ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3743/19 от 20.06.2019 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело 2-3743/2019

32RS0027-01-2019-002645-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 20.06.2019 года

Советский районный суд гор. Брянска в составе

председательствующего судьи Курнаевой Г.В.

при секретаре Беловой О.В.,

с участием представителей истца ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика ОАО «Молочный завод «Гиагинский» ФИО3 по средством видеконференцсвязи,

представителя ответчика ООО «Тамбовский» ФИО4 по средством видеконференцсвязи,

представителя третьего лица ООО «Лента» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ОАО «Молочный завод «Гиагинский», ООО «Тамбовский» о защите прав потребителей и взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным иском к ОАО «Молочный завод «Гиагинский», ООО «Тамбовский» о защите прав потребителей и взыскании морального вреда, ссылаясь на то, что в апреле 2019 г. в гипермаркете ООО «Лента» она приобрела адыгейский сыр производителя ОАО «Молочный завод «Гиагинский» и адыгейский сыр ООО «Тамбовский».

Выбрав для себя необходимый молочный продукт, она устроила дегустацию купленного адыгейского сыра.

Однако, истцу не понравились вкусовые качества продуктов, поскольку, продукт ОАО «Молочного завода «Гиагинский» был чрезмерно соленым, крошился и имел привкус прокисшего молока, из другой упаковки вытекала сыворотка, а послевкусие сыра напоминало «ощущение резины». Ни один из купленных ею продуктов не удовлетворил ее потребности, как потребителя.

Ознакомившись с упаковкой продуктов, она не увидела обозначения того, что данные сыры производятся на основании НМПТ и ГОСТ. Вместо этого на упаковке сыров написано, что они производятся на основании ТУ 9225-013-00421380-08.

Таким образом, истец считает, что используя в своем наименовании продукта, закрепленное в ГОСТ наименования «Сыр адыгейский», ответчики производят данный товар не на основании национального стандарта качества, а на основании технических условий.

Использование данного наименования, без указания на производство в соответствии с ГОСТ и НМПТ свидетельствует о намеренном введении в заблуждение потребителей, которые покупая товар под маркой «Сыр адыгейский» предполагают, что данный товар производится на основании утвержденного стандарта.

Кроме того, действия ответчиков являются прямым нарушением действующего ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к работке и оформлению».

В соответствии с пунктом 3.3 данного ГОСТ - технические условия (ТУ) разрабатываются при отсутствии национального стандарта РФ (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ), действующего в Российской Федерации в качестве национального стандарта.

При этом не допускается разработка ТУ на продукцию с использованием надуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями аналогичной группы продукции, установленными ГОСТ Р или ГОСТ.

Считает, что данными незаконными действиями ответчиков ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, которые были причинены ей за покупки продукта, хотя и произведенного на территории Республики Адыгеи, но произведенным без применения требований национального стандарта и НМПТ.

Как указано на упаковке продукции адыгейский производителей, они производят свой продукт не по НМПТ, а по техническим условиям. А в соответствии с действующим законодательством НМПТ гарантирует наличие у товара особых свойств.

Этим самым производитель из Адыгеи ввел ее, как потребителя, в заблуждение относительно свойств товара. Получается, что производителя сыра Адыгейского, расположенные в Республике Адыгея, злоупотребляют своим правом, сами не применяют НМПТ при производстве сыра и вводят тем самым потребителя в заблуждение относительно его особых свойств.

Моральный вред от действий ответчиков ею оценивается 1000000 рублей.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на статьи. 10, 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителя», статьи 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит обязать ответчиков незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара «Сыр адыгейский», указав на упаковке иное название продукта, так как он производится не на основании ГОСТ 32263-2013 и НМПТ «Сыр адыгейский». Взыскать с ответчиков в пользу истца моральный вред в размере 10000000 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представители истца ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

В судебном заседании по средством видеконференцсвязи, представитель ответчика ОАО «Молочный завод «Гиагинский» ФИО3, действующая на основании доверенности, представитель ответчика ООО «Тамбовский» ФИО4, действующая на основании доверенности, возражали против заявленных требований, по доводам изложенным в письменных возражениях на иск, просили в удовлетворении иска отказать.

Определением суда от 26.04.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Лента».

В судебном заседании представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Лента» ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона «О защите прав потребителей», отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 названного Закона установлено, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям, и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Положениями части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» предусмотрено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В силу части 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.

В соответствии с статьей 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхождения товара), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Использованием наименования места происхождения товара считается, в частности, размещение этого наименования:

на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).

Как установлено подпунктом «е» пункта 67 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 67 на каждую единицу групповой, многооборотной или транспортной упаковки молока или молочной продукции наносится маркировка, содержащая следующую информацию для потребителей: е) обозначение стандарта или технического документа изготовителя, в соответствии с которым производится продукт переработки молока - для молока или молочной продукции, расфасованной непосредственно в транспортную тару (для молока или молочной продукции, ввозимой из третьих стран, допускается не указывать).

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.04.2001 г. № 191-ст; действовал до 1 января 2018 года), настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, содержанию, оформлению, обозначению, согласованию, утверждению, регистрации, применению, обновлению, отмене технических условий (ТУ) на российские пищевые продукты, предназначенные для реализации населению и для промышленной переработки на пищевые цели

Соблюдение требований настоящего стандарта является обязательным при разработке и оформлении ТУ на все виды пищевых продуктов, кроме тех, для которых законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации установлено иное.

ТУ на пищевые продукты являются техническим документом, в котором изготовитель устанавливает требования к качеству и безопасности конкретного пищевого продукта (нескольким конкретным пищевым продуктам), необходимые и достаточные для идентификации продукта, контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании (пункт 3.1 ГОСТ 51740-2001).

Для идентификации конкретного пищевого продукта в ТУ регламентируют его наименование, органолептические, физические и химические показатели, состав и содержание ингредиентов, а также, при необходимости, форму, размеры, массу, категорию, сорт и другие показатели, однозначно его определяющие (пункт 3.2 ГОСТ 51740-2001).

ТУ разрабатывают в следующих случаях:

при отсутствии государственного стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ), действующего в Российской Федерации (далее - государственный стандарт), общих технических условий или технических условий;

при наличии государственного стандарта общих технических условий (технических условий), когда изготовителю необходимо уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту (пункт 3.3 ГОСТ Р 51740-2001).

Требования утвержденных технических условий являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных пищевых продуктов, включая их транспортирование и хранение (пункт 3.10 ГОСТ 51740-2001).

Согласно пункту 3.3 ныне действующего Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2016 г. № 1816-ст), ТУ разрабатывают в следующих случаях:

при отсутствии национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ), действующего в Российской Федерации в качестве национального стандарта (далее - стандарт), вида общих технических условий или вида технических условий;

при наличии стандартов вида общих технических условий или вида технических условий, когда держатель подлинника считает нужным уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту (например, дополнение наименования «придуманным названием» конкретного изготовителя по техническому регламенту, рецептуры, установленного изготовителем срока годности, условий хранения и транспортирования и другими требованиями, не противоречащими законодательству).

Судом установлено, что 10.04.2019 г. истец в гипермаркете ООО «Лента» приобрела «Сыр Адыгейский» производства ООО «Тамбовский», стоимостью 209 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются кассовым чеком от 10.04.2019 г. ООО «Лента» на приобретения Сыра Предгорье Кавказа Адыге на сумму 209 руб.

Документов приобретения в ООО «Лента «Сыр Адыгейский» производства ОАО «Молочный завод «Гиагинский» истец не представила, копия упаковки Сыр Адыгейский» производства ОАО «Молочный завод «Гиагинский» не может свидетельствовать о факте приобретения данного товара.

Истец указывала на то, что на упаковке продуктов, не указано обозначения того, что данные сыры производятся на основании НМПТ и ГОСТ.

Вместо этого на упаковке сыров указано, что они производятся на основании ТУ 9225-013-00421380-08. Таким образом, истец считает, что используя в своем наименовании продукта, закрепленное в ГОСТ наименования «Сыр адыгейский», ответчики производят данный товар не на основании национального стандарта качества, а на основании технических условий, намеренно вводят в заблуждение потребителей, которые, покупая товар под маркой «Сыр адыгейский», предполагают, что данный товар производится на основании утвержденного стандарта.

Считает, что действия ответчиков являются прямым нарушением действующего ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к работке и оформлению».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на упаковке «Сыр Адыгейский» производства ООО «Тамбовский» указано, что сыр произведен в соответствии с ТУ 9225-002-53005836-15.

Ответчиком ООО «Тамбовский» в материалы дела представлено Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара № 74/3 «Сыр Адыгейский», выданное Роспатентом РФ, обладатель свидетельства ООО «Тамбовский», зарегистрировано в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации 19 февраля 2013 года, срок действия свидетельства истекает 04 октября 2021 года.

На упаковке «Сыр Адыгейский» производства ОАО «Молочный завод «Гиагинский» указано, что сыр произведен в соответствии с ТУ 9225-013-00421380-08.

Ответчиком ОАО «Молочный завод «Гиагинский» в материалы дела представлены ТУ 9225-013-00421380-08 «Сыры Адыгейские», на титульном листе которых имеется указание, что санитарно-эпидемиологическое заключение № 01.РА.01.922.II.000349.12.08 от 30.12.2008 выдано территориальным управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея.

Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара № 74/2 «Сыр Адыгейский», выданное Роспатентом Российской Федерации, обладатель свидетельства ОАО «Молочный завод «Гиагинский», зарегистрировано в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации 11 сентября 2009 года, срок действия свидетельства истекает 30 апреля 2018 года; Изменение к свидетельству об исключительном праве на наименование места происхождения товара № 74/2 - срок действия свидетельства продлен до 30 апреля 2028 года.

Таким образом, в Реестре наименований мест происхождения товаров Роспатента в качестве правообладателей наименования места происхождения товара «сыр адыгейский» зарегистрированы ОАО Молочный завод «Гиагинский» (свидетельство № 74/2 от 11.09.2009) и ООО «Тамбовский» (свидетельство № 74/3 от 19.02.2013).

Учитывая изложенное, располагая полученными в установленном порядке свидетельствами на право пользования наименованием места происхождения товара «сыр адыгейский», ответчики имеют право изготавливать данный сыр, а также маркировать свою продукцию указанным наименованием.

Изготовление ответчиками сыра производилось в соответствии с ТУ, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено право изготавливать «сыр адыгейский» только лишь в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 32263-2013 «Сыры мягкие. Технические условия» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 г. № 2070-ст); ответчики на упаковках товара не указывали, что производят товар в соответствии с ГОСТ 32263-2013 «Сыры мягкие. Технические условия», а указывали, что продукция произведена в соответствии с ТУ.

В силу статьей 1520 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывать на этикетке сведения о НМПТ является правом, а не обязанностью производителя.

Таким образом, ответчики не вводили потребителей в заблуждение, предоставляли потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Истцом надлежащее качество продукции ответчиков не оспаривалось.

Кроме того, истцом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены доказательства того, что указанные им недостатки товара «Сыр Адыгейский» производства ОАО «Молочный завод «Гиагинский» и «Сыр Адыгейский» производства ООО «Тамбовский» имели место.

При таких обстоятельствах исковые требования об обязании ответчиков незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара «Сыр адыгейский», указав на упаковке иное название продукта, так как он производится не на основании ГОСТ 32263-2013 и НМПТ «Сыр адыгейский», удовлетворению не подлежат.

При рассмотрении требований о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

На основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 15 Федерального Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае предусмотренных статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 15 ФЗ «О защите прав потребителей» оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца денежной компенсации морального вреда ввиду недоказанности факта причинения ей нравственных и физических страданий виновными действиями ответчиков.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО6 к ОАО «Молочный завод «Гиагинский», ООО «Тамбовский» о защите прав потребителей и взыскании морального вреда,отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.В. Курнаева

Решение принято в окончательной форме 25.06.2019 года