ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3742/17 от 27.10.2017 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-3742/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2017 года г.Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Огородниковой В.В.,

при секретаре Татаринцевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП Почта России в лице УФПС Алтайского края - филиала ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился с вышеуказанным иском к ответчику.

В обоснование исковых требований указал, что он через канцелярию ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю отправил 9 обращений с приложениями документов, в том числе от 11, 19, 26, 31 мая 2011 года, 10 апреля, 06 мая, 15 июня, 14 июля, 25 ноября 2015 года в адрес прокуратуры Шипуновского района. Согласно книге учета входящей корреспонденции и реестру поступивших в прокуратуру Шипуновского района жалоб граждан, указанные обращения не поступали. Истец полагает, что в случае, если бы жалобы дошли до адресата, это позволило бы установить истину по уголовному делу. Истцу был затруднен доступ к правосудию, он потерял время на обжалование, ряд документов восстановлению не подлежат. Обращения содержали сведения о совершении преступлений и нарушении его прав сотрудниками МВД, СК, прокуратуры и УФСИН России. В связи с утратой жалоб истец был оставлен в опасности. Все это причинило невосполнимый моральный вред, физические и нравственные страдания. Таким образом, истец просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда 1000000 рублей, материальный ущерб в виде стоимости конвертов 315 рублей.

Определением Рубцовского городского суда от *** производство по делу было прекращено в части требований в связи с утратой обращений, направленных в адрес прокуратуры Шипуновского района за 2011 год.

Истец ФИО1 участвовал в судебном заседании путем видеоконференц связи, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФГУП Почта России в лице УФПС Алтайского края - филиала ФГУП «Почта России» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения извещен в установленном законом порядке, в письменных возражениях просил в иске отказать.

Суд, с учетом мнения истца, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В преамбуле данного Закона под недостатком товара (работы, услуги) понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям).

Порядок предоставления услуг почтовой связи определен нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", согласно которому к услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, в том числе писем (ст. 2 данного Закона). К пользователям данных услуг относятся граждане, которым эти услуги оказаны.

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений по своему почтовому адресу (ст. 16 Закона)

В соответствии с положениями ст. 2 данного Закона операторами почтовой связи являются организации почтовой связи, в том числе юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности, к которым относятся и организации федеральной почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения).

Права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 19 Закона).

Из материалов дела следует, что ФИО1 через канцелярию ФКУ ИКобращался в прокуратуру Шипуновского района с жалобами ***, *** и ***. Данные обращения были направлены простой корреспонденцией, в прокуратуру не поступали и не рассматривались. Данные факты были установлены по жалобе ФИО1 и следуют из ответа Прокуратуры Алтайского края от ***, прокуратуры Шипуновского района Алтайского края от ***. Справка по переписке ФИО1 за период с *** по *** подтверждает отправку обращений в указанные даты.

Истцом был соблюден обязательный претензионный порядок урегулирования спора, в ответе от *** Управление федеральной почтовой связи Алтайского края оставило претензию без удовлетворения, указав, что в случае отправки корреспонденции простыми почтовыми отправлениями, установить причину получения адресатом писем не представляется возможным.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах (ст. 34 Закона N 176-ФЗ):

- в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы платы за пересылку, за исключением платы за объявленную ценность;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения - в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения - в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без веса оболочки почтового отправления);

- в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и суммы тарифной платы;

- в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения - в размере суммы тарифной платы.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3% платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 38 указанного Закона).

Почтовые услуги оказываются организациями почтовой связи, поэтому актуальным будет приведение положений еще одной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации "Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником".

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к рассматриваемым правилам работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Из названных норм права следует, что при оказании услуг почтовой связи Законом предусмотрена ограниченная ответственность оператора почтовой связи по возмещению вреда.

Согласно подпункту "а" пункта 10 Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года N 234 по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на несколько категорий, в том числе простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении.

Таким образом, простая почтовая корреспонденция, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами связи, лично адресату не вручается, доставляется до почтового ящика адресата, то есть невозможно установить сам факт ее вручения адресату, а в случае получения адресатом невозможно установить дату получения.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение указанной нормы, истцом не представлено суду доказательств того, что отправленная им простая почтовая корреспонденция утрачена по вине работников «Почты России».

При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда в сумме 1000000 рублей, а также материального ущерба в виде стоимости конвертов 315 рублей у суда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ФГУП Почта России в лице УФПС Алтайского края - филиала ФГУП «Почта России» о защите прав потребителейоставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Огородникова