Дело № 2-373/2021
УИД55RS0034-01-2021-000487-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 19 апреля 2021 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А., рассмотрев 19 апреля 2021 года в г. Таре в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Заливинского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения прав инвалидов,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в Тарский городской суд с названным иском, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов. В ходе проведенной в марте 2020 года межрайонной прокуратурой проверки установлено, что при входе в здание Заливинского Дома культуры, информационные тактильные таблички для людей с нарушением зрения, выполненные с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, которые должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте 1,2 до 1,6 м. перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов), не размещены. Невыполнение требований законодательства о защите прав инвалидов, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие. Тарской межрайонной прокуратурой 27.03.2020 в адрес ответчика было внесено представление об устранении допущенных нарушений. В ходе проведенной межрайонной прокуратурой в марте 2021 установлено, что выявленные нарушения не устранены. Просил суд признать незаконным бездействие Администрации Заливинского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите прав инвалидов, обязать установить при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, информационную тактильную табличку для людей с нарушением зрения, выполненную с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с п.п. 6.5.8, 8.1.6 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании заместитель Тарского межрайонного прокурора Иванова Н.В. исковые требования уточнила в части, просила признать незаконным бездействие Администрации Заливинского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите прав инвалидов. Обязать Администрацию Заливинского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, установить при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, информационную тактильную табличку для людей с нарушением зрения, выполненную с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании, с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).
Представитель ответчика ФИО1 сельского поселения Тарского муниципального района <адрес>, ФИО6 не возражала против заявленных требований.
Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с абз. 1, 2, 9 ст. 30 Федерального закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» государство ответственно перед гражданина за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны обеспечивать условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 ФЗ №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу с ч. 1 ст. 15 ФЗ №181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
Согласно п. 8.1.6 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр) установлено,, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Заливинскому сельскому поселения Тарского муниципального района Омской области на праве собственности принадлежит здание клуба, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением здание, расположенное по адресу: <адрес> передано во временное безвозмездное пользование МБУК «ТКДЦ «Север».
В соответствии с п. 3.1.3 Администрация Заливинского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области обязана нести расходы по содержанию имущества (коммунальные и эксплуатационные) в том числе расходы связанные с обеспечением доступности учреждений культуры для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с действующим законодательством.
В нарушение указанных норм действующего законодательства, здание учреждения культуры не оснащено при входе информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей название организации, график работы организации, план здания, информацию о помещениях в зданиях, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите.
Доказательств, свидетельствующих о технической невозможности установки информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), суду представлено не было.
Техническая возможность установить информационную мнемосхему у входа в здание учреждения культуры у ответчика имеется, установка таковой может быть осуществлена в срок, заявленный представителем ответчиков, что дает суду основания, при отсутствии возражения со стороны прокурора, установить срок для устранения нарушений в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Администрация Заливинского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Тарского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Заливинского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите прав инвалидов.
Обязать Администрацию Заливинского сельского поселения Тарского муниципального района <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, установить при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, информационную тактильную табличку для людей с нарушением зрения, выполненную с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании, с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 19.04.2021 года.
Судья: подпись
Решение не вступило в законную силу
Копия верна
Судья Казакова Н.Н.
Согласовано