ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-373/2012 от 10.12.2012 Палехского районного суда (Ивановская область)

  Дело №

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации    10 декабря 2012 года                                                               п. Палех Ивановская область

 Палехский районный суд Ивановской области в составе

 председательствующего судьи Рыцаревой Е.Ю.,

 с участием представителя заявителя и заинтересованного лица Волокитина А.С., действующего по доверенностям от 27 ноября 2012 года и от 06 декабря 2012 года,

 представителей заинтересованного лица - и.о. прокурора Палехского района Галянина А.А., помощника прокурора Погореловой М.М.,

 при секретаре Кузнецовой А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению директора ООО «Палехское предприятие объединённых котельных» Архиреева Вячеслава Борисовича об оспаривании представления прокуратуры Палехского района Ивановской области об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха,

 у с т а н о в и л:

 Архиреев В.Б., являющийся директором ООО «Палехское предприятие объединённых котельных» обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокуратуры Палехского района Ивановской области от 19 октября 2012 года №1-475в-12 об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.

 Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки, проведённой прокуратурой Палехского района на него как на руководителя ООО «Палехское предприятие объединённых котельных», действующего в интересах общества, незаконно возложена обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства, которых он не допускал. За невыполнение представления какдолжностное лицо, он может быть привлечён к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

 Согласно представлению в нарушение ч.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», на предприятии не разработан проект предельно-допустимых выбросов, отсутствует разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Это вывод является необоснованным, так как 10 октября 2007 года предприятием получено соответствующее разрешения сроком действия по 01 января 2012 года. Разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов от 10 октября 2007 года, срок действия проекта установлен до 01 января 2013 года.

 ООО «Техпромэнерго» разработало для предприятия два проекта нормативов предельно допустимых выбросов, в отношении источников загрязнения, находящихся в

 п. Палех, д. Паново, д. Пеньки и с. Майдаково. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в отношении промышленных площадок находящихся в п.Палех, д. Паново, д.Пеньки в настоящее время прошел согласования в Филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Шуя, Шуйском и Савинском районах»           (выдано экспертное санитарно - эпидемиологическое заключение № 10-К от 12 марта 2012 года), в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Шуя ( что подтверждается письмом заместителя начальника этого отдела от 26 марта 2012 года             № 455). Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области выдано санитарно- эпидемиологическое заключение от 04 октября 2012 года. В настоящее время проект нормативов предельно- допустимых выбросов находится на согласовании в Росприроднадзоре по Ивановской области, после чего он будет направлен в Ростехнадзор по Ивановской области для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 Проект нормативов предельно допустимых выбросов в отношении источников загрязнения, находящихся в д. Майдаково 25 октября 2012 года, отправлен на согласование, что подтверждается письмом № 194 от 24 октября 2012 года. Учитывая то, что проекты нормативов предельно допустимых выбросов, в отношении источников загрязнения разработаны и представлены в контрольные органы для утверждения с целью последующего получения разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прокуратура необоснованно требует устранение выявленных нарушений пункта 1 статьи 14 «Об охране атмосферного воздуха», поскольку нарушений данной нормы предприятие не совершало.

 Также в представлении указано, что в нарушение ч. 1 ст. 25 ФЗ « Об охране атмосферного воздуха» на предприятии не назначено лицо, ответственное за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, не создана экологическая служба. Этот вывод сделан из-за недостаточного исследования фактических обстоятельств и внутренних документов предприятия, поскольку на предприятии имеется приказ №7/2 от 25 января 2007 года за подписью директора общества Архиреева В.Б., которым назначены ответственные лица по производственному контролю за охраной атмосферного воздуха и обращения с опасными отходами производства и потребления на предприятии, а именно: Архиреев В.Б., Кравченко Н.И., Лукина О.Е.

 Указано, что на предприятии не осуществляется инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, вопреки требованиям ч.1 ст. 22 и ч. 1 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Согласно п.3.4 проекта нормативов предельно допустимых выбросов от 10.10.2007 года учитывались результаты инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проведённой в июне 2007 года. Как следует из пункта 2.7 проектов нормативов предельно допустимых выбросов от 2012 года для расчёта предельно - допустимых выбросов за основы были взяты данные инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу промплощадок ООО «Палехское предприятие объединенных котельных, расположенных в п.Палех, д. Паново, и д. Пеньки, проведённой ООО «Техпромэнерго» в 2011 году и данные инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу промплощадки ООО «Палехское предприятие объединённых котельных», расположенной в с.Майдаково в 2012 году. Учитывая то, что инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу была проведена предприятием, поэтому требования законодательства об охране атмосферного воздуха соблюдены.

 Волокитин А.С., представляющий по доверенности интересы заявителя и заинтересованного лица ООО « Палехское предприятие объединённых котельных» в судебном заседании поддержал заявление, пояснил, что представление прокуратуры является незаконным и необоснованным так как возлагает на Архиреева А.Б., как руководителя ООО « Палехское предприятие объединённых котельных», обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства, которые он не совершал. За неисполнение представления руководитель предприятия может быть привлечён к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ. Срок действия проекта предельно допустимых выбросов, разработанного для предприятия 10.10.2007 года истекает 01.01.2013 года. Срок действия разрешения на выбросы истёк 01.01.2012 года. В настоящее время для ООО «Палехское предприятие объединённых котельных» ООО «Техпромэнерго» разработало проект нормативов предельно-допустимых выбросов в отношении источников загрязнения находящихся в п. Палех, д. Паново, д.Пеньки и с.Майдаково.Для разработки проектов ООО «Техпромэнерго» проведена инвентаризация всех источников выбросов. После окончательных согласований проектов нормативов предельно-допустимых выбросоввредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, будет получено разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ. Лицом, ответственным за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, является Архиреев В.Б., о чём имеется соответствующий приказ.

 Представление вынесено на основании устного опроса без проверки соответствующих документов, не указаны конкретные меры, которые необходимо принять по устранению выявленных нарушений, месячный срок, в течение которого должно быть исполнено представление является нереальным.

 Представитель заинтересованного лица Галянин А.А., исполняющий обязанности прокурора Палехского района, в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил отказать в удовлетворении заявления. Пояснил, что представление прокуратуры вынесено по результатам проверки соблюдения ООО « Палехское предприятие объединённых котельных» ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которую по его поручению проводила помощник прокурора Погорелова М.М. Архиреев В.Б., являющийся руководителем ООО « Палехское предприятие объединённых котельных» был поставлен в известность о цели вызова в прокуратуру. Давая пояснения по вопросам соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, он пояснил, что у предприятия имеются четыре стационарных источника выбросов загрязняющих веществ. Имелось соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, срок действия которого закончился в конце 2011 года. Разработан проект предельно-допустимых выбросов, который находится на согласовании, но в каком органе, он не знает, инвентаризация выбросов не проводится. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на предприятии не ведётся, лица, ответственного за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и экологической службы на предприятии нет. Документов, свидетельствующих о работе, проводимой в области соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха» Архиреев В.Б. не представил. С учётом результатов проверки прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которое является законным и обоснованным.

 Представитель заинтересованного лица Погорелова М.М. в судебном заседании пояснила, 19 октября 2012 года она как помощник прокурора Палехского района, по заданию прокуратуры Ивановской области, по поручению заместителя прокурора Палехского района Галянина А.А. проводила проверку исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха. По телефону она пригласила в прокуратуру Палехского района директора предприятия ООО «Палехское предприятие объединенных котельных» Архиреева В.Б. для получения его объяснения по вопросам исполнения ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предложив представить необходимые документы. Давая объяснения, по существу вопросов, Архиреев В.Б. пояснил, что на балансе предприятия имеются одно транспортное средство и четыре стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. У предприятия разработан проект предельно-допустимых выбросов, который находится на согласовании, но где не пояснил, при этом сообщил, что на предприятии не проводится инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Пояснил, что лица, ответственного за соблюдение законодательства по охране атмосферного воздуха и экологической службы на предприятии нет. Документов, в области охраны атмосферного воздуха, имеющихся на предприятии, не представил, в связи с чем, было вынесено представление об     устранении выявленных нарушений, которое является законным и обоснованным

      Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Архиреева В.Б. не подлежит удовлетворению.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.


Из пункта 1 статьи 24 Федерального закона от17.01. 1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

 В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

 В судебном заседании установлено, что 19 октября 2012 года по заданию прокуратуры Ивановской области помощник прокурора Палехского района Погорелова М.М. провела проверку соблюдения ООО «Палехское предприятие объединённых котельных» законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверки получено объяснение руководителя этого предприятия Архиреева В.Б., который пояснил, что при наличии у предприятия одного транспортного средство и четырех стационарных источников выбросов загрязняющих веществ срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух истёк 01.01.2012 года. У предприятия разработан проект предельно-допустимых выбросов, который находится на согласовании, при этом сообщил, что на предприятии не проводится инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Лиц, ответственных за соблюдение законодательства по охране атмосферного воздуха не назвал, документов, свидетельствующих о работе, проводимой предприятием в области охраны атмосферного воздуха, не представил.

 С учётом того, что в ходе проверки в ООО « Палехское предприятие объединённых котельных» были выявлены нарушения требований ч.1 ст. 14, ч.1 ст. 22 и ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», а именно: отсутствие разрешительной документации на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на предприятии не назначено лицо, ответственное за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, не создана экологическая служба, не проводится инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, в отношении директора ООО « Палехское предприятие объединённых котельных»     Архиреева В.Б. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха. Предлагалось рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих.

 Суд оценил доводы представителя заявителя и заинтересованного лица Волокитина А.С. о незаконности и необоснованности представления, поскольку на должностное лицо после получения его устных объяснений незаконно возложена обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства, которых он не допускал, и находит их несостоятельными. В судебном заседании нашло подтверждение, что указанные в представлении нарушения законодательства установлены из объяснений директора ООО «Палехское предприятие объединённых котельных» Архиреева В.Б. Давая пояснения по существу исполнения предприятием законодательств об охране атмосферного воздуха,     он сообщил должностному лицу прокуратуры, проводившему проверку, об отсутствии у предприятия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (по четырём промышленным площадкам), которое выдается после согласования проектов предельно-допустимых выбросов, а также о том, что на предприятии не проводятся инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, экологической службы или лица, осуществляющего контрольные функции за соблюдением законодательства в области охраны атмосферного воздуха, не имеется. В ходе прокурорской проверки документов, свидетельствующих об отсутствии выявленных нарушений, Архиреев В.Б. не представил.

 Доводы представителя заявителя и заинтересованного лица Волокитина А.С. о проведении инвентаризации, разработке проекта предельно-допустимых выбросов не свидетельствует о незаконности представления, поскольку данной информацией на момент вынесения представления заместитель прокурора Палехского района не обладал. Архиреев В.Б., ссылаясь на наличие на предприятии проекта предельно- допустимых выбросов, предоставил информацию о том, что инвентаризация источников выбросов на предприятии отсутствует, что указывало на отсутствие проекта предельно- допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ, поскольку проект разрабатывается на основе результатов инвентаризации.

 Доводы представителя заявителя и заинтересованного лица Волокитина А.С. о возможном привлечении Архиреева В.Б. как должностного лица, к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ необоснованны, так как представление прокурора, вынесенное в пределах его полномочий, направлено на принятие в добровольном порядке конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства, поэтому оно не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы руководителя ООО «Палехское предприятие объединённых котельных», являющегося должностным лицом.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 В удовлетворении заявления директора ООО «Палехское предприятие объединённых котельных» Архиреева Вячеслава Борисовича об оспаривании представления прокуратуры Палехского района Ивановской области № 1-475в-12 от 19 октября 2012 года об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, отказать

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда, через Палехский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Судья                           Е.Ю. Рыцарева

 Решение в окончательной форме принято 17 декабря 2012 года.

 Судья                           Е.Ю. Рыцарева