ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3740/20 от 24.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-739/2021

24RS0032-01-2020-003949-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 24 сентября 2021 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шевцовой О.В.,

с участием представителя истца Я.Т., действующего на основании доверенности от 21 октября 2020 года,

представителя ответчика Ленинского района г. Красноярска С., действующей на основании доверенности от 29 июля 2020 года,

представителя ответчика администрации г. Красноярска П., действующей на основании доверенности от 19 июля 2021 года,

при секретаре Левияйнен А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Я. к администрации г. Красноярска, администрации Ленинского района г. Красноярска о признании недействительным и отмене распоряжений о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Истец Я. обратился в суд с указанным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации г. Красноярска, администрации Ленинского района г. Красноярска о признании недействительным и отмене распоряжений о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исковые требования мотивируя тем, что 30 ноября 2012 года распоряжением администрации Ленинского района г. Красноярска его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в жилищных программах. 14 февраля 2020 года распоряжением администрации г. Красноярска семья Я. исключена из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов. 09 июля 2020 года распоряжением администрации Ленинского района г. Красноярска их семь снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выявлением утраты нуждаемости в улучшении жилищных условий у молодой семьи Я. Основанием для принятия данного решения послужило установление факта наличия в собственности у Я. жилого строения без права регистрации проживания, расположенного в Манском районе Красноярского края. В свидетельстве о регистрации права собственности от 05 июля 2013 года неверно указано назначение объекта как жилое. Решением администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края от 11 июня 2020 года № 4 объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> имеет назначение: нежилое, садовый дом, в связи с чем были вынесены изменения в Единый государственный реестр недвижимого имущества. Истец, приводя правовые обоснования исковых требований, просит признать недействительными и отменить распоряжения администрации г. Красноярска -орг от ДД.ММ.ГГГГ и администрации Ленинского района г. Красноярска от 09 июля 2020 года, обязать администрацию г. Красноярска восстановить их семью в числе участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов, обязать администрацию Ленинского района г. Красноярска восстановить их семью на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в государственной жилищной программе.

Истец Я., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов в суде Т.

Представитель истца Я.Т., действующий на основании доверенности <адрес> от 21 октября 2020 года, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, в нем изложенным, при этом указав, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> всегда являлся садовым участком, а не жилым помещением.

Представитель ответчика администрации г. Красноярска П., действующая на основании доверенности от 19 июля 2021 года, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что в управление учета и реализации жилищной политики администрации г. Красноярска поступило заявление от молодой семьи Я. о предоставлении муниципальной социальной выплаты на приобретение (долевое строительство) жилья в рамках подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов. Семья Я. являлась участником городской программы и претендентом на получение в 2020 году муниципальной социальной выплаты. Исходя из документов, полученных в рамках проверки нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Я. было выявлено, что на основании договора дарения от 28 июня 2013 года в собственности Я. имеется жилое здание общей площадью 30 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. В собственности Я. (супруги) на основании договора купли – продажи квартиры от 13 декабря 2012 года имеется жилое помещение общей площадью 30,3 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>. Поскольку в состав молодой семьи входит четыре человека, общая площадь двух жилых помещений, находящихся в собственности Я. и Я. составляет 60,3 (общая площадь двух жилых помещений) /4 (количество членов молодой семьи) = 15,075 кв.м. (на одного члена молодой семьи), на одного человека приходится более 12 кв.м. общей площади жилого помещения, в котором они зарегистрированы и являются единственными собственниками, данная семья подлежала исключению из числа участников городской программы, а также к отказу в предоставлении муниципальной выплаты. Вопрос об исключении молодой семьи Я. был рассмотрен на заседании комиссии при администрации города Красноярска 06 февраля 2020 года, на котором было принято решение об исключении семьи Я. из числа участников городской программы в связи с утратой молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий). На основании решения жилищной комиссией администрации города Красноярска было вынесено распоряжение -орг от 14 февраля 2020 года «Об исключении молодой семьи Я. из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.

Представитель ответчика Ленинского района г. Красноярска С., действующая на основании доверенности от 29 июля 2020 года, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что распоряжение администрации Ленинского района г. Красноярска от 09 июля 2020 года о снятии семьи Я. с учета в связи с выявлением обстоятельств, подтверждающих утрату молодой семьи Я. нуждаемости в жилом помещении является законным. С доводами истца о неверном назначении при регистрации за ним права собственности на <адрес> в качестве жилого не согласны, поскольку право собственности на спорный объект возникло у Я. 05 июля 2013 года на основании поданного им заявления и соответствующих документов в Федеральную службу кадастра и картографии по Красноярскому краю. Наличие внесенных 17 июня 2020 года в Единый государственный реестр недвижимого имущества сведений об изменении назначения жилого дома на садовый участок не свидетельствует о незаконно принятом администрацией района решение о снятии семьи Я. с учета нуждающихся. Также указывая, что снятию Я. администрацией района с учета на улучшение жилищных условий предшествовало исключение 14 февраля 2020 года молодой семьи Я. из числа участников государственной программы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Камарчаргского сельсовета Манского района Красноярского края Б., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений не имеют.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Я., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась по неизвестным суду причинам. Возражений на иск, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо рассмотрении дела в ее отсутствие в адрес суда не обращалась.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Я. и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Я., администрация Камарчаргского сельсовета Манского района Красноярского края в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании п.п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением администрации города от 14 ноября 2019 года № 870 утверждена муниципальная программа «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов.

Во исполнение подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов, утвержденной Постановлением администрации города от 14 ноября 2019 года № 870, утверждено Положение о порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья согласно приложению.

В соответствии со пунктами 17, 18 Постановления администрации г. Красноярска от 01 марта 2012 № 86 «О порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья» (ред. от 23 декабря 2019 года) участие молодых семей в государственной жилищной программе осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Красноярского края, регламентирующими порядок реализации государственной жилищной программы, настоящим Положением, а также иными федеральными, краевыми нормативными правовыми актами, правовыми актами города.

Признание молодых семей участниками государственной жилищной программы, исключение молодых семей из числа участников государственной жилищной программы, а также включение их в списки (исключение из списков) участников государственной жилищной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется администрацией города на основании решения Комиссии посредством издания распоряжения администрации города.

Прием заявлений на участие в государственной жилищной программе, а также заявлений о включении в список молодых семей - участников государственной жилищной программы осуществляется управлением учета и реализации жилищной политики в период с 1 января до 20 мая года, предшествующего планируемому.

Также управление учета и реализации жилищной политики осуществляет проверку документов, предоставленных молодыми семьями для участия в жилищных программах; выносит на обсуждение комиссии вопрос о признании молодой семьи участником (исключении из числа участников) государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы; в установленный срок уведомляет молодую семью о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы; в порядке, установленном государственной жилищной программой, формирует списки молодых семей – участников государственной жилищной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году; формирует списки молодых семей – получателей социальных выплат в рамках жилищных программ; оформляет и выдает участникам жилищных программ свидетельства.

С целью получения свидетельства о выделении муниципальной социальной выплаты молодая семя, планируемая в порядке, предусмотренном пунктом 25 Порядка реализации городской программы, к включению в список молодых семей – получателей муниципальной социальной выплаты, до 28 февраля (включительно) текущего года представляет в управление учета и реализации жилищной политики администрации города заявление о предоставлении муниципальной социальной выплаты с приложением документов, перечисленных в пунктах 8 (кроме документов, указанных в подпунктах 4, 5), 19(кроме документов, указанных в подпунктах 2, 4) и (или) 20, 26 (в случае возникновения ситуаций, изложенных в данных пунктах) Порядка.

До момента утверждения списка молодых семей – получателей муниципальной социальной выплаты управление учета и реализации жилищной политики администрации города запрашивает в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы о наличии (отсутствии) на праве собственности жилых помещений на территории Российской Федерации на всех членов молодых семей, включая несовершеннолетних детей, планируемых к включению в список молодых семей – получателей социальной выплаты.

Основанием для исключения молодой семьи из числа участников муниципальной жилищной программы (снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) является в соответствии с п. 22 вышеуказанного Положения является получение и реализация социальной выплаты либо муниципальной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья кем-либо из членов молодой семьи; переезд в другое муниципальное образование на постоянное место жительства; выявление недостоверных сведений в представленных документах; письменный отказ молодой семьи от участия в муниципальной жилищной программе; расторжение брака молодой семьей, не имеющей детей, или заключение брака детьми или единственным ребенком в неполных семьях с одним родителем; утрата молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий); выявление факта несоответствия условиям муниципальной жилищной программы либо невыполнения условий муниципальной жилищной программы, в соответствии с которыми молодая семья была признана участником муниципальной жилищной программы; улучшения кем-либо из членов молодой семьи своих жилищных условий посредством участия в жилищных программах для молодых семей, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета города Красноярска; выявление отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении или отсутствие оснований для принятия молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) для участия в жилищных программах на дату принятия на данный учет; выявление у молодой семьи факта изменения жилищных условий в период участия в муниципальной жилищной программе (нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в результате чего на дату возникновения данного факта исчезли основания, дающие право быть признанной нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий), а в дальнейший период нахождения на учете или участия в муниципальной жилищной программе такие основания вновь возникли.

Решение об исключении молодой семьи из числа участников государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы принимается Комиссией. На основании решения Комиссии издается правовой акт администрации города. Решение о снятии молодой семьи с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) принимается районной администрацией.

В соответствии с пунктом 31 Положения о порядке реализации городской программы основаниями для отказа молодой семье в предоставлении муниципальной социальной выплаты являются: непредставление в сроки, установленные настоящим пунктом, заявления о предоставлении муниципальной социальной выплаты по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению и (или) необходимых документов для получения Свидетельства и (или) представление их в неполном объеме; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; несоответствие жилого помещения, приобретенного с помощью кредитных (заемных) средств, требованиям пункта 40 настоящего Положения в случае использования средств муниципальной социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту или займу; несоответствие строящегося многоквартирного дома, в котором находится объект долевого строительства, приобретенный с помощью кредитных (заемных) средств, требованиям подпункта 13 пункта 3 настоящего Положения на дату обращения молодой семьи с заявлением о выделении муниципальной социальной выплаты в случае использования средств муниципальной социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту или займу; выявление оснований для исключения молодой семьи, планируемой к включению в список молодых семей - получателей муниципальной социальной выплаты, из числа участников муниципальной жилищной программы и снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), указанных в пункте 22 настоящего Положения; выявление факта неисполнения молодой семьей условия о наличии решения районной администрации о признании молодой семьи - участника муниципальной жилищной программы нуждающейся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) в соответствии с требованиями муниципальной жилищной программы на дату заключения кредитного договора (договора займа) в случае использования муниципальной социальной выплаты на цели, перечисленные в абзацах шестом и седьмом подпункта 8 пункта 3 настоящего Положения; выявление факта приобретения жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 ноября 2012 года администрацией Ленинского района в г. Красноярске рассмотрено на заседании жилищной комиссии администрации района (протокол от 27 ноября 2012 года) заявление Я. о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в целевых жилищных программах по обеспечению жильем молодых семей, принимая во внимание, что документы, приложенные к заявлению соответствуют предъявленным требованиям, руководствуясь п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 года № 247-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы, Постановлением администрации города Красноярска от 11 октября 2011 года № 408 «Об утверждении городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2012-2015 годы, пунктами 2.2.8 и 4.3 Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденного распоряжением Главы города Красноярска от 26 февраля 2007 года № 46-р, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий семья Я. в составе трех человек: Я., Я. – жена, Я. – дочь участия в жилищных программах.

В управление учета и реализации жилищной политики поступило заявление от молодой семьи Я. о предоставлении муниципальной социальной выплаты на приобретение (долевое строительство) жилья в рамках подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.

Семья Я. является участником городской программы и претендентом на получение в 2020 году муниципальной социальной выплаты.

06 февраля 2020 года на заседании жилищной комиссии при администрации г. Красноярска рассмотрен вопрос об исключении молодой семьи Я. из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов, в связи с утратой нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) и отказе им в предоставлении муниципальной социальной выплаты, по результатом которой было принято решение единогласно об исключении молодой семьи Я. (состав семьи 4 человека: Я. (заявитель), Я. – супруга, Я. – дочь, Я. – сын) из числа участников городской программы в связи с утратой молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в соответствии с подпунктом 6 пункта 22 Порядка реализации городской программы, а также отказе на основании пункта 31 Порядка реализации городской программы в предоставлении муниципальной социальной выплаты в рамках городской программы, в связи с выявлением оснований для исключения молодой семьи, планируемой к включению в список молодых семей – получателей муниципальной социальной выплаты, из числа участников городской программы и снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), указанных в пункте 22 Порядка реализации городской программы, оформленное протоколом № 3.

Распоряжением администрации города Красноярска № 20-орг от 14 февраля 2020 года на основании решения жилищной комиссии при администрации города Красноярска (протокол № 3 от 06 февраля 2020 года), в соответствии с пунктом 22 Положения о порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья», утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 01 марта 2012 года № 86, статей 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжения Главы города от 22 декабря 2006 года № 270-р, исключена молодая семья Я. (состав семьи 4 человека: Я. – заявитель, Я. – супруга, Я. – дочь, Я. - сын из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов в связи с утратой молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях, а также отказано в предоставлении социальной выплаты в рамках подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов в связи с выявлением оснований для исключения молодой семьи, планируемой к включению в список молодых семей - получателей муниципальной социальной выплаты, из числа участников муниципальной жилищной программы и снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), указанных в п. 22 Положений о порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья», утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 01 марта 2012 года № 86, в связи с чем внесены изменения в приложение к распоряжению администрации города Красноярска от 09 декабря 2019 года №168-орг «Об утверждении списка молодых семей – участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в 2020 году», исключив строку 21 таблицы.

Распоряжением администрации Ленинского района г. Красноярска на семья Я. была снята с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в участии в государственной жилищной программе, а также признано утратившим силу распоряжение администрации Ленинского района г. Красноярска от 30 ноября 2012 года .

Проанализировав вышеизложенное, проверяя порядок принятия решения жилищной комиссией при администрации города Красноярска, оформленное протоколом от 06 февраля 2020 года, суд пришел к следующему.

В соответствии с п.2.6 Постановления Главы г. Красноярска от 29 октября 2008 года № 514 «О создании жилищной комиссии при администрации города» (вместе с «Положением о жилищной комиссии при администрации города») следует, что жилищная комиссия рассматривает заявления и принимает решения по вопросам участия молодых семей в программах по обеспечению жильем молодых семей (далее - жилищные программы), реализуемых администрацией города о признании молодых семей участниками жилищных программ; об исключении молодых семей из числа участников жилищных программ; об утверждении списков молодых семей - участников жилищных программ; о внесении изменений в списки молодых семей - участников жилищных программ; об утверждении списков молодых семей - получателей социальных выплат и предоставлении молодым семьям - участникам жилищных программ социальных выплат; о внесении изменений в списки молодых семей - получателей социальных выплат в рамках жилищных программ; о продлении срока действия свидетельств, полученных молодыми семьями в рамках жилищных программ.

В соответствии с главной III данного Постановления Главы г. Красноярска от 29 октября 2008 года № 514 комиссию возглавляет и руководит ее работой председатель Комиссии, а в его отсутствие - один из заместителей председателя Комиссии.

Формой деятельности Комиссии являются заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.

Подготовку вопросов для рассмотрения на заседаниях Комиссии осуществляет управление учета и реализации жилищной политики администрации города.

Решение Комиссии принимается большинством голосов путем открытого голосования. Члены Комиссии при принятии решений имеют по одному голосу. В случае равенства голосов голос председателя является решающим.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителями, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании. Копии протоколов (выписки из протоколов) заседаний Комиссии вправе заверять подписью председатель, заместители председателя, секретарь Комиссии.

Вместе с тем, из протокола заседания жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 06 февраля 2020 года в составе председателя комиссии Д., заместителей председателя комиссии Б., Б., П., секретаря комиссии Б., членов комиссии Г., К., М., Т. на основании документов, полученных в рамках проверки нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Я., установлено, что на основании договора дарения от 28 июня 2013 года в собственности Я. имеется жилое здание общей площадью 30 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>. В собственности Я. (супруги) на основании договора купли – продажи квартиры от 13 декабря 2012 года имеется жилое помещение общей площадью 30,3 кв.м., находящееся по адресу: <адрес> двух жилых помещений, находящихся в собственности Я. и Я. составляет 60,3 кв.м., а, следовательно, на каждого члена семьи приходится более 12 кв.м. (60, 3 кв.м. (общая площадь двух жилых помещений) / 4 (количество членов молодой семьи) = 15,075 кв.м. (на одного человека), проголосовавших единолично «за» исключение молодой семьи Я. из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов, в связи с утратой нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) и отказе им в предоставлении муниципальной социальной выплаты.

При этом данный протокол, представленной стороной ответчика, ни одним из членов жилищной комиссии при администрации города Красноярска не подписан, что влечет его недействительность, а, следовательно, недействительность распоряжений администрации г. Красноярска №20-орг от 14 февраля 2020 года «Об исключении молодой семьи Я. из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов, вынесенного на основании данного протокола жилищной комиссии, и администрации Ленинского района г. Красноярска от 09 июля 2020 года о снятии семьи Я. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в государственной жилищной программе.

Более того, в ходе рассмотрения дела установлено, что объект недвижимости общей площадью 30 кв.м., находящееся по адресу: <адрес> был учтен управлением учета реализации и жилищной политики администрации г. Красноярска при расчете общей площади жилых помещений на одного человека, с чем суд не может согласиться в силу нижеследующего.

Как следует из материалов дела, на момент принятия жилищной комиссии решения данный объект числился по сведениям Единого государственного реестра недвижимости как жилое помещение.

Проверяя доводы истца о том, что при регистрации спорного объекта недвижимости, расположенного по адресу: Красноярский край, Манский район, ст. неверно указано назначение объекта «жилое», судом принято внимание решение Исполнительного комитета Березовского районного Совета народных депутатов №128 от 19 июня 1991 года, которым принято решение изъять земельный участок, расположенный в урочище ст. Сорокино площадью II га, в том числе улучшенные сенокосы 8,5 га, лесов – 2,5 га из земель совхоза им. «60-летия Союза ССР» для организации коллективного садоводства предприятиям г. Красноярска, Красноярскпромхимстрой.

Постановлением администрации Манского района Красноярского края №410 от 05 ноября 1993 года и приложения к нему садоводческому товариществу «Строитель - 2» передан в собственность земельный участок бесплатно в постоянное бессрочное пользование.

Согласно справке председателя СНТ «Строитель-2» К. от 16 июля 2021 года Я. с 05 июля 2013 года по настоящее время является собственником садового земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый на основании свидетельства о государственной регистрации права от 05 июля 2013 года, на котором находится садовый дом.

Согласно ответу и.о. руководителя Управления Росреестра по Красноярскому краю Г. от 11 ноября 2020 года от Я. поступило заявление об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав 23 апреля 2020 года №

В соответствии со ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» о регистрации в Единый государственный реестр недвижимого имущества вносятся сведения об основных и дополнительных характеристиках объекта недвижимости. Назначение, наименование здания является дополнительными сведениями об объекте недвижимого имущества Сведения об объекте недвижимости изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления. К заявлению было приложено решение администрации Камарчаргского сельсовета Манского района Красноярского края от 11 июня 2020 года № 1019 о признании жилого дома садовым домом, на основании которого были внесены изменения в отношении таких характеристик как назначение здания, наименование здания.

Согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимого имущества объект недвижимости с кадастровым номером 24:24:0177001:351 имеет назначение «нежилое», наименование «садовый дом».

Из материалов регистрационного дела не усматривается, что дом ранее признавался «жилым».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, с момента выделения садового участка имел назначение «нежилое», наименование «садовый дом».

Каких – либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, стороной ответчика не представлено.

В соответствии с условиями городской программы ее участником может быть семья, являющаяся нуждающейся в жилых помещениях.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением администрации города Красноярска от 14 апреля 2005 года №192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории города Красноярска, учетная норма площади жилого помещения установлено в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу подпункта 6 пункта 22 Порядка реализации городской программы утрата молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) является основанием для исключения молодой семьи из числа участников городской программы.

Учитывая то, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является нежилым, общая площадь жилых помещений находящейся в собственности семьи Я. составляет 30,3 кв.м., а, следовательно, на каждого члена семьи приходится 7,57 кв.м. (30,3 кв.м. (общая площадь двух жилых помещений) / 4 (количество членов молодой семьи) = 7,57 кв.м. (на одного человека), что является менее учетной нормы площади жилого помещения 12 кв.м. на одного человека.

В силу вышеизложенного, исковые требования Я. к администрации г. Красноярска, администрации Ленинского района г. Красноярска о признании недействительным распоряжения администрации г. Красноярска №20-орг от 14 февраля 2020 года «Об исключении молодой семьи Я. из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов, администрации Ленинского района г. Красноярска №595 от 09 июля 2020 года о снятии семьи Я. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в государственной жилищной программе, в связи с чем возложить обязанность на администрацию Ленинского района г. Красноярска по восстановлению семьи Я. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Я. к администрации г. Красноярска, администрации Ленинского района г. Красноярска о признании недействительным и отмене распоряжений о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать недействительным и отменить распоряжение администрации г. Красноярска №20-орг от 14 февраля 2020 года «Об исключении молодой семьи Я. из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.

Признать недействительным и отменить распоряжение администрации Ленинского района г. Красноярска №595 от 09 июля 2020 года о снятии семьи Я. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в государственной жилищной программе.

Возложить обязанность на администрацию Ленинского района г. Красноярска по восстановлению семьи Я. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Шевцова