ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3743/18 от 08.10.2018 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2- 3743/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2018 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Мещерякова К.Н.,

при секретаре Басанец В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «МТК-Урал» о понуждении к исполнению обязанности,

у с т а н о в и л:

Челябинский природоохранный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд к ООО «МТК-УРАЛ» о понуждению к исполнению обязанности по устранению нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, получении документов, необходимых для выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приостановлении деятельности ООО «МТК-УРАЛ» до получения необходимых разрешительных долкуменнтов.

В обосновании исковых требований указано, что проведенной Челябинской природоохранной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства ООО «МТК-Урал» при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и

другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

ООО «МТК-УРАЛ» арендуя у Александрова В.А. производственный цех, расположенный по адресу: город Челябинск, Курчатовский район, <адрес>, осуществляет производственную деятельность - выпускает металлические сетки путем механической обработки проволоки на специализированных станках.

Для осуществления деятельности по производству проволоки используется оборудование (станки) с применением смазочно-охлаждающей жидкости. В результате работы станков происходит выделение аэрозоля СОЖ. Применение СОЖ сопровождается образованием тонкодисперсного масляного аэрозоля и продуктов его термического разложения.

Выделяющиеся вредные (загрязняющие) вещества поступают в помещение цеха, а затем в атмосферный воздух через дверной проем. Также для теплоснабжения цеха, предусмотрена котельная, при работе которой через дымовую трубу в атмосферный воздух выделяются следующие вещества: диоксид азота; оксид азота; диоксид серы; оксид углерода; бенз(а)пирен, в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ОАО "НИИ Атмосфера", город С-Пб, 2012). Таким образом, происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

ООО «МТК-Урал» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствует разработанный проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производственный контроль на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ не проводится, мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора не согласованы, что является нарушением требованием статей 19, 22, 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

При фактическом осуществлении производственной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в течение 2017 года и в истекшем периоде 2018 года, в Министерство экологии Челябинской области заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду от предприятия не поступала.

Ранее ООО «МТК-Урал» привлекалось к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений,

сооружений и иных объектов капитального строительства).

В настоящее время ООО «МТК-Урал» не предпринимает мер для устранения нарушений природоохранного законодательства, предприятие осуществляет выброс загрязняющих веществ в отсутствие согласованного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которым установлен норматив выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с Министерством экологии Челябинской области предприятием не согласованы. Прокурор полагает, что деятельность ООО «МТК-Урал» в отсутствие разрешительных документов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух является незаконной, создающей угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Помощник прокурора - Кычев Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ООО «МТК-Урал»-Александров А.В., Гельман И.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились в части приостановления деятельности ООО «МТК-Урал», указали, что в настоящее время осуществляется деятельность по подготовке необходимых разрешительных документов, заказан соответствующий проект, ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 152-153).

Третье лицо – ИП Александров В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно ч. 1 ст.23 указанного закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Согласно части 4 статьи 23 закона, выбросы и сбросы химических

веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Частью 1 статьи 34 предусмотрено: размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Статьей 12 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа

исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Челябинской природоохранной прокуратурой в ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4 237 кв. м, расположенный по адресу: город Челябинск, Курчатовский район, <адрес>, используется для эксплуатации нежилого здания и находится в собственности Александрова В. Н., который (арендодатель) на основании договора аренды нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ передал ООО «МТК-Урал» (арендатору) в аренду объект нежилого фонда нежилое здание, общей площадью 1 078,3 кв. м, расположенное по адресу: город Челябинск, Курчатовский район, <адрес>, для размещения производственных мощностей арендатора, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156-158).

На данном земельном участке предприятие ООО «МТК-Урал» осуществляет производственную деятельность - выпускает металлические сетки путем механической обработки проволоки на специализированных станках, что не оспаривается ответчиком.

Для осуществления деятельности по производству проволоки используется оборудование (станки) с применением смазочно-охлаждающей жидкости. В результате работы станков происходит выделение аэрозоля СОЖ. Применение СОЖ сопровождается образованием тонкодисперсного масляного аэрозоля и продуктов его термического разложения, при этом выделяющиеся вредные (загрязняющие) вещества поступают в помещение цеха, а затем в атмосферный воздух через дверной проем. Кроме того для теплоснабжения зданий производственной базы предусмотрена котельная, при работе которой через дымовую трубу в атмосферный воздух выделяются вредные (загрязняющие) вещества в атмосферный воздух.

На момент проверки, как и на момент рассмотрения дела ООО «МТК-Урал» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствует разработанный проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производственный контроль на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ не проводится, мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного

экологического надзора не согласованы, что является нарушением требованием статей 19, 22, 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

При фактическом осуществлении производственной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в течение 2017-2018 годов в Министерство экологии Челябинской области заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду от предприятия не поступала, данный факт ответчиком не оспаривается.

В настоящее время ООО «МТК-Урал» осуществляет выброс загрязняющих веществ в отсутствие согласованного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которым установлен норматив выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с Министерством экологии Челябинской области предприятием не согласованы, что не оспаривалось ответчиком.

Пунктом 7 приказа Минприроды России от 31.12.2010 г. № 579 установлен перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, согласно которому государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении 2 к настоящему Приказу, а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка. Согласно приложению такие вещества как диоксид серы, выделяемый в атмосферный воздух с продуктами сгорания при работе котельной, входит в перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

При этом, согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «МТК-Урал» как арендатор обязуется соблюдать отраслевые нормы и правила, действующие в отношении видов деятельности арендатора и арендуемого им здания (п. 2.2.1 договора), в том числе требования природоохранного законодательства, выполнять требования законодательства об охране окружающей среды, такие требования на арендодателя Александрова В.Н. не возложены.

Производственная деятельность ООО «МТК-Урал» не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (атмосферного воздуха) вредными (загрязняющими) веществами выше допустимых норм.

Соблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства являлось предметом проверки Челябинской природоохранной прокуратуры, в ходе которой установлены нарушения ответчиком природоохранного законодательства при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. в то время, как ответчику разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Министерством экологии Челябинской области не выдавалось.

По результатам проверки природоохранной прокуратурой Челябинской области директору ООО «МТК-Урал» вынесено представление с требованием устранить допущенные нарушения законодательства в сфере законодательства при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д. 21- 25, 146-149).

ДД.ММ.ГГГГ в природоохранную прокуратуру Челябинской области поступил ответ ООО «МТК-Урал» на указанное представление, согласно которому ООО «МТК-Урал» не использует в производстве технологические процессы, связанные с выбросами в атмосферу вредных веществ (ол.д. 32).

Кроме того, в отношении ООО «МТК-Урал» возбужденыо административное производство, и постановлениями государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области ООО «МТК-Урал» ДД.ММ.ГГГГ признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.46, ст. 8.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа, соответственно в размере 30 000 руб. и 20 000 руб. Также ответчик ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Указанными постановлениями, которые ответчиком не обжаловались, установлено, что ООО «МТК-Урал» не выполнило обязанности, возложенные на него по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предоставление сведений для актуализации учетных сведений, при осуществлении производственной и хозяйственной деятельности; не выполнило обязанности по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработку проекта нормативов предельно допустимых выбрасов в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проведение производственного экологического контроля на источниках вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с органами исполнительной властит субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (л.д. 98-105, 112-119, 142-145).

При этом судом установлен факт необходимости получения ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и факт отсутствия данного разрешения.

При таких обстоятельствах, требования Челябинского природоохранного прокурора о понуждении ООО «МТК-Урал» к исполнению обязанности по устранению нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, получении документов, необходимых для выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, следует признать незаконной деятельность ООО «МТК-Урал» по эксплуатации источников негативного воздействия на окружающую природную среду, в отсутствие утвержденных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО «МТК-Урал» и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и обязать ООО «МТК-Урал» устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:

- подать в Министерство экологии Челябинской области заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда;

- разработать мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях, представить в Министерство экологии Челябинской области для согласования в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;

-разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «МТК-Урал, представить разработанный проект в Управление Росприроднадзора по Челябинской области для утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;

- представить в Министерство экологии Челябинской области документы, необходимые для выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 05.04.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

До настоящего времени, ответчиком нарушения природоохранного законодательства не устранены, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух им не получено.

Вместе с тем, анализируя материалы дела, принимая во внимание тот факт, что ответчик в настоящее осуществляет мероприятия по устранению нарушений природоохранного законодательства – произвел отчет инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, подготовил проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), осуществляет подготовку заявки на постановку на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с договором -Э от ДД.ММ.ГГГГ со стоком действия до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что ответчик относится к предприятиям 4 категории опасности, которое не создает существенной угрозы жизни и здоровья неопределенного круга лиц, требование о приостановление деятельности ООО «МТК-Урал» является преждевременным и, не отвечающим в настоящее время балансу общественных интересов, ввиду чего, исковые требования в части приостановления деятельности ООО «МТК-Урал» не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

иск Челябинского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «МТК-Урал» о понуждении к исполнению обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконной деятельность ООО «МТК-Урал» по эксплуатации источников негативного воздействия на окружающую природную среду, расположенных на промышленной площадке по адресу: г. Челябинск, <адрес>, в отсутствие утвержденных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО «МТК-Урал» и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Обязать ООО «МТК-Урал» устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:

- подать в Министерство экологии Челябинской области заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда;

- разработать мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях, представить в Министерство экологии Челябинской области для

согласования в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;

-разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «МТК-Урал, представить разработанный проект в Управление Росприроднадзора по Челябинской области для утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;

- представить в Министерство экологии Челябинской области документы, необходимые для выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий: