Советский районный суд города Челябинска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд города Челябинска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 3740/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2010 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Захаровой О.В.
при секретаре Зулкарнаевой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к исполнению обязательства в натуре,
У С Т А Н О В И Л :
Челябинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к ответчику ОАО «РЖД» об обязании на первом этаже железнодорожного вокзала станции Челябинск оборудовать универсальную кабину доступную для всех категорий граждан двусторонней связью с диспетчером или дежурным. Уборную общего пользования оборудовать в соответствии с размерами не менее 1,65 м. шириной и глубиной не менее 1,8м., в кабине рядом с унитазом предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. Расположить телефон-автомат на расстоянии от пола 150см. При спуске в камеру хранения и душевые установить пандус шириной 1,0м. и с обеих сторон поручни.
В обоснование истец указал, что Челябинской транспортной прокуратурой по обращению председателя ЧООО ВОИ ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в здании Железнодорожного вокзала станции Челябинск расположенного по адресу: <...>, в ходе которой установлено, что в туалетной комнате отсутствует кнопка вызова, а именно двусторонняя связь с диспетчером или дежурным, универсальная кабина доступна не для всех категорий граждан, уборная общего пользования не соответствует размерам не менее 1,65 м. шириной и глубиной не менее 1,8м., не предусмотрено пространство для размещения кресла-коляски, а также отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. Считает, что невыполнение требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов ущемляют права инвалидов.
В последующем помощник Челябинского транспортного прокурора уточнила первоначальные требования, по которым просила обязать ОАО «РЖД» в срок до декабря 2011 года оборудовать универсальную кабину доступную для всех категорий граждан на первом этаже железнодорожного вокзала станции Челябинск. Уборную общего пользования оборудовать в соответствии с размерами не менее 1,65 м. шириной и глубиной не менее 1,8м., в кабине рядом с унитазом предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски. В срок до декабря 2010 г. при спуске в камеру хранения и душевые установить пандус шириной 1,0м. и с обеих сторон поручни.
В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора полностью поддержала заявленные и уточненные исковые требования, основания и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «РЖД в судебном заседании не возражала против заявленных требований, указав, что требования понятны, а также сроки выполнения данных требований разумны.
Выслушав участников процесса, исследовав все материалы дела, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Челябинской транспортной прокуратурой по обращению председателя ЧООО ВОИ ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в здании Железнодорожного вокзала станции Челябинск расположенного по адресу: <...>, в ходе которой установлено, что в туалетной комнате отсутствует кнопка вызова, а именно двусторонняя связь с диспетчером или дежурным, универсальная кабина доступна не для всех категорий граждан, уборная общего пользования не соответствует размерам не менее 1,65 м. шириной и глубиной не менее 1,8м., не предусмотрено пространство для размещения кресла-коляски, а также отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.
В акте проверки от 16.08.2010г. отражены ее результаты, с приложением фотографий, схем и объяснениями главного инженера дирекции Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ФИО2, где ею отражено, что с выявленными нарушениями ЮУ РДЖВ согласны, будут разработаны мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Представителем ОАО «РЖД» в судебном заседании не было опровергнуто отсутствие в здании железнодорожного вокзала ст. Челябинск перечисленных в акте проверки специальные средства подъема, оборудование уборной, создающие условия инвалидам, но работы в этом направлении ведутся.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ № 181 - ФЗ от 24.11.1995года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Согласно п.п. 3.57, 3.63, 3.67 СНиП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» в туалетной комнате должна быть оборудована двусторонняя связь с диспетчером или дежурным. В общественных уборных, в том числе размещенных в общественных и производственных зданиях необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан. При этом установлено, что уборная общего пользования должна иметь размеры в плане не менее 1,65м. ширина и 1,8м глубина. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.
Согласно п. 3.29 СНиП 35-01-2001 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0м.
Таким образом, отсутствие специальных приспособлений и устройств в здании пригородного вокзала станции Челябинск, предусмотренных ст. 5 ФЗ РФ №181 - ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Строительными нормами и правилами 35-01-2001 (утв. Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России), Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» нарушает права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования услугами железнодорожного транспорта.
Ответчиком, установленные законом нормы и требования ОАО «РЖД» не соблюдены. Меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов не приняты, а ограничение инвалидов в посещении культурно - досуговых мероприятий ущемляет их права.
Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. № 61-106, вступила в силу 03.05.2008 г., подписана Российской Федерацией 24.09.2008 г.) меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Таким образом, суд полагает установленным, что здание пригородного железнодорожного вокзала станции Челябинск, Челябинск расположенного по адресу: <...>, не отвечает требованиям беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования услугами железнодорожного транспорта, а именно универсальная кабина доступна не для всех категорий граждан, уборная общего пользования не соответствует размерам не менее 1,65 м. шириной и глубиной не менее 1,8м., в кабине рядом с унитазом не предусмотрено пространство для размещения кресла-коляски, при спуске в камеру хранения и душевые не установлены пандус шириной 1,0м. и с обеих сторон поручни.
При указанных обстоятельствах, подлежит удовлетворению требование прокурора об обязании ответчика в срок до декабря 2011 г. оборудовать универсальную кабину доступную для всех категорий граждан на первом этаже железнодорожного вокзала станции Челябинск. Уборную общего пользования оборудовать в соответствии с размерами не менее 1,65 м. шириной и глубиной не менее 1,8м., в кабине рядом с унитазом предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски. В срок до декабря 2010 г. при спуске в камеру хранения и душевые установить пандус шириной 1,0м. и с обеих сторон поручни, так как данные меры обеспечивают удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 103, 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к исполнению обязательства в натуре удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» до декабря 2011 года оборудовать уборную общего пользования оборудовать в соответствии с размерами не менее ширина 1.65 м глубина 1.8 м, предусмотрев в кабине рядом с унитазом пространство для размещения кресла-коляски.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» до декабря 2010 года при спуске в камеру хранения и душевые установить пандус шириной 1,0 м и с обеих сторон поручни.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней, через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п О.В.Захарова
а