ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3749/2023 от 18.09.2023 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-3749/2023

51RS0001-01-2023-002953-15

Изготовлено 18 сентября 2023 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 сентября 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,

при помощнике судьи Саакян Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мурманской области к руководителю УФК по Мурманской области, Рыжикову Д.С. о возложении обязанности произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Мурманской области обратился в суд с иском к руководителю УФК по Мурманской области, Рыжикову Д.С. о возложении обязанности произвести определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и государственной службе в деятельности УФК по Мурманской области.

В ходе проверки выявлен факт несоблюдения <данные изъяты> Рыжиковым Д.С. требований законодательства о противодействии коррупции, в части непринятия мер по недопущению и предотвращению любой возможности возникновения конфликта интересов, стороной которого он являлся, в связи с чем приказом руководителя УФК по Мурманской области от 29.04.2022 «О наложении взыскания» Рыжикову Д.С. объявлен выговор.

26.08.2022 прокуратурой Мурманской области в Октябрьский районный суд г.Мурманска направлено исковое заявление о признании незаконным бездействия руководителя УФК по мурманской области, выразившееся в непринятии мер к наложению взыскания в виде увольнения, в связи с утратой доверия, <данные изъяты> Рыжикова Д.С., обязании руководителя УФК по мурманской области принять решение об увольнении <данные изъяты> в связи с утратой доверия, отмене приказа руководителя УФК по Мурманской области от 29.04.2022 , как не соответствующего требованиям федерального законодательства.

Решением октябрьского районного суда г.Мурманска от 03.11.2022 по гражданскому делу исковые требования прокуратуры Мурманской области удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением Мурманского областного суда от 13.04.2023 указанное решение суда оставлено без изменения.

Вместе с тем, прокуратурой Мурманской области установлено, что приказом руководителя УФК по Мурманской области от 17.11.2022 «Об увольнении Рыжикова Д.С.» л/с <данные изъяты> Рыжиков Д.С. уволен по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ) и последний уволен с занимаемой должности 23.11.2023.

При этом факт совершения <данные изъяты> Рыжиковым Д.С. коррупционного правонарушения, выразившегося в нарушении им обязанности по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлению представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, установлен судами первой и апелляционной инстанции.

Таким образом, решение руководителя УФК по Мурманской области об увольнении Рыжикова Д.С. по собственному желанию является незаконным, так как на момент принятия данного решения руководству УФК по Мурманской области было достоверно известно о несоблюдении Рыжиковым Д.С. требований антикоррупционного законодательства и влечет неправомерное освобождение лица, допустившего нарушение требований законодательства о противодействии коррупции и государственной службе, от предусмотренной законом ответственности, в качестве которой в данном случае выступает увольнение, в связи с утратой доверия.

С учетом уточнения исковых требований просит суд изменить приказ руководителя Управления федерального казначейства по Мурманской области от 17.11.2022 № 1699 «Об увольнении Рыжикова Д.С.»; изменить формулировку основания увольнения заместителя начальника административно-финансового отдела Управления федерального казначейства по Мурманской области Рыжикова Д.С. с увольнения по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») на увольнение в связи с утратой доверия (пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); обязать Рыжикова Д.С. в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление федерального казначейства по Мурманской области трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении с должности заместителя <данные изъяты> в части указания основания увольнения с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; обязать Управление федерального казначейства по Мурманской области внести исправления в трудовую книжку Рыжикова Д.С. в части указания основания увольнения с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; обязать Управление федерального казначейства по Мурманской области включить Рыжикова Д.С. в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Представитель истца прокуратуры Мурманской области Евдокимова О.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика УФК по Мурманской области Доля А.В. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что до вступления решения Октябрьского районного суда г.Мурманска от 12.04.2023 в законную силу Рыжиковым Д.С. 09.11.2022 подано заявление об увольнении по собственной инициативе. Во исполнение требований статьи 36 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ Рыжиков Д.С. был уволен по собственной инициативе. При увольнении Рыжикова Д.С. УФК по Мурманской области соблюдены нормы действующего законодательства. Кроме того, государственный служащий не может быть уволен по иному основанию после прекращения с ним служебных отношений. Просила в удовлетворении иска отказать.

Ответчик Рыжиков Д.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представил.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2-4629/2022, суд приходит к следующему.

Правовую основу порядка привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных гражданских служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 №73-ФЗ «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Пунктом 3.2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

В силу пункта 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и государственной службе в деятельности УФК по Мурманской области.

В ходе проверки выявлен факт несоблюдения заместителем начальника административно-финансового отдела Рыжиковым Д.С. требований законодательства о противодействии коррупции, в части непринятия мер по недопущению и предотвращению любой возможности возникновения конфликта интересов, стороной которого он являлся, в связи с чем приказом руководителя УФК по Мурманской области от 29.04.2022 «О наложении взыскания» Рыжикову Д.С. объявлен выговор.

26.08.2022 прокурор Мурманской области обратился в Октябрьский районный суд г.Мурманска с иском к руководителю УФК по Мурманской области Беззубко О.С., УФК по Мурманской области о признании бездействия.

Решением октябрьского районного суда г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу исковые требования прокурора Мурманской области действующего в интересах Российской Федерации к руководителю УФК по Мурманской области Беззубко О.С., УФК по Мурманской области о признании бездействия руководителя незаконным и обязании совершить определенные действия – удовлетворены.

Указанным решением признано незаконным бездействие руководителя Управления федерального казначейства по Мурманской области, выразившееся в непринятии мер к наложению взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия <данные изъяты> Рыжикова Д.С. Приказ руководителя Управления федерального казначейства по Мурманской области №645 л/с от 29.04.2022 года как несоответствующий требованиям федерального закона отменен. На руководителя Управления федерального казначейства по Мурманской области возложена обязанность принять решение об увольнении <данные изъяты> Рыжикова Д.С. в связи с утратой доверия.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения.

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ – оставлены без изменения.

Судом также установлено, что приказом руководителя УФК по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ Рыжиков Д.С. уволен по инициативе гражданского служащего на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание тот факт, что на момент подачи Рыжиковым Д.С. заявления об увольнении по собственной инициативе (09.11.2022) руководителю УФК по Мурманской области было достоверно известно о вынесении Октябрьским районным судом г.Мурманска решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменен приказ руководителя УФК по Мурманской области от 29.04.2022, как несоответствующий требованиям федерального закона и на руководителя возложена обязанность принять решение об увольнении Рыжикова Д.С. в связи с утратой доверия.

Решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу 12.04.2023. Однако руководителем УФК по Мурманской области никаких действий по внесению изменений в приказ об увольнении Рыжикова Д.С. не предпринято. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ фактически не исполнено.

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ отсутствует норма, позволяющая суду, рассматривающему индивидуальный служебный спор, изменить формулировку причины увольнения гражданского служащего в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону.

В Трудовом кодексе РФ в части 5 статьи 394 закреплена норма, предусматривающая, что в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи этого кодекса или иного федерального закона.

Положения части 5 статьи 394 Трудового кодекса РФ в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ могут быть применены при рассмотрении судом индивидуального служебного спора к отношениям, связанным с гражданской службой.

Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. Служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязательном соблюдении гражданским служащим служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, в том числе в виде увольнения с гражданской службы по соответствующим основаниям.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что увольнение заместителя начальника административно-финансового отдела УФК по Мурманской области Рыжикова Д.С. по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ), а не в связи с утратой доверия (подпункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ) является незаконным, поскольку влечет неправомерное освобождение лица, допустившего нарушение требований законодательства о противодействии коррупции и государственной службе, от предусмотренной законом ответственности, а именно увольнение в связи с утратой доверия.

При таких обстоятельствах, суд находит требования об изменении приказа руководителя УФК по Мурманской области от 17.11.2022 №1699 «Об увольнении Рыжикова Д.С.», как несоответствующего требованиям федерального законодательства, а также об изменении формулировки основания увольнения <данные изъяты> Рыжикова Д.С. с увольнения по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») на увольнение в связи с утратой доверия (пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») подлежащими удовлетворению.

В связи чем, суд также удовлетворяет требования о возложении на Рыжикова Д.С. обязанности в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление федерального казначейства по Мурманской области трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении с должности <данные изъяты> в части указания основания увольнения с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также о возложении обязанности на УФК по Мурманской области внести исправления в трудовую книжку Рыжикова Д.С. в части указания основания увольнения с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения об увольнении (о прекращении полномочий) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

Поскольку настоящим решением суда изменена формулировка основания увольнения на увольнение в связи с утратой доверия (пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), на УФК по Мурманской области надлежит возложить обязанность включить Рыжикова Д.С. в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора Мурманской области к руководителю УФК по Мурманской области, Рыжикову Д.С. – удовлетворить.

Приказ руководителя Управления федерального казначейства по Мурманской области от 17.11.2022 № 1699 «Об увольнении Рыжикова Д.С.» изменить в части указания формулировки основания увольнения заместителя <данные изъяты> Рыжикова Д.С. с увольнения по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») на увольнение в связи с утратой доверия (пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Обязать Рыжикова Д.С. в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление федерального казначейства по Мурманской области трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении с должности <данные изъяты> в части указания основания увольнения с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обязать Управление федерального казначейства по Мурманской области внести исправления в трудовую книжку Рыжикова Д.С. в части указания основания увольнения с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обязать Управление федерального казначейства по Мурманской области включить Рыжикова Д.С, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: О.Н. Матвеева