ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3742/2014 от 29.12.2014 Октябрьского городского суда (Республика Башкортостан)

2-3742/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> РБ

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,

при секретаре ФИО1,

с участием помощника прокурора ФИО2,

представителя Совета ГО <адрес> РБ ФИО3, представителя администрации ГО <адрес> РБ ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц об оспаривании решения Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 199,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании решения Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 199, которым утверждены Правила землепользования и застройки, градостроительного зонирования городского округа <адрес> Республики Башкортостан. В обоснование заявления указал, что оспариваемое решение, опубликованное ДД.ММ.ГГГГ в газете «Октябрьский нефтяник» (9802), содержит положения, противоречащие требованиям федерального законодательства и коррупциогенный фактор.

Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ и № 224-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен нормами, регламентирующими условия освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, строительства жилья экономического класса.

Частью 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение), устанавливаемый организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Также указано, что правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий.

В то же время абзац второй п. 4 раздела 1.7. Правил землепользования и застройки, градостроительного зонирования городского округа <адрес> Республики Башкортостан при определении сроков подключения построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не учитывает требования ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и предусматривает срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение не менее чем на два года, а правообладателю земельного участка предоставляется время в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение для определения необходимой ему подключаемой нагрузки к сетям инженерно-технического обеспечения.

Изложенное, полагает, позволяя ограничить срок действия технических условий двумя годами, способствует организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, злоупотреблять создавшимся монопольным положением при подключении к сетям, в том числе путем получения «откатов» от ограниченных сроками лиц, осуществляющих комплексное освоение территории в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, строительства жилья экономического класса и не отвечает целям эффективного комплексного освоения территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан, что является коррупциогенным фактором (пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 96).

Кроме того, необоснованно ограничивая сроки, предоставленные законом, создает объективные препятствия в реализации на территории муниципального образования – городского округа <адрес> Республики Башкортостан Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ и № 224-ФЗ, направленных на обеспечение жилищных прав граждан в жилищном фонде социального использования и экономического класса.

В связи с изложенным прокуратурой города в Совет городского округа <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ на оспариваемое решение внесен протест, который остался без надлежащего разрешения.

Просит суд признать абзац второй п. 4 раздела 1.7. Правил землепользования и застройки, градостроительного зонирования городского округа <адрес> Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 199, противоречащим ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и недействующим.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 заявление поддержал, просил его удовлетворить по доводам, указанным в нем.

Представитель Совета ГО <адрес> РБ ФИО3 в удовлетворении заявления возражала по доводам указанным в отзыве.

Представитель администрации ГО <адрес> РБ ФИО4 в удовлетворении требований заявителя также возражала, поддерживая доводы представителя Совета ГО <адрес> РБ.

Изучив доводы, изложенные в заявлении прокурора <адрес> Республики Башкортостан, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу требований ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как следует из пп. 2 п.1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят, в частности нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, коим как следует из отзыва и Устава является Совет городского округа <адрес> Республики Башкортостан.

Согласно п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как следует из анализа Правил землепользования и застройки, градостроительного зонирования городского округа <адрес> Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованных ДД.ММ.ГГГГ в газете «Октябрьский нефтяник» (9802), оспариваемое в части решение Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ соответствует перечисленным признакам, поскольку издано в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти направлено на урегулирование общественных отношений, рассчитано на неоднократное применение, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан.

Более того, в п. 1 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан прямо указано на то, что оспариваемый документ является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Генеральным планом <адрес> (утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 24-р), а также с учетом документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития <адрес> Республики Башкортостан, охраны культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Согласно ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации сроки действия технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения составляют не менее чем три года, а в случае комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем пять лет.

Кроме того, названным пунктом, на правообладателя земельного участка возлагается обязанность при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий

Согласно абз. 2 п. 4 раздела 1.7. Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.

Таким образом, суд, проанализировав названные нормы, приходит к выводу о том, что, установленные абз. 2 п. 4 раздела 1.7. Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан сокращенные сроки, а также отсутствие такого вида освоения земельных участка как их комплексное освоение в целях жилищного строительства, может создать препятствия в деятельности городского округа <адрес> Республики Башкортостан по развитию территории города, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, и способствовать организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, злоупотреблять создавшимся монопольным положением при подключении к сетям, в том числе путем получения «откатов» от лиц осуществляющих строительство, что в свою очередь является признаком коррупционности (пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 96), наличие которого в нормативно правовых актах по смыслу требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» недопустимо.

Названное, также опровергает доводы Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан о несоответствии заявления прокурора <адрес> Республики Башкортостан требованиям ст.ст. 254-257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов российского государства. Конституция имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и закрепляет основные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства, имеет прямое действие и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из положений Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, не имеют юридической силы. Конституции Российской Федерации должны соответствовать акты федерального законодательства, акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указано, что закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Российской Федерации означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного следует, что каждый нормативно правовой акт муниципального образования должен соответствовать правовым нормам действующего российского законодательства.

Как показал, анализ оспариваемого абз. 2 п. 4 раздела 1.7. Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан, он противоречит ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что как следует из ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недопустимо, а исходя из того, что оспаривая норма Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан ограничивает в сроках участников правоотношений, её последующее действие нельзя признать законным.

Доводы представителя Совета ГО <адрес> РБ, поддержанные представителем администрации ГО <адрес> РБ о том, что ими были предприняты все меры к исполнению протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № 37-2014, а также то, что Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено в качестве основания внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан приведение в соответствие с действующим законодательством, подлежат отклонению.

Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, прокурором города ДД.ММ.ГГГГ внесен протест, в силу введенных в действие ДД.ММ.ГГГГ изменений, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №№ 217-ФЗ и 224-ФЗ, которым указал на вышеназванные противоречия и просил его рассмотреть. Однако, как установлено в судебном заседании, вопрос внесении изменений в оспариваемый акт будет рассматриваться лишь 17.02.2015, между тем, исходя из смысла ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменения в соответствующие нормативно правовые акты требуют незамедлительного внесения, чего как следует из вышеизложенного, сделано не было.

Рассматривая, довод представителя Совета ГО <адрес> РБ о том, что ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает лишь два основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является лишь: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, не может с ним согласиться, поскольку внесение изменений в решение Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 199, которым утверждены Правила землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан, не противоречит действующему законодательству и направлены в защиту интересов субъектов правоотношений.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц об оспаривании решения Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению, а абз. 2 п. 4 раздела 1.7. Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 199, признанию противоречащим ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответственно недействующим.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц об оспаривании решения Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 199, удовлетворить.

Признать абзац 2 пункта 4 раздела 1.7. Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 199, противоречащим части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и недействующим.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.Ф. Сайфуллин