ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-373/2023 от 12.09.2023 Красносельского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-373/2023

УИД 44RS0013-01-2023-000335-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2023 г. п. Красное-на-Волге

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Буровой Е.И.,

при секретаре Васильевой О.Д.,

с участием представителя истца администрации Красносельского муниципального района Костромской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Красносельского муниципального района Костромской области к ФИО2 о признании объектов недвижимого имущества самовольными постройками, о возложении обязанности осуществить снос самовольных построек,

установил:

Администрация Красносельского муниципального района Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 о признании объекта жилого дома с кадастровым номером бани с кадастровым номером , сооружения для содержания птиц с кадастровым номером хозяйственной постройки с кадастровым номером самовольными постройками, об обязании осуществить снос самовольных построек. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Красносельского муниципального района и Р.Н.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГР.Н.В. передал права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красные ворота». В свою очередь ООО «Красные ворота» передало права и обязанности по вышеуказанному договору аренды ФИО2 В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.12.2018 № 2221 «Об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам в границах участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видов раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет, составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области» земельный участок расположен в границах регламентного участка Л-1. Участки Л-1 - это территории, не подлежащие застройке, которые устанавливаются с целью сохранения ландшафта береговых склонов с зелеными массивами, которые являются не только характерными элементами панорамы, но и играют роль ширмы, скрывающей диссонирующую застройку. На территории регламентного участка предусматривается размещение массивов зеленых насаждений. Устанавливаются на территориях зеленых зон и участках, свободных от застройки в границах населённых пунктов <адрес>, воспринимаемых с охраняемых видовых площадок и трасс исторического поселения. Допустимые виды использования земельных участков: коммунальное обслуживание, спорт, причалы для маломерных судов, деятельность по особой охране и изучению природы, охрана природных территорий, историко-культурная деятельность. Для всех участников (Л-1, Л-2, Л-3) запрещается размещение объектов капитального и некапитального строительства. 12.11.2020 прежнему арендатору ООО «Красные ворота» главой Красносельского муниципального района направлено уведомление о запрете на размещение объектов капитального и некапитального строительства на арендованных земельных участках. По имеющейся информации и сведениям из ЕГРН на земельном участке ведется строительство и зарегистрированы объекты недвижимости, а именно: объект жилой дом с кадастровым номером , баня с кадастровым номером , сооружение для содержания птиц с кадастровым номером , хозяйственная постройка с кадастровым номером . Разрешительной документации на осуществление застройки не выдавалось. Полагает, что вышеуказанные объекты недвижимости являются самовольными постройками, и в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) подлежат сносу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, администрация Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, ООО «Красное ворота».

Представитель истца администрации Красносельского муниципального района ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что по существующему в настоящее время генеральному плану спорные объекты находятся в зоне Ж-1, в которой строительство допускается. Прежнему арендатору ООО «Красные ворота» направлялось уведомление о запрете на размещение объектов строительства простым почтовым отправлением, поэтому подтвердить отправку не представляется возможным. Сведений о том, что спорные постройки не соответствуют установленным требованиям либо создают угрозу жизни и здоровью граждан, у администрации не имеется.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом. В поступившем в суд письменном отзыве указала, что построенное строение не отвечает признакам самовольной постройки. Земельный участок предполагает строительство индивидуального жилого дома. Договор аренды земельного участка по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства заключен на длительный срок, зарегистрирован в ЕГРН. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от 18.08.2020 и от 21.06.2021. В соответствии с последним она (ФИО2) является арендатором земельного участка. Информация об отнесении земельного участка к зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости не внесена. Она (ФИО2) не была уведомлена органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Земельный участок не отнесен к зоне с особыми условиями использования территорий в соответствии с процедурой, установленной Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации. Действующие Правила землепользования и застройки не содержат в себе ограничений по использованию земельного участка в целях ведения личного подсобного хозяйства, вид разрешенного использования не изменен. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство жилых домов и иных строений для ведения личного подсобного хозяйства не требует получения разрешения на строительство. В целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемом индивидуальном жилищном строительстве. Застройщиком ООО «Красные ворота» подавалось соответствующее уведомление.

Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3, надлежаще уведомленная о времени и месте рассмотрения деле в судебное заседание не явилась, ранее принимая участие в судебном заседании, исковые требования не признала.

Третье лицо инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В поступившем в суд отзыве начальник инспекции ФИО4 указала, что полномочия и функции инспекции определены постановлением губернатора Костромской области от 16.11.2015 №206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области». Город Плес Ивановской области является историческим поселением федерального значения. Границы территории исторического поселения утверждены приказом Минкультуры России от 26.12.2014 № 2450. На территорию Костромской области границы исторического поселения не распространяются. Инспекция осуществляет полномочия в отношении исторических поселений федерального значения, расположенных на территории Костромской области - городов Кострома и Галич и 9 исторических поселений регионального значения. Территория исторического поселения г. Плес не входит в границы Костромской области, следовательно, инспекция не уполномочена на осуществление надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территории исторического поселения г. Плёс, а также участков, положенных за границами территории исторического поселения г. Плёс, и следствие основания для понуждения органов местного самоуправления Красносельского муниципального района привести градостроительную документацию в соответствие требованиям Приказа Минкультуры России № 2221 от 14.12.2018. Земельные участки, на которых расположены спорные объекты недвижимости, находятся в границах регламентного участка Л-1 согласно приказу Минкультуры России от 14.12.2018 № 2221 «Об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам в границах участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области» (далее - Приказ). (Приложение 3, раздел II, пункт 3 Приказа) Территории, не подлежащие застройке (участки Л-1) устанавливаются с целью сохранения ландшафта береговых склонов с зелеными массивами, которые являются не только характерными элементами панорамы, но и играют роль ширмы, скрывающей тонирующую застройку. На территории регламентных участков генеральным планом поселения (населенного пункта) должно предусматриваться размещение массивов зеленых насаждений. Устанавливаются на территориях зеленых зон и участках, свободных от застройки в границах населенных пунктов <адрес>, воспринимаемых с охраняемых видовых площадок и трасс исторического поселения. В границах участков разрешается: ведение хозяйственной деятельности в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков; осуществление природоохранных и природовосстановительных мероприятий, проведение работ по защите рельефа от естественного разрушения; капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры, строительство подземных объектов инженерной инфраструктуры; капитальный ремонт, реконструкция существующей и строительство улично-дорожной сети; благоустройство территории (устройство лестниц, дорожек, площадок, ограждений из жердей (слег) или с просветами не менее 50 процентов, размещение малых архитектурных форм); размещение рекламных конструкций с параметрами не более 1,2 м х 1,8 м. Для всех участков (Л-1, Л-2, Л-3) запрещается размещение объектов капитального и некапитального строительства, не предусмотренных перечисленными требованиями. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районе береговой линии р. Волга в <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами (далее - ЗУ) собственниками ЗУ проведены работы по сплошной вырубке деревьев и кустарников, частичная планировка территории путем насыпей грунта и песка, подрезки грунта с последующим выравниваем, установлены 4 постройки из профилированного листа на металлических сваях (поставлены на кадастровый учет как хозяйственные постройки), организована площадка для хозяйственных нужд (поставлена на кадастровый учет как сооружение для содержания птицы). На земельных участках, на которых расположены спорные объекты недвижимости, отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Земельные участи расположены вне зон охраны/защитных зонах объектов культурного наследия. Находятся в водоохранной зоне <адрес>. Сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в т.ч. археологического), инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области не располагает. Дополнительно сообщает суду, что изменения, отражающие границы территории, предмет охраны и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области, утвержденные приказом Минкультуры России от 12.07.2022 № 1195, до настоящего времени не внесены в Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Костромы. Вместе с тем уполномоченным органом - администрацией города Костромы, градостроительные планы земельных участков, разрешения на строительства и пр., выдаются с учетом требований приказа Минкультуры России, в том числе в отношении участков, расположенных за границами территории исторического поселения, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения. Позиция инспекции подтверждается судебной практикой. С учетом изложенного, инспекция считает требования администрации Красносельского муниципального района Костромской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, рекомендации об инициировании подачи исковых заявлений о сносе самовольных построек, возведенных на земельных участках с кадастровыми номерами в адрес главы Красносельского муниципального района Костромской области не направлялись.

Третье лицо администрация Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств не заявляло.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положений п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенное или созданное без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Из абзаца 4 п. 2 ст. 222 ГК РФ следует, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствии с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 11 марта 1998 г. № 8-П, определение от 25 марта 2004 г. № 85-О, от 13 октября 2009 г. № 1276-О-О), закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное же строительство, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 г. № 595-О-П, представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения. Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка). Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ администрация Красносельского муниципального района передала в аренду Р.Н.В. на срок по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 8-10). Данный факт подтверждается также передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

По соглашению от ДД.ММ.ГГГГР.Н.В. передал свои права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды ООО «Красные ворота» (л.д. 13).

09.10.2020 ООО «Красные ворота» направило в администрацию Красносельского муниципального района уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, которое поступило и зарегистрировано администрацией 16.10.2020 (л.д. 49, 50). Предусмотренное ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, администрацией Красносельского муниципального района в адрес ООО «Красные ворота» не направлялось.

Истцом в материалы дела представлена копия письма администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 12.11.2020 в котором глава Красносельского муниципального района уведомлял ООО «Красные ворота» о том, что арендуемый земельный участок с кадастровым номером расположен в границах установленной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.12.2018 № 2221 регламентной зоны Л-1, на которых запрещается размещение объектов капитального и некапитального строительства (л.д. 17).

Сведений об отправке указанного письма в адрес ООО «Красные ворота» либо о получении указанного письма ООО «Красные ворота» в материалы дели истцом не представлено. Ответчик отрицал доведение до него сведений, содержащихся в указанном письме.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красные ворота» на основании соглашения передало свои права и обязанности арендатора по вышеуказанному же договору аренды земельного участка ФИО2

На данном земельном участке находятся строения: жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером ; баня площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером ; сооружение для содержания птицы, кадастровый , хозяйственная постройка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , правообладателем которых является ФИО2, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 27-38).

Также в судебном заседании установлено, что Приказом Минкультуры России от 26.12.2014 № 2450 «Об утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области» были утверждены границы территории и предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области. С момента издания данного приказа его положения необходимо учитывать при определении условий проведения градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, обеспечении сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов в границах территории указанного исторического поселения.

Приказом Минкультуры России от 14.12.2018 № 2221 «Об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам в границах участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области» (далее Приказ № 2221) утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения, а также требования к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения.

Приказ № 2221 разработан в соответствии с пп 31 п. 1 ст. 9 и п. 6 ст. 59 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон № 73-ФЗ), уполномочивающих Министерство культуры Российской Федерации разрабатывать и утверждать требования к градостроительным регламентам в границах исторических поселений.

Судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером не находится в границах территории указанного исторического поселения, а также в зоне охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Спорный земельный участок расположен за границами территории исторического поселения, на территории Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, на участках в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области.

То есть, спорный земельный участок в предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области не включен и не входит в границы территории указанного исторического поселения.

Приказом № 2221 установлено, что в генеральных планах и правилах землепользования и застройки Подольского, Прискоковского и Сидоровского сельских поселений Костромской области в обязательном порядке отображаются границы территорий объектов культурного наследия, границы зон с особыми условиями использования территорий. Правила землепользования и застройки в части, описывающей ограничения использования, должны содержать ограничения хозяйственной и иной деятельности на территориях в бассейне видовых раскрытий исторического поселения. Виды использования земельных участков, не указанные в составе допустимых в указанном Приказе, не могут включаться в состав разрешенных градостроительными регламентами правил землепользования и застройки.

Согласно пп 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений статей 7, 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу п. 9 ст. 1 и пунктов 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).

В силу ч. 5 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к территориям исторических поселений градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с Законом об объектах культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 60 Закона № 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности предмета охраны исторического поселения в соответствии с названным Федеральным законом.

Подпунктом 31 п. 1 ст. 9, п. 6 ст. 59 указанного закона предусмотрено, что перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации (далее - исторические поселения федерального значения), предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590, является Минкультуры России, которое на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты и утверждает предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах (п. 1, пп 5.2, 5.3.21 п. 5).

Также Закон № 73-ФЗ выделяет территориальные зоны, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения.

Подпункт 3.1 п. 3 ст. 60 Закона № 73-ФЗ относит к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов).

Приказом № 2221 спорный земельный участок включен в регламентный участок Л-1, который данным приказом отнесен к территории, не подлежащей застройке, устанавливаемой с целью сохранения ландшафта береговых склонов с зелеными массивами. Допустимые виды использования земельных участков: коммунальное обслуживание, спорт, причалы для маломерных судов, деятельность по особой охране и изучению природы, охрана природных территорий, историко-культурная деятельность. Для всех участников (Л-1, Л-2, Л-3) запрещается размещение объектов капитального и некапитального строительства.

Указанным Приказом № 2221 установлено, что правила землепользования и застройки Подольского, Прискоковского и Сидоровского сельских поселений Костромской области в части, описывающей ограничения использования, должны содержать ограничения хозяйственной и иной деятельности на территориях в бассейне видовых раскрытий исторического поселения. Виды использования земельных участков, не указанные в составе допустимых в указанном Приказе, не могут включаться в состав разрешенных градостроительными регламентами правил землепользования и застройки.

Таким образом, федеральный законодатель в Законе № 73-ФЗ разделил полномочия органов власти по утверждению требований к градостроительным регламентам: в отношении территорий, находящихся в границах территории исторического поселения, а также в зоне охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации требования к градостроительным регламентам устанавливаются Минкультом Российской Федерации, в отношении территорий, находящихся в территориальных зонах, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, требования к градостроительных регламентам устанавливаются органами местного самоуправления.

Пунктом 2 Приказа № 2221 предписано обеспечить размещение сведений об утвержденных требованиях к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП). Однако в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе на сайте ФГИС ТП указанные сведения отсутствуют.

Вместе с тем, согласно утвержденных постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 28 июня 2021 г. № 113, то есть после вступления в законную силу Приказа № 2221, Правил землепользования и застройки Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, в <адрес> к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источника водоснабжения; спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, градостроительным регламентом для которой предусмотрена застройка индивидуальными жилыми домами, отдельно стоящими жилыми домами до 3-х этажей.

Правоустанавливающие документы на указанный земельный участок каких-либо сведений о расположении земельного участка в зоне, где запрещается размещение объектов капитального и некапитального строительства не содержат, не имелось сведений об указанных ограничениях (запрете строительства на земельном участке жилого дома) в отношении спорного земельного участка и в сведениях ЕГРН.

Во исполнение требований п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о расположении всей территории земельного участка с кадастровым номером в границах зоны с особыми условиями использования территории, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области в ЕГРН не внесены.

Согласно выписке из ЕГРН филиала государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, где предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов и вспомогательных строений (л.д. 23-26)..

Суд приходит к выводу к выводу, что объект жилой дом с кадастровым номером баня с кадастровым номером , сооружение для содержания птиц с кадастровым номером , хозяйственная постройка с кадастровым номером , возведены на земельном участке с кадастровым номером предоставленном ФИО2 для указанных целей в соответствии с видом его разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

При рассмотрении дела не нашли подтверждения обстоятельства, указывающие на незаконность возведенных ответчиком объектов недвижимости, поскольку земельный участок, на котором возведены спорные постройки, расположен в населенном пункте, в зоне регулирования застройки, при отсутствии запрета документами территориального планирования поселения на строительство для указанного населенного пункта; строительство жилого дома и иных возведенных им построек ответчиком осуществлялось в установленном законом порядке, у суда отсутствуют основания для применения к ответчику исключительной меры гражданско-правовой ответственности в виде возложения обязанности по сносу объектов недвижимости в качестве самовольных построек.

Доказательств того, что спорные постройки созданы с нарушением установленных градостроительных и строительных норм и правил, правового режима земельного участка, в материалах дела не имеется.

Учитывая фактические основания иска, обстоятельства, на которых каждая сторона основывала свои требования суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований администрации Красносельского муниципального района Костромской области к ФИО2 о признании объектов недвижимого имущества самовольными постройками, о возложении обязанности осуществить снос самовольных построек – объекта жилого дома с кадастровым номером , бани с кадастровым номером , сооружения для содержания птиц с кадастровым номером , хозяйственной постройки с кадастровым номером , расположенных на земельном участке с кадастровым номером ,- отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.И. Бурова

Мотивированное решение суда изготовлено 19 сентября 2023 г.

Судья Е.И. Бурова