование гарантийного обслуживания.

- Напор подающего трубопровода холодной воды с водозабора недостаточный, система очистки забираемой с озера воды отсутствует, ввиду изношенности оборудования водозабора, подача воды не стабильна.

Таким образом, в войсковой части 21242 построена новая котельная (оснащенная современным технологичным оборудованием, на которое уже истек 24-месячный гарантийный срок), наружные инженерные сети проложены, затрачена огромная сумма государственных денег, а отопление на военный городок подается со старой, аварийной котельной (письмо командира части, датированное 2014 годом).

ООО «Тепломех» обращалось с иском в Арбитражный суд г. Москвы, решением которого от 7 апреля 2017 года по делу на АО «ГУОВ» возложена обязанность принять от ООО «Тепломех» по акту приема-передачи строительную площадку земельный участок кадастровый номер – площадью 5.400.000 кв.м., категория земель – земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, местоположение – Красноярский край, г. Дудинка, в/ч 21242, и расположенный на ней объект незавершенного строительства «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть холодного водоснабжения» по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в/ч 21242 (шифр объекта: ), в течении двух недель со дня вступления решения суда в законную силу. При этом решением суда установлено, что в рамках договора от 21.12.2011 на проектирование и строительство объекта: Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть и сеть резервного водоснабжения, по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в/ч 21242, актом комиссии, назначенной директором департамента государственного заказчика капитального строительства МО РФ от 23.10.2013г., работавшей с 11.11.2013 по 13.11.2013 и осуществившей осмотр объекта для его приемки в эксплуатацию к завершенного строительством, было установлено, что строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с откорректированной проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы МО РФ от 26.04.2013 и котельная в целом готова к проведению пуско-наладочных работ и вводу в эксплуатацию, однако, препятствием для пуско-наладочных работ, режимно-наладочных испытаний и последующего ввода котельной в эксплуатацию является неудовлетворительное состояние внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации существующих зданий в/ч 21242. Истец также пояснил, что на протяжении длительного времени осуществляет необходимый комплекс мероприятий по поддержанию объекта в надлежащем состоянии, так как консервация объекта без подачи отопления невозможна, из-за необходимости поддержания положительных температур в целях обеспечения работоспособности установленного на объекте высокотехнологического оборудования. В связи с тем, что выполнение работ по замене трубопроводов внутридомовых инженерных систем, необходимых для проведения пуско-наладочных работ и ввода объекта в эксплуатацию не было начато и сроки их выполнения ответчиком не были обозначены, истец направил в адрес ответчика претензию от 07.07.2015 об одностороннем отказе от договора от 21.12.2011 на основании ст.719 ГК РФ, с требованием принять объект, эксплуатационную документацию и строительную площадку по акту приемки, а также оплатить задолженность по договору. В связи с расторжением договора от 21.12.2011 истец неоднократно обращался к ответчику с требованием принять объект и строительную площадку по акту приемки, направлял в адрес ответчика для подписания акту приема-передачи. Однако, ответчик уклонялся от принятия объекта и строительной площадки и подписания акта приема-передачи.

Сведения о том, что ситуация изменилась в лучшую сторону суду не представлены. Из имеющихся доказательств следует, что решение о проведении капитального ремонта внутридомовых систем зданий, с выделением необходимого финансирования, принятое Министерством Обороны РФ в декабре 2012 года, в 2013 году было отменено, деньги отозваны.

Согласно ст.7 указа Президента РФ от 16.08.2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны РФ» Минобороны России осуществляет следующие полномочия:

45) организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил;

48.1) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

71) осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Изложенное, с учетом положений ст.210 ГК РФ, обязывающей собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, свидетельствует, что безопасную деятельность военных городков должно обеспечивать Министерство обороны РФ.

В рассматриваемом случае ответчик указанную обязанность не выполнил, поскольку отсутствие безопасности при использовании котельной войсковой части 21242, 1974 года постройки, было установлено еще в 2010 году, с этого времени была построена новая котельная, на которую затрачено большое количество бюджетных средств, запустить которую не представляется возможным, поскольку внутридомовые системы не могут выдержать гидравлические испытания необходимого давления вследствие значительного износа. Вся, имеющаяся в деле, последующая переписка руководства Министерства обороны РФ подтверждала необходимость производства капитального ремонта внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения в/ч 21242, в то же время соответствующего решения принято не было. Позиция ответчика в суде свидетельствует, что фактически он уклоняется от исполнения возложенных на него законом обязанностей, пытается переложить их на других. Согласно схеме теплоснабжения наружными сетями теплоснабжения соединены объекты военного городка: караульное помещение (инв. № 10), спортзал (инв. № 12), гараж (инв. № 13), склад (инв. № 15), комплексно-войсковое здание (инв. № 6), техздание (инв. № 16), канализационно-насосная станция (инв. № 11), комплекснохозяйственное здание (инв. № 8), дизельная электростанция (инв. № 5), котельная (инв. № 3), баня-сауна (инв. № 14), жилой дом (инв. № 1), пожарная емкость (инв. № 2), резервуары воды (инв. № 4), резервуары ГСМ. В соответствии с разделом 3 тактико-технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения объектов военного городка № 16, утвержденного командующим войсками ЦВО от 13 декабря 2014 г., замена систем отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, требуется на объектах военного городка: комплексно войсковое здание (инв. № 6), пятиэтажный жилой дом офицерского состава (инв. № 1), баня-сауна (инв. № 14), КНС (инв. № 11), резервная ДЭС (инв. № 5), караульное помещение (инв. № 10), спортзал (инв. № 10), спортзал (инв. № 12), техническое здание (инв. № 16), топливоподготовка (инв. №№19-20), комплексно-хозяйственное здание (инв. № 8), котельная (инв. № 3), гараж (инв. № 13), склад бензин (инв. № 15), пожарная емкость (инв. № 2), резервуарная воды (инв. № 4), резервуар ГСМ (инв. №№ 7 и 24), бокс-хранения (инв. № 18), то есть отремонтировать необходимо все указанные объекты.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что требования прокурора, заявленные в рамках реализации его полномочий, предусмотренных пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд полагает необходимым представить для исполнения решения суда 6-месячный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Военного прокурора Красноярского гарнизона удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести капитальный ремонт внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения в существующих зданиях военного городка № 16 войсковой части №21242, а именно: комплексно войсковое здание (инв. № 6), пятиэтажный жилой дом офицерского состава (инв. № 1), баня-сауна (инв. № 14), КНС (инв. № 11), резервная ДЭС (инв. № 5), караульное помещение (инв. № 10), спортзал (инв. № 10), спортзал (инв. № 12), техническое здание (инв. № 16), топливоподготовка (инв. №№19-20), комплексно-хозяйственное здание (инв. № 8), котельная (инв. № 3), гараж (инв. № 13), склад бензин (инв. № 15), пожарная емкость (инв. № 2), резервуарная воды (инв. № 4), резервуар ГСМ (инв. №№ 7 и 24), бокс-хранения (инв. № 18).

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность, после проведения капитального ремонта внутридомовых систем (трубопроводов) отопления, горячего и холодного водоснабжения в зданиях военного городка № 16, произвести режимно-наладочные испытания и пуско-наладочные работы на объекте незавершенного строительства - «Котельная с расходными баками дизельного топлива, резервная ДЭС, тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения» по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в/часть №21242 (шифр объекта ) (модульная котельная) и ввести объект в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья А.В. Кобец

В полном объеме решение изготовлено 24 сентября 2019 года.