ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-373/2014 от 22.05.2014 Иркутского районного суда (Иркутская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 22 мая 2014 года                                 г. Иркутск

 Иркутский районный суд Иркутской области в составе

 председательствующего судьи Шевченко М.В.,

 при секретаре Хадаевой Е.О.,

 с участием помощника Байкало-Ангарского транспортного прокурора Стреляева А.И.,     представителя Администрации Иркутского района Х.М.П.,

 представителя третьего лица ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» Ф.О.В.,

 представителя третьего лица Администрации Усть-Балейского муниципального образования А.А.С.

 рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело № 2-373/2014 по иску Байкало-Ангарского транспортного прокурора к Администрации Иркутского районного муниципального образования о постановке на специальный учет бесхозяйных судов,

 УСТАНОВИЛ:

     Байкало-Ангарский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Иркутского района и просит обязать в установленные судом сроки осуществить направление соответствующих заявлений о постановке на специальный учёт бесхозяйных судов в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей».

 В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведения Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности плавания в акваториях Иркутского и Братского водохранилищ выявлено бесхозяйное имущество, расположенное на территории Иркутского района Иркутской области:

 понтон, изготовленный из металла, находится в районе 49 км реки Ангара, на правом берегу, на приверхе островов Баянчики;

 понтон, изготовленный из металла, находится в районе 26,5 км реки Ангара, на левом берегу, в районе подводного перехода.

 Специальный учет бесхозных судов ведется Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное судно. Заявление составляется по представлению ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна», оформленному в установленном порядке.

 Из ответа и.о. заместителя руководителя по обеспечению безопасности судоходства ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» следует, что представление об исполнении законодательства о порядке постановки на специальный учёт бесхозяйных судов от **/**/****, получено администрацией **/**/****, однако до настоящего времени от мэра Иркутского района заявление о постановке на специальный учёт бесхозяйных судов не поступало.

 Бездействие Администрации Иркутского района в части не обращения в администрацию бассейна внутренних водных путей с заявлением о постановке на учёт данных судов в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 ГК РФ.

 Бесхозяйные суда создают угрозу безопасности судоходства и плавания судов всех типов, создают препятствие для подхода судов, что может привести к возникновению аварийных ситуаций, повреждению и затоплению судов, гибели людей. Кроме того, дальнейшее пребывание указанных судов в воде может привести к локальному загрязнению участка водной акватории, вследствие поступления в водную толщу продуктов распада и коррозии корпуса судов.

 Нарушения законодательства о безопасности плавания могут повлечь нарушение прав, законных интересов неопределенного круга лиц. Соответственно, указанные нарушения требований безопасности ответчик должен устранить в разумные сроки.

 В судебном заседании помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры С.А.И. исковые требования поддержал по доводам иска.

 Представитель Администрации Иркутского района Х.М.П. просила в иске отказать, поскольку районная администрация является ненадлежащим ответчиком, указанная в иске обязанность лежит на органе местного самоуправления поселения. Кроме того, истец не доказал местонахождение судов на территории поселений Иркутского района.

 Представитель третьего лица Администрации Усть-Балейского муниципального образования Алемовский А.С. просил оставить иск прокурора без удовлетворения. Пояснил, что третьему лицу непонятно, где находятся суда, на территории поселения нет острова Баянчики.

 Представитель третьего лица ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» Ф.О.В. просил исковые требования удовлетворить, бесхозяйные суда расположены на территории Иркутского района; третье лицо не имеет полномочий по определению границ муниципальных образований. Представлены координаты глубин тех мест, где находятся судна.

 Представитель третьего лица Администрации Усть-Кудинского муниципального образования в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представителем третьего лица К.Т.А. высказаны сомнения о том, что понтоны находятся на территории Иркутского района, рядом расположен Шелеховский район.

     Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 В силу части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 Исходя из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 В силу пункта 15 статьи 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации бесхозяйное судно подлежит специальному учету государственной речной судоходной инспекцией бассейна на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное судно, по представлению соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте.

 В силу статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся морские суда, суда внутреннего плавания.

 Согласно Правилам государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 26.09.2011г. № 144, бесхозяйные суда подлежат постановке на специальный учет государственными речными судоходными инспекциями бассейнов на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится судно, по представлению соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте.

 Судом установлено, что **/**/**** и.о. заместителем руководителя по обеспечению безопасности судоходства ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» в адрес мэра Иркутского .... направлено представление об исполнении законодательства о порядке постановки на специальный учет бесхозяйных судом, в котором сообщил о двух выявленных в навигацию 2012 году судах и предложено обратиться с соответствующим заявлением о постановке этих судом на специальный учет. В приложениях к представлению указаны два полузатопленных металлических понтона, расположенных на 26,5 км. ...., левый берег (район подводного перехода) и на 49 км. ...., правый берег, на приверхе острова Буянчики.

 В ответ на представление ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» **/**/**** председателем КУМИ и ГП Иркутского района сообщалось, что с таким заявлением должны обращаться органы местного самоуправления поселений, на территории которого находится бесхозяйное судно, а не Администрация Иркутского района.

 **/**/**** ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» проинформировало Байкало-Ангарскую транспортную прокуратуру о том, что муниципальное образование «Иркутский район» не представило заявления о постановке бесхозяйных судов на специальный учет.

 Из искового заявления следует, что Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания в акваториях Иркутского и Братского водохранилищ, в ходе которой установлено, что два бесхозяйных понтона расположены:

 - в районе 49 км. реки Ангара на правом берегу, при приверхе островов Баянчики;

 - в районе 26,5 км. реки Ангара на левом берегу, в районе подводного перехода (материалы проверки прокурором в материалы дела не представлены).

 Обращаясь с настоящим иском к Администрации Иркутского районного муниципального образования, прокурор исходит из того, что бесхозяйные понтоны расположены на территории Иркутского района.

 В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

 Суду не представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, в подтверждение местонахождения бесхозяйных понтонов на территории ответчика.

 В обоснование факта нахождения спорных понтонов на территории Иркутского районного муниципального образования прокурором представлены карты реки Ангара, карты Усть-Балейского и Усть-Кудинского сельских поселений, а также координаты бесхозяйных судов (глубин), выполненных русловой изыскательской партией АРВПиС, однако без заключения специалиста о местонахождении полузатонувших понтонов на территории конкретного муниципального образования суд лишен возможности принять законное и обоснованное решение.

 Письмом председателя КУМИ и ГП Иркутского района от **/**/**** отказано в исполнении представления ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» о постановке на специальный учет бесхозяйных судов от **/**/****. Решение органа местного самоуправления не обжаловано в установленном законом порядке.

     При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

 На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Байкало-Ангарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Иркутского районного муниципального образования о понуждении осуществить направление соответствующих заявлений о постановке на специальный учет бесхозяйных судов в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей», отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья