дело № 2-3745/2020
УИД 50RS0036-01-2020-004326-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» декабря 2020 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Малюковой Т.С.,
при секретаре Талалаеве С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Пушкинского городского округа <адрес> о внесении изменений в сведения о местоположении границ земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Пушкинского городского округа <адрес> о внесении изменений в сведения о местоположении границ земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 700 кв.м. с кадастровым номером 50:13:0000000:81396, расположенный по адресу: <адрес>, Пушкинский городской округ, д. Василево. Право на заключение договора аренды земельного участка возникло на основании аукциона. В соответствии с целевым назначением земельного участка (видом разрешенного использования) для индивидуального жилищного строительства, она возвела жилой дом; перед началом строительства получила уведомление с подтверждением соответствия жилого дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства от 14.08.2019 года. Однако при обращении в администрацию Пушкинского городского округа о выкупе арендуемого земельного участка, получила отказ на основании заключения Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, так как участок имеет пересечение с землями лесного фонда (0,24% от площади участка) и соответственно является ограниченным в обороте. Считает данный отказ необоснованным, поскольку как при постановке земельного участка на кадастровый учет, так и при заключении договора аренды, никаких ограничений не было. При этом, поскольку на арендуемом земельном участке она возвела жилой дом, то в соответствие со ст. 39.20 ч.1 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность за плату. Просит обязать администрацию Пушкинского городского округа <адрес> заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером 50:13:0000000:81396, расположенного по адресу: <адрес>, Пушкинский городской округ, д. Василево, категория земель–земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по цене равной 3% от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В ходе рассмотрения настоящего дела, истцом в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования дополнены, просит также внести изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:81396 площадью 700 кв.м. в соответствии с представленным каталогом координат (л.д.33).
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности ФИО2 (л.д.27) исковые требования уточнил в части внесения изменений в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:81396 по варианту № экспертного заключения, остальные требования оставил без изменения; обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель администрации Пушкинского городского округа <адрес> на основании доверенности ФИО3 возражала против удовлетворении иска, поддержала решения об отказе в выкупе истцу арендуемого земельного участка, так как имеются пересечения с землями лесного фонда.
Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее направил заявление о том, что не возражает против удовлетворения требований ФИО1 при отсутствии пересечения испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда.
Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что <дата> постановлением администрации Пушкинского муниципального района МО № утверждена схема расположения земельного участка площадью 700 кв.м. по адресу: <адрес>, Пушкинский городской округ, д. Василево с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» для последующего проведения аукциона на право заключение договора аренды, на основании положительного заключения Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> от <дата>, публикации на официальном сайте и других документов (л.д.7-8).
В соответствии с решением Аукционной комиссии победителем аукциона является ФИО1 (л.д.17-18), с которой администрацией Пушкинского муниципального района <адрес><дата> заключен договор аренды №А на срок 20 лет, право аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0000000:81396 площадью 700 кв.м. зарегистрировано в ЕГРН <дата> (л.д. 20-26).
На данном земельном участке в 2019 году истцом возведен жилой дом, кадастровый №, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН <дата> ( л.д. 12-14).
При обращении истца в администрацию Пушкинского городского округа МО о выкупе земельного участка, ФИО1<дата> отказано за № Р№32251645, поскольку согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> №ГЗ-СМЭВ3-168386156 испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, частично имеет пересечение с землями лесного фонда 0,24% ( л.д.15).
Однако, согласно справке Комитета лесного хозяйства <адрес> № Р№35382580 от <дата>, пересечение вышеуказанного земельного участка кадастровым номером 50:13:0000000:81396 с землями лесного фонда отсутствует ( л.д.35).
В силу ст. ст. 40, 41 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) арендатор земельного участка вправе возводить на нем здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.20 ч.1 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что собственник здания, строения, сооружения вправе испрашивать в собственность соответствующий земельный участок с целью эксплуатации названного объекта, в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленным подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса.
Таким образом, поскольку земельный участок находится у истца на правах аренды и на них расположен принадлежащий истцу на праве собственности объект недвижимого имущества –жилой дом, который построен в соответствие с целевым назначением этого земельного участка, то этот земельный участок в силу вышеуказанных норм права должен быть передан истцу в собственность за плату.
Доводы ответчика о пересечении данного земельного участка с землями лесного фонда и его ограничении в обороте не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Как ранее отмечалось, согласно справке Комитета лесного хозяйства <адрес> № Р№35382580 от <дата>, пересечение вышеуказанного земельного участка кадастровым номером 50:13:0000000:81396 с землями лесного фонда отсутствует ( л.д.35).
Данные обстоятельства также подтверждаются проведенным во внесудебном порядке заключением кадастрового инженера ФИО4 ( л.д. 38-48).
Также по доводам ответчика определением Пушкинского городского суда МО от <дата> по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза (л.д.82-83).
Согласно заключению эксперта ФИО5 кадастровые границы участка истца с кадастровым номером 50:13:0000000:81396 не имеют пересечений (наложений) с кадастровыми границами участка лесничества с кадастровым номером 50:13:00102039:223.
Если учитывать сведения РГИС МО, то по сведениям Интернет портала РГИС МО (ИСОГД) имеется пересечение (наложение) кадастровых границ участка истца и земель лесного фонда на 1,8 кв.м.. Экспертом представлено 2 варианта устранения пересечений границ участка с землями лесного фонда, вариант № по предложению истца и вариант № по предложению эксперта. При варианте № установления границ, посредством Интернет портала РГИС МО (ИСОГД), будет пересечение земельного участка с территориальными зонами Ж-2 и СХ-2, что не допускается в соответствии с законодательством. По предложенному экспертом варианту №, устранение пересечения границ участка истца с землями лесного фонда по сведениям РГИС МО (ИСОГД) производится в точках «10-11», площадь земельного участка составит 698 кв.м., и не будет пересечения участка с территориальными зонами Ж-2 и СХ-2 ( л.д. 86-106).
Таким образом, из вышеуказанных доказательств, в том числе представленных из Комитета лесного хозяйства сведений, заключения эксперта ФИО5, кадастрового инженера ФИО4 следует, что пересечение вышеуказанного земельного участка кадастровым номером 50:13:0000000:81396 с землями лесного фонда отсутствует, в связи с чем администрация Пушкинского городского округа <адрес> не вправе была отказывать истцу в выкупе земельного участка.
Доводы представителя ответчика о том, что необходимо принимать во внимание сведения РГИС МО, по которым имеется пересечение на 1,8 кв.м., являются необоснованными по следующим основаниям.
Государственная информационная система <адрес> "Региональная геоинформационная система <адрес>" была создана в соответствии с Постановлением <адрес> от <дата> N 1335/38.
В соответствии с данным Постановлением РГИС <адрес> представляет собой государственную информационную систему <адрес>, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов <адрес>, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
РГИС <адрес> функционирует на территории <адрес> в соответствии с <адрес> от <дата> N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах <адрес> и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы <адрес> создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС <адрес> на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от <дата> N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Однако, таких доказательств ответчиками в соответствие со ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, как заключением эксперта, так и сведениями из Комитета Лесного хозяйства, который как третье лицо по сути не возражал против удовлетворения иска и не указывал на наличие пересечения, достоверно подтверждено, что какого-либо пересечения кадастровых границ земельного участка истца и земель лесного фонда не имеется.
В связи с чем имеются такие расхождения по площади 1,8 кв.м. в сведениях РГИС МО, представитель ответчика администрации Пушкинского городского округа в ходе рассмотрения настоящего дела не смог объяснить, достоверных доказательств того, что это не является технической ошибкой при внесении сведений о кадастровых границах земель лесного фонда в эту информационную систему, ответчиками не представлено.
Таким образом, ответчики в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представили надлежащих доказательств о пересечении границ спорного земельного участка с границами земель лесного фонда, в связи с чем отказ администрации Пушкинского городского округа о выкупе этого земельного участка является необоснованным.
В то же время, суд в соответствии со ст. 196 ч.3 ГПК РФ рассматривает исковые требования в пределах заявленных требований.
При обстоятельствах, когда истец для исключения дальнейшего возможного спора желает привести арендуемый земельный участок со сведениями РГИС <адрес>, суд не находит оснований для отказа истцу в этом и считает возможным удовлетворить исковые требования о внесении изменений в сведения о местоположении границ арендуемого земельного участка в соответствии с каталогом координат, составленным в варианте № судебной экспертизы.
Соответственно, как ранее отмечалось, исковые требования о выкупе земельного участка также подлежат удовлетворению.
Из пунктов 5-7 ст. 39.17 ЗК РФ следует, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, в том числе принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю (п.2).
Таким образом, вышеуказанными нормами права для органов местного самоуправления предусмотрена обязанность рассмотрения заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность и обязанность предоставления таких земельных участков в собственность.
В соответствие со ст. 39.2 ч.2 п.6 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены сооружения, собственникам таких сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу ст. 39.4 ч. 2 п.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, п.3.1 ст. <адрес> от <дата> N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>" и пункта 2 статьи 1 Постановления Правительства МО от <дата> N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках", цена продажи такого земельного участка составляет три процента кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.193,199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к администрации Пушкинского городского округа <адрес> о внесении изменений в сведения о местоположении границ земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи удовлетворить.
Внести изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:81396, расположенного по адресу: <адрес>, Пушкинский городской округ, д. Василево, согласно варианту № экспертного заключения ФИО5, со следующими границами и координатами характерных точек участка:
№ точки | Координаты | Расстояние, м | № точки | |
X | Y | |||
Площадь этого земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:81396 составит 698 кв.м.
Обязать администрацию Пушкинского городского округа <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 698 кв.м. с кадастровым номером 50:13:0000000:81396, расположенного по адресу: <адрес>, Пушкинский городской округ, д. Василево, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по цене равной 3% от кадастровой стоимости данного земельного участка,
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ГКН и ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - <дата>.
Судья: