Дело № 2-3741/2023
УИД 63RS0044-01-2023-003951-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Замулиной Е.В.,
при секретаре ФИО33,
с участием представителя ответчика ФИО34,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО13, ФИО26, ФИО4, ФИО5, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО6, ФИО25, ФИО7, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО24, ФИО31, ФИО32 к Государственной жилищной инспекции <адрес> об обязании предоставить для ознакомления протоколы общих собраний собственников МКД, реестры, акты приема-передачи технической документации, определение о состоявшемся открытом конкурсе выбора управляющей компании, лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,
установил:
Истцы обратились в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском к Государственной жилищной инспекции <адрес> (далее – ГЖИ, Инспекция) об обязании предоставить для ознакомления протоколы общих собраний собственников МКД, реестры, акты приема-передачи технической документации, определение о состоявшемся открытом конкурсе выбора управляющей компании, лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в обоснование требований указав, что как собственники жилых помещений в МКД, расположенного по адресу: <адрес>, они вправе ознакомиться с протоколами общих собраний собственников помещений МКД за период с 2010 по 2023 гг., реестрами с подписями собственников МКД за 2010-2023 гг., актами приема-передачи технической документации 2010-2023 гг., реестрами передачи на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ. В данной связи, с учетом уточненных исковых требований, просили суд обязать ГЖИ <адрес> предоставить им для ознакомления путем фотографирования протоколы общих собраний собственников помещений МКД (далее – протоколы собраний) за 2010-2022гг. (проведение текущего ремонта, отчет о финансовом состоянии и затратах), реестры с подписями собственников МКД к протоколам собраний о проведении текущего ремонта, отчет о финансовом состоянии и затратах за 2010-2022гг.; 2) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на техническое обслуживание лифтового хозяйства), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 3) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на рекламную деятельность), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 4) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на вывоз ТБО), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 5) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на вывоз КГО), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 6) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на уборку территории - ручная и механизированная), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 7) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на уборку мусоропровода), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 8) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на дератизацию, дезинсекцию, вентканалы и пр.), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 9) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на расходы, связанные с начислением платежных документов, содержанием информационных систем истребованием задолженности), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 10) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на содержание УК), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 11) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (заключение договоров на содержание тех.службы УК, в т.ч. АДС, электрики, сантехники), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 12) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (сметы расходов по текущему ремонту), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 13) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (установка счетчиков ОДПУ тепла,горячей воды,холодной воды), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 14) протоколы общих собраний за 2010-2022 гг. (сметы расходов по калитальному ремонту), реестры с подписями собственников МКД к протоколам; 15) акты приема-передачи технической документации, полученные при передаче от <адрес> в 2010г.; 16) реестры передачи на прямые договора ресурсноснабжающим организациям согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ; 17) определение о состоявшемся открытом конкурсе выбора управляющей компании - протоколы №, №, №, реестры с подписями собственников МКД к протоколам №, №, №;18) лицензия на право осуществления деятельности МКД.
Определением суда от 25.08.2023 судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена управляющая компания МКД - ООО «Приволжское ПЖРУ».
В судебное заседание истцы, извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФИО34, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенному в письменном отзыве, ссылаясь на то, что в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции <адрес> в полномочия Инспекции не входит осуществление текущей деятельности по управлению многоквартирными домами с обязанностью управляющих лиц по хранению технической и иной документации, связанной с управлением МКД. Также Инспекция не является стороной по договорам управления МКД, хозяйственным договорам, заключаемым управляющими организациями с подрядными организациями, ресурсоснабжающими организациями и пр. Также указал, что в ГИС ЖКХ размещено лишь 6 протоколов общих собраний собственников помещений МКД. Ранее один из истцов - ФИО6 обращался в ГЖИ с вопросом об ознакомлении с документацией, на что ему был дан ответ.
Представитель третьего лица - ООО «Приволжское ПЖРУ», надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствии не заявлял.
В силу ч. 3, 5 ст.167 ГПК суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 10 апреля 2013 года № 150 (далее - Положение), Инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (за исключением муниципального жилищного фонда), государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в Самарской области, региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, государственный контроль (надзор) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Судом установлено, что многоквартирный <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в управлении ООО «Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест» (ИНН №), с ДД.ММ.ГГГГ указанный МКД находится в управлении ООО УК «Приволжское производственное жилищно-ремонтное управление» (ИНН №).
В соответствии в п.п. «а» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, управление МКД обеспечивается, в том числе приемом, хранением и передачей технической документацией на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением таким домом документов.
Частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных названным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 названного Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления установлены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731. Под раскрытием информации в указанном Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2).
В пункте 5 Стандарта перечислены способы раскрытия информации управляющими организациями обязательное опубликование на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; 2) опубликование в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность; 3) размещение на информационных стендах в помещении управляющей организации; 4) представление информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В соответствии с пунктами 20, 21 Постановления, принятые в электронном виде запросы, а также полученные письменные запросы и копии ответов потребителям хранятся управляющей организацией, товариществом и кооперативом соответственно на электронном и бумажном носителях не менее 5 лет.
Согласно п. 21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
В соответствии со ст. 46 ч. 3 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итого голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в ст. 45 ЖК РФ иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание.
Таким образом, совокупностью данных правовых норм предусмотрена обязанность уполномоченных лиц (в частности, инициатором проведения общего собрания и управляющей организацией) доводить до собственников помещений в многоквартирном доме сообщения о самом решении и итогах голосования, а также знакомить их с документами, касающиеся хозяйственной деятельности МКД.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 указанной статьи и части 5 статьи 200 названного Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с вышеуказанным Положением о Государственной жилищной инспекции Самарской области Инспекция не осуществляет региональный государственный жилищный надзор за деятельностью органов местного самоуправления по организации, проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (многоквартирными домами). В полномочия Инспекция также не входит осуществление текущей деятельности по управлению многоквартирными домами с обязанностями управляющих лиц по хранению технической документации, связанной с управлением многоквартирными домами, а также ознакомление третьих лиц (граждан, юридических лиц) со служебной документацией, с различными документами Инспекции, в том числе с предоставлением копий, выписок, приказов, реестров, актов проверок и т.д. Обязательств на предоставление третьим лицам материалов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, материалов проверок правомочности общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах не имеет. Кроме того, Инспекция не является стороной по договорам управлений многоквартирными домами, хозяйственным договорам, заключаемых управляющими организациями с подрядными организациями, ресурсоснабжающими организациями и иными третьими лицами.
Ранее один из истцов - ФИО6 обращался в Инспекцию по вопросу об ознакомлении с документацией в отношении многоквартирного дома (вх.№-гис от ДД.ММ.ГГГГ), о рассмотрении которого заявитель проинформирован Инспекцией письмом исх.№-гис от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В ходе судебного разбирательства судом стороне истца разъяснялось право уточнить заявленные исковые требования путем предъявления их к управляющей компании, однако данным право истцы не воспользовались, в связи с чем суд принимает решение по заявленным истцами требованиям, и учитывая вышеизложенные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований и обязании Государственной жилищной инспекции представить запрашиваемые документы для ознакомления, поскольку предъявление истцами требований к ненадлежащему ответчику является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО13, ФИО26, ФИО4, ФИО5, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО6, ФИО25, ФИО7, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО24, ФИО31, ФИО32 к Государственной жилищной инспекции <адрес> об обязании предоставить для ознакомления с последующей фотофиксацией документацию по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, а именно: протоколы общих собраний собственников МКД за период с 2010 года по 2022 год с приложенными к ним реестрами и иными документами, акты приема-передачи технической документации, полученные при передаче от <адрес> в 2010 году, реестры передачи ресурсоснабжающим организациям на прямые договора согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, определение о состоявшемся открытом конкурсе выбора управляющей компании – протоколы №, №, № с реестрами к ним, лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 декабря 2023 года.
Председательствующий судья Е.В. Замулина