ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-373/2015 от 16.07.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-373/2015

РЕШЕНИЕ

16 июля 2015 года г. Ярославль

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Кропотовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 января 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 16 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля ФИО1,

установила:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 января 2015 года директор Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в сумме ...... рублей.

Правонарушение выразилось в следующем: Муниципальное унитарное предприятие «Городское садово-парковое ходатайство и зеленое строительство» Гозеленхозстрой» г. Ярославля» реорганизовано в форме преобразования в Муниципальное бюджетное учреждение «Городское садово-парковое ходатайство и зеленое строительство» г. Ярославля на основании Постановления мэрии г. Ярославля от 4 декабря 2013 года № 2850. Данное учреждение осуществляет деятельность по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка, содержанию объектов озеленения города Ярославля, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства, воспроизводству лесов (... Устава), обладает всеми признаками хозяйствующего субъекта, установленными пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2016 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В бюджете города Ярославля на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены денежные средства в размере ... млн. рублей как расходы на озеленение в виде субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.

Заместитель мэра - директор Департамента городского хозяйства г. Ярославля ФИО1 утвердил распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для МБУ «Горзеленхозстрой» муниципальное задание на выполнение муниципальных работ по содержанию объектов озеленения, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства в сфере архитектуры и градостроительства, городского хозяйства и охраны окружающей среды.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля и МБУ «Городское садово-парковое ходатайство и зеленое строительство» г. Ярославля заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), срок действия соглашения до ДД.ММ.ГГГГ. Соглашением определен размер субсидии – ... рублей и график перечисления субсидий.

Учитывая, что озеленение, содержание малых архитектурных форм является муниципальной нуждой, на ее обеспечение имеет место расходование бюджтеных денежных средств, в соответствии с положениями статей 24, 93 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" мэрия г. Ярославля должна была определить исполнителя таких работ на основании установленных в данном законе конкурсных процедур и заключить муниципальный контракт на проведение работ по содержанию объектов озеленения города Ярославля, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства в сфере архитектуры и градостроительства, городского хозяйства и охраны окружающей среды по результатам проведения торгов на основании норм данного закона.

Однако в нарушение части 1 статьи 15, пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2016 года № 135-ФЗ мэрия г. Ярославля в лице ФИО1 включила указанные работы в муниципальное задание Муниципальному бюджетному учреждению «Городское садово-парковое ходатайство и зеленое строительство» г. Ярославля (МБУ «Горзеленхозстрой») без проведения процедуры торгов, что привело к ограничению конкуренции на товарном рынке работ по содержанию объектов озеленения, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства в границах города Ярославля, поскольку ни один из хозяйствующих субъектов, потенциально претендующих на выполнение муниципального задания, не мог претендовать на получение указанного вида работ.

Кроме того, преимущественное положение МБУ «Горзеленхозстрой» по сравнению с иными хозяйствующими субъектами подтверждается тем, что финансовое обеспечение, выделяемое органом местного самоуправления в качестве субсидии на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), МБУ «Горзеленхозстрой» расходует на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов и т.п., чего, в свою очередь лишены иные хозяйствующие субъекты, конкурирующие с МБУ «Горзеленхозстрой» на одном товарном рынке.

Решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ Мэрия г. Ярославля признана нарушившей часть 1 статьи 15, пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Таким образом, действия должностного лица — заместителя мэра — директора Департамента городского хозяйства ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 16 июня 2015 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 января 2015 года оставлено без изменений, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

На постановление и решение принесена жалоба заместителем мэра – директором Департамента городского хозяйства г. Ярославля ФИО1, в которой ставится вопрос об отмене постановления и решения судьи. Доводы жалобы сводятся к тому, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1 не явился, его защитник Виноградова В.С. жалобу поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.

Заслушав лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю, что постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 января 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 16 июня 2015 года подлежат отмене.

В части 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении ФИО1 вменено в вину нарушение положений части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». В данной норме предусмотрен запрет для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит открытый перечень деяний, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из материалов дела следует, что создание МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» город Ярославля в форме бюджетного учреждения, наделение данного учреждения функциями, кроме прочего, по озеленению, благоустройству отдельных территорий города, содержанию малых архитектурных форм, а также выделение на эти цели бюджетных ассигнований в виде субсидий привело к ограничению конкуренции в данной сфере услуг на территории города Ярославля. Неограниченный круг лиц – участников данного рынка был лишен возможности обеспечить данную муниципальную нужду и реализовать, таким образом, свое право на участие в муниципальных закупках.

Вместе с тем, как следует из постановления должностного лица Управления ФАС по Ярославской области и подтверждено представителем административного органа в судебном заседании, состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, совершенного ФИО1, образует утверждение им распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ (утратило силу) и от ДД.ММ.ГГГГ для МБУ «Горзеленхозстрой» муниципального задания на выполнение муниципальных работ по содержанию объектов озеленения, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства в сфере архитектуры и градостроительства, городского хозяйства и охраны окружающей среды без проведения процедуры торгов, закрепленной в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к нарушению антимонопольного законодательства.

Выводы должностного лица административного органа, судьи районного суда о виновности заместителя мэра - директора Департамента городского хозяйства г. Ярославля ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ путем совершения приведенных действий несостоятельны ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, при привлечении к административной ответственности должностного лица по делу обязательно подлежит установлению его вина, выразившаяся в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей.

Согласно частям 1 – 3 статье 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Постановлением мэрии г. Ярославля от 04.12.2013 года N 2850 "О реорганизации муниципального унитарного предприятия "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" "Горзеленхозстрой" города Ярославля" муниципальное унитарное предприятие "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" "Горзеленхозстрой" города Ярославля реорганизовано в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" города Ярославля (абзац 1 пункта 1).

Функции и полномочия учредителя данного учреждения от имени города Ярославля осуществляют: департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, мэрия города Ярославля, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (абзац 1 пункта 3 Постановления мэрии г. Ярославля N 2850). Основным видом деятельности муниципального бюджетного учреждения "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" города Ярославля является обеспечение реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере содержания и благоустройства городских территорий, городских лесов (абзац 2 пункта 3 Постановления мэрии г. Ярославля N 2850).

В сводном отраслевом перечне государственных и муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями Ярославской области за счет бюджетных средств, утвержденном Постановлением Правительства Ярославской области от 13.07.2011 N 513-п, указано, что муниципальные услуги по содержанию объектов озеленения, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства, по охране, защите и воспроизводству лесов предоставляют муниципальные учреждения (пункты 7.6, 7.7, 7.9), а органом, ответственным за организацию предоставления услуг, является орган местного самоуправления.

МБУ «Горзеленхозстрой» согласно Перечню услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями города Ярославля за счет бюджетных средств, утвержденному Постановлением мэрии г. Ярославля от 08.11.2011 N 2960, является поставщиком указанных выше услуг. Данные услуги учреждение предоставляет в соответствии с муниципальным заданием.

Согласно абзацу 2 пункта 1 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от 19.10.2010 N 4140, муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) формируется для муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа городского самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Главным распорядителем бюджетных средств согласно подпункту 9 пункта 3 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492, является Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля.

Согласно пункту 12 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счет средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля, осуществляется - муниципальным бюджетным учреждением - в виде субсидий на выполнение муниципального задания.

Данные положения отвечают пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Таким образом, мэрия г. Ярославля в своих нормативных актах установила, что именно МБУ «Горзеленхозстрой» предоставляет услуги по содержанию объектов озеленения, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства, по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках муниципального задания за счет субсидий выделяемых из бюджета г. Ярославля, а Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в свою очередь будучи учредителем данного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств обязан сформировать для него муниципальное задание и обеспечить финансирование за счет бюджета города в виде субсидий.

Муниципалитет города Ярославля предоставил на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Ярославля субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание муниципального имущества, что следует из пункта 45 решения муниципалитета г. Ярославля от 19.12.2013 N 243 "О бюджете города Ярославля на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов".

Согласно Приложению № 3 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов на 2014 год» к решению муниципалитета г. Ярославля от 19.12.2013 N 243, на год выделено ... рублей для предоставления субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, субсидий бюджетным учреждениям по расходам на озеленение.

В данном случае были выделены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, которые на ряду с другими бюджетными ассигнования согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) являются разновидностью бюджетных ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Согласно статьям 28, 38 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе, кроме прочих, адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

При таких обстоятельствах, ФИО1 как заместитель мэра - директор Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля утвердил муниципальное задание для МБУ «Горзеленхозстрой», приняв распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ (утратило силу) и от ДД.ММ.ГГГГ. Данная обязанность вытекает из анализа приведенных выше норм.

Из обжалуемого постановления и пояснений представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО2 следует, что административный орган усматривает вину ФИО1 во вменяемом правонарушении в ненаправлении денежных средств в вышеуказанном размере на проведение конкурсных процедур по определению подрядчика для обеспечения муниципальной нужды в озеленении и содержании малых архитектурных форм. Однако, положения законодательства, которые позволяли бы ФИО1 – должностному лицу органа местного самоуправления направить утвержденные в муниципальном бюджете денежные средства как субсидии для муниципальных учреждений на осуществление закупок, административный орган не привел.

В то же время статьей 69.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена возможность бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) как бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений).

Таким образом, доказательств того, что ФИО1 имел возможность не утвердить муниципальное задание административный орган не представил.

Кроме того, в пунктах 10.1, 10.7, 10.12 Постановления мэрии г. Ярославля от 14.01.2010 N 58 "Об утверждении должностных инструкций заместителей мэра города Ярославля" закреплено, что заместитель мэра - директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля:

- обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, Ярославской области, органов городского самоуправления в своей деятельности и в деятельности подведомственных структурных подразделений, а также их исполнение.

- обеспечивает осуществление департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля в установленном порядке функций главного администратора доходов бюджета города Ярославля и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.

- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, инвестиций, средств муниципальных организаций, муниципального имущества в подведомственных отраслях городской экономики, координируемых структурных подразделениях мэрии и муниципальных организациях, а также при выполнении своих полномочий.

Таким образом, ФИО1 действовал в рамках своих должностных обязанностей, его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, отсутствует.

В силу изложенного, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в действиях ФИО1

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

В пункте 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При данных обстоятельствах постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 января 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 16 июня 2015 года подлежат отмене, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 января 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 16 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.Ю. Щеголькова