ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-374/17 от 25.09.2017 Боханского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Бохан 25 сентября 2017 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе судьи Урбаевой Т.А, при секретаре Фетисовой И.А., с участием представителя истца помощника прокурора Боханского района Хомченко А.Д., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-374/2017 по иску прокурора Боханского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры <данные изъяты> о возложении обязанности выполнить требования к антитеррористической защищенности объектов культуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Боханского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры <данные изъяты> (далее по тексту – МБУК) о возложении обязанности выполнить требования к антитеррористической защищенности объектов культуры, а именно провести категорирование объектов культуры, расположенных по адресу: <адрес>, а также разработать паспорт безопасности объекта в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 11.02.2017г. №176.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подпункту «а» п. 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ следует, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры).

Указанными требованиями к антитеррористической защищенности установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

МБУК <данные изъяты> является организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры (п. 2.1 Устава МБУК <данные изъяты> следовательно, на данное учреждение распространяются требования к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176.

Учредителем МБУК <данные изъяты> является администрация <данные изъяты> (п. 1.3 Устава МБУК <данные изъяты> В состав Учреждения входят СДК «<данные изъяты>), СДК <данные изъяты>).

В ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры в деятельности МБУК <данные изъяты> выявлены нарушения закона, выразившиеся в не соответствии порядка проведения категорирования объекта культуры, а также порядка разработки паспорта антитеррористической защищенности объекта требованиям к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176.

В соответствии с п.п. 5, 7, 8 Требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований. Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

В состав комиссии включаются руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии); работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство; представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория); представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию).

В силу п.п. 18, 19 Требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). В течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.

Постановление Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) вступило в силу с 01.03.2017 года, следовательно, работа по проведению категорирования объекта культуры должна была быть завершена до 14 июля 2017 года.

Как установлено проверкой в нарушение вышеуказанных требований законодательства, до настоящего времени в МБУК <данные изъяты> работа по категорированию объекта культуры не проведена.

Кроме того, в силу п.п.41,43,47 Требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры - на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности.

Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления.

Форма паспорта безопасности объектов (территорий) в сфере культуры также утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176.

Однако проверкой установлено, что имеющийся паспорт антитеррористической защищенности, утвержденный директором МБУК СКЦ МО «Бохан» не соответствует установленной форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. № 176, а именно, не представляется возможным определить, на какой конкретно объект составлен данный паспорт безопасности (не указан адрес объекта). Кроме того, с учетом наличия в составе двух домов культуры необходима разработка паспортов безопасности на каждый объект <данные изъяты>.

Кроме того, в нарушение п. 43 Требований к антитеррористической защищенности паспорт не согласован с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).

Таким образом, МБУК СКЦ МО «Бохан» не обеспечило исполнение вновь принятых специальных положений закона, а именно не обеспечено соблюдение порядка проведения категорирования и составления паспорта безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которое применимо именно к антитеррористической защищенности объектов культуры.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Основной целью противодействия терроризму в Российской Федерации являются защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма (пункт 10 Концепции).

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма (пункт 12 Концепции).

Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям: а) создание системы противодействия идеологии терроризма; б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов (пункт 13 Концепции).

В пункте 21 Концепции указано, что к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно: разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Таким образом, МБУК <данные изъяты> не выполнены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры. Нарушение законодательства об антитеррористической защищенности объекта культуры не отвечает требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан и влечет потенциальную опасность террористических посягательств на объект.

Неисполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в учреждении культуры, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

МБУК <данные изъяты> является учреждением культуры, и круг лиц, посещающих учреждение, является неограниченным, в связи с чем, определить лиц, интересы которых нарушены либо будут нарушены в будущем, не представляется возможным. Кроме того, разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности, в том числе, антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации.

При таких обстоятельствах прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, интересах российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Боханского района Хомченко А.Д. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила возложить обязанность на МБУК провести категорирование объектов культуры, расположенных по адресу: <адрес>, и <адрес>, а также разработать паспорт безопасности объекта, установив срок для исполнения решения 2 месяца.

Представитель ответчика МБУК – по доверенности ФИО1 исковые требования признала в полном объеме, просила установить срок для исполнения решения суда 2 месяца.

Третье лицо - администрация <данные изъяты>», своевременно и надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не явилось, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора района по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком требований и принятии его судом, принимается судом решение об удовлетворении заявленных истцом требований, при этом исходя из требований закона, истец освобожден от обязанности доказывать заявленные исковые требования.

Принимая во внимание, что ответчик признал требование прокурора Боханского района, данное признание исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав и интересов других лиц, требование прокурора основано на нормах закона о противодействии терроризму, руководствуясь ст. 173 ч 3 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком и считает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает возможным установить для МБУК срок для исполнения решения 2 месяца, находя его разумным.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований. По данной категории дел, на основании 9 части 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход государства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера организации уплачивают государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Представителем ответчика заявлено ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины. Руководствуясь ст.333.20 ч.2 Налогового Кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, учитывая, что ответчик является бюджетным учреждением и денежные средства на иные расходы (в том числе уплату государственной пошлины в суд), в бюджет не заложены, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Боханского района к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «<данные изъяты> о возложении обязанности выполнить требования к антитеррористической защищенности объектов культуры удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры <данные изъяты> выполнить требования к антитеррористической защищенности объектов культуры, а именно: провести категорирование объектов культуры, расположенных по адресу: <адрес>, и <адрес>, а также разработать паспорт безопасности объекта в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 11.02.2017г. №176, в срок два месяца.

Освободить Муниципальное бюджетное учреждение культуры <данные изъяты> от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Боханский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Боханского районного суда Т.А. Урбаева