ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-374/2014 от 12.03.2014 Жуковского городского суда (Московская область)

  Гражданское дело № 2-374/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Жуковский Московской области 12 марта 2014 года

 Жуковский городской суд Московской области в составе:

 председательствующего судьи Розовой Ю.А.,

 при секретаре судебного заседания Сербиновой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ловицкого Л.Л., Безлепкиной С.Н., Тарасовой Н.А. о признании незаконным действия Администрации г.о.Жуковский при разработке проекта Правил землепользования и застройки г.о.Жуковский в части внесения в Правила землепользования и застройки городского округа Жуковский участка городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.* как участка с видом разрешенного использования ТОП-1 (площади, улицы, проезды); признании незаконным вынесения Администрацией г.о.Жуковский проекта ПЗЗ с нарушением на публичные слушания; признании незаконным бездействия комиссии Администрации г.о.Жуковский по выявлению несоответствия проекта ПЗЗ ныне действующему законодательству в части разрешенного использования участка городского лесного массива границах ул.*, ул.* и ул.*; об обязании Администрации г.о.Жуковский поставить на кадастровый учет участок городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.* как городской лес и изменить вид разрешенного использования указанной части лесного массива с ТОП-1 (площади, улицы, проезды) на зону * или * (леса) – зоны особо охраняемых природных территорий природного значения или зоны рекреационного значения (ООПТ местного значения),

 У С Т А Н О В И Л:

 Заявители Ловицкий Л.Л., Тарасова Н.А., Безлепкина С.Н., уточнив заявленные требования, обратились в суд с заявлением, в котором просят суд признать незаконными действия Администрации г.о.Жуковский при разработке проекта Правил землепользования и застройки г.о.Жуковский (далее ПЗЗ) в части внесения в ПЗЗ участка городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.* как участка с видом разрешенного использования ТОП-1 (площади, улицы, проезды); признать незаконным вынесение Администрацией г.о.Жуковский проекта ПЗЗ с нарушением на публичные слушания; признать незаконным бездействие комиссии Администрации г.о.Жуковский по выявлению несоответствия проекта ПЗЗ ныне действующему законодательству в части разрешенного использования участка городского лесного массива границах ул.*, ул.* и ул.*; просят суд обязать Администрацию г.о.Жуковский поставить на кадастровый учет участок городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.* как городской лес и изменить вид разрешенного использования указанной части лесного массива с ТОП-1 (площади, улицы, проезды) на зону * или * (леса) – зоны особо охраняемых природных территорий природного значения или зоны рекреационного значения (ООПТ местного значения).

 В обоснование заявления указано, что * года * городским судом Московской области было вынесено решение по гражданскому делу по иску прокурора г.Жуковский о проведении лесоустройства на всех лесных массивах г.о.Жуковский.

 Вследствие внесения в проект ПЗЗ участка городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.* как участка с видом разрешенного использования ТОП-1 – площади, улицы, проезды, и в результате деятельности (бездеятельности) Администрации г.о.Жуковский оказались нарушены права заявителей, в частности деятельность Администрации г.о.Жуковский создает угрозу негативного воздействия на окружающую срежу, максимально не сохраняются существующие зеленые насаждения и создаются условия для негативного воздействия на окружающую среду, нарушаются права заявителей и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией РФ.

 Изъятие части городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.* разрушит экосистему леса и приведет к деградации всего лесного массива. Экологический каркас города, после потери крупнейшего городского «*», защищающего город от влияния аэродрома «*», влияния * шосее, ул.* и ул.*, влияния промышленных предприятий – не сможет обеспечить благоприятные условия проживания граждан на территории г.Жуковский.

 Частью 1 ст.6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.п. «г» п.3 ч.2 ст.102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

 Лес на территории г.Жуковский и есть городской лес, в отличие от отдельно взятых зеленых насаждений, имеющихся во дворах или между домами и проезжей частью. При этом не имеет значения, относится ли этот лес к лесному фонду, либо находится в муниципальной собственности, либо собственность на него не разграничена. Он отличается только характером произрастания в виде массива, который и определяет его статус.

 Однако, часть лесного массива – так называемый «*» - в границах ул.*, ул.* и ул.*, не была поставлена на кадастровый учет как лесной участок, а была внесена в ПЗЗ г.Жуковского как участок с видом разрешенного использования ТОП-1.

 «План лесонасаждений городских лесов г.* Московской области» * года является действующим до момента утверждения нового лесоустройства, в связи с чем может использоваться для определения местоположения участка городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.*, внесенного в ПЗЗ как ТОП-1 – площади, улицы, проезды.

 Таким образом Администрацией г.о.Жуковский была незаконно уменьшена общая площадь лесных насаждений г.о.*.

 При проведении процедуры публичных слушаний проекта ПЗЗ Администрация г.о.Жуковский нарушила решение * городского суда от * года. Орган местного самоуправления не выполнил решение суда, не осуществил проверку и оценку проекта ПЗЗ и внесение изменений в ПЗЗ, представленной комиссией на обсуждение граждан г.Жуковский.

 На момент разработки проекта ПЗЗ и проведения процедуры публичных слушаний по проекту ПЗЗ действовал генеральный план г.*, утвержденный Мособлисполкомом от * года № *.

 Указанные обстоятельства и явились причиной обращения заявителей в суд.

 В судебном заседании Ловицкий Л.Л., Тарасова Н.А., Безлепкина С.Н. уточненное заявление поддержали в полном объеме, указывая, что участок в границах ул.*, ул.* и ул.* является городским лесом, и действия Администрации по включению данного участка в проект ПЗЗ как участка с видом разрешенного использования ТОП-1 (площади, улицы, проезды) следует признать незаконными, в связи с чем обязать Администрацию г.о.Жуковский изменить вид разрешенного использования указанной части лесного массива на зону * или * (леса) – зоны особо охраняемых территорий природного значения или зоны рекреационного значения (ООПТ местного значения). Пояснили, что пропустили трехмесячный срок для обращения в суд с указанным заявлением, так как ранее не пользовались Интернетом и им не было известно о нарушении их прав и свобод.

 Представитель Администрации г.о.Жуковский Московской области по доверенности Полозова О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, представила письменные возражения, в которых в том числе заявила о пропуске срока обращения заявителей в суд.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

 В силу п. 3 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: утверждение правил землепользования и застройки поселений.

 Подготовка проекта ПЗЗ осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч.3 ст.31).

 Согласно ч.5 ст.31 указанного кодекса, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

 В соответствии с ч.6, ч.7 указанной статьи, одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия). Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

 Пунктами 9, 10 ст.31 Градостроительного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

 В силу ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

 Таким образом, при установлении территориальных зон учитываются различные факторы, которые имеют различную степень обязательности и носят рекомендательный характер, поскольку в норме указывается на необходимость учета совокупности данных факторов.

 Вышеуказанная норма закона прямо предполагает возможность изменения границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования.

 Кроме того, Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в карте градостроительного планирования и в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории, как следует из анализа норм Градостроительного кодекса РФ, направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.

 Ссылки заявителей на то, что внесение оспариваемой части земельного участка в проект ПЗЗ как участка с видом разрешенного использования ТОП-1 (площади, улицы, проезды), противоречит использованию данного земельного участка для отдыха граждан и туризма, нарушая тем самым Земельный кодекс РФ, суд находит неубедительными, поскольку определение в карте градостроительного планирования или генеральном плане города функциональных зон является прогнозируемым развитием его территории.

 Кроме того, ст. 35 Градостроительного кодекса РФ устанавливает примерный перечень видов разрешенного использования каждой из территориальных зон и объектов, которые можно размещать в соответствующих территориальных зонах, и не содержит нормы, согласно которой запрещается включение зеленых зон в другие зоны, помимо зон рекреационного назначения.

 Необоснованными, по мнению суда, являются и доводы заявителей, что при составлении проекта ПЗЗ в обязательном порядке должны были быть учтены положения Генерального плана г.*, утвержденного * года, а также «План лесонасаждений городских лесов г.* Московской области» * года, согласно которым спорный земельный участок в границах ул.*, ул.* и ул.* является городским лесом.

 Указанный генеральный план г.* был принят ранее Градостроительного кодекса РФ и по названной причине не может быть признан неукоснительно обязательным для исполнения при разработке карты градостроительного планирования после указанной даты, поскольку, как указано выше планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее изменение (развитие) в будущем.

 В судебном заседании установлено, что * года было принято постановление Главы городского округа Жуковский № * «О подготовке проекта ПЗЗ г.о.Жуковский Московской области», которое было опубликовано в газете «*» № * от * года.

 Работы по разработке проекта ПЗЗ в соответствии с муниципальным контрактом № * выполнял ГУП МО «НИиПИ градостроительства). Администрация г.о.Жуковский являлась заказчиком на выполнение работ по разработке проекта ПЗЗ, разработчиком которого выступал ГПУ МО «НИиПИ Градостроительства».

 После принятия на рассмотрение проекта ПЗЗ, комиссией Администрации г.о.Жуковский были подготовлены замечания и поправки на данный проект, которые были направлены на доработку в ГУП «НиИПИ Градостроительства».

 В дальнейшем проект ПЗЗ вновь прошел проверку в соответствии с действующим законодательством, по итогам которой было принято решение о направлении данного проекта Главе г.о.Жуковский для принятия решения о проведении публичных слушаний.

 * года постановлением Главы г.о.* № * было принято решение о проведении публичных слушаний по проекту ПЗЗ г.о.Жуковский (опубликовано в газете «*» № * от * года).

 В период с * года по * года были проведены публичные слушания по проекту ПЗЗ г.о.Жуковский.

 Согласно заключению комиссии по проведению публичных слушаний, публичные слушания были признаны состоявшимися. Все замечания по результатам публичных слушаний были систематизированы и занесены в протоколы публичных слушаний. Заключение по результатам публичных слушаний по проекту ПЗЗ было опубликовано в газете «*» № * от * года и размещено на сайте * в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 По итогам публичных слушаний комиссия по подготовке проекта ПЗЗ г.о.Жуковский провела анализ предложений и замечаний участников публичных слушаний, который направила в ГУП МО «НИиПИ Граждостроительства».

 * года ПЗЗ г.о.Жуковский были утверждены решением Совета депутатов от * года № *, были опубликованы в СМИ, вступили в законную силу и являются действующими.

 Объективных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и свобод заявителей, а также угрозы их нарушения, суду представлено не было.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования заявителей о признании незаконными действий Администрации г.о.Жуковский по включению в проект ПЗЗ спорного земельного участка как участка с видом разрешенного использования ТОР-1, не подлежат удовлетворению.

 Что касается требований заявителей о признании незаконным бездействия комиссии г.о.Жуковский по выявлению несоответствия проекта ПЗЗ ныне действующему законодательству в части разрешенного использования участка городского лесного массива в границах ул.* ул.* и ул.*, то их также нельзя признать обоснованными, поскольку как установлено в судебном заседании комиссия по разработке проекта ПЗЗ выполнила все действия, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.

 Доводы заявителей о том, что проект ПЗЗ разрабатывался без учета решения Жуковского городского суда Московской области от * года по иску прокурора г.о.Жуковский в интересах неопределенного круга лиц, которым Администрацию г.о.Жуковский в срок до * года суд обязал создать городской лесопарк, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесопарка и провести работы по лесоустройству, не свидетельствуют о незаконности действий Администрации г.о.Жуковский, поскольку определением * городского суда Московской области от * года Администрации г.о.Жуковский была предоставлена отсрочка исполнения указанного решения до * года включительно.

 Суд также принимает во внимание тот факт, что в случае, если испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки, то необходимо осуществить внесение изменений в правила землепользования и застройки, которое осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст.31,32 Градостроительного кодекса РФ.

 Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

 Заявители обратились с суд с настоящим заявлением только * года, то есть по истечении вышеуказанного срока.

 Доводы заявителей о том, что ранее они не пользовались Интернетом, в связи с чем не могли ранее знать о нарушении своих прав, суд находит неубедительными, и не считает их уважительной причиной для пропуска срока для обращения в суд с настоящим заявлением, поскольку постановление Администрации г.о.* «О проведении публичных слушаний по проекту ПЗЗ г.о.Жуковский Московской области» и проект ПЗЗ были опубликованы в средствах массовой информации * года.

 Кроме того, в настоящее время утверждены и действуют Правила землепользования и застройки г.о.Жуковский Московской области, утвержденные Советом депутатов * года № *, которые были подписаны Главой г.о.Жуковский и опубликованы в газете «*» * года за № *

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что причины пропуска срока для обращения в суд с настоящим заявлением являются неуважительными, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Ловицкого Л.Л., Тарасовой Н.А., Безлепкиной С.Н. в полном объеме.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления Ловицкого Л.Л., Безлепкиной С.Н., Тарасовой Н.А. о признании незаконными действий Администрации г.о.Жуковский при разработке проекта Правил землепользования и застройки г.о.Жуковский в части внесения в Правила землепользования и застройки городского округа Жуковский участка городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.* как участка с видом разрешенного использования ТОП-1 (площади, улицы, проезды); признании незаконным вынесения Администрацией г.о.Жуковский проекта ПЗЗ с нарушением на публичные слушания; признании незаконным бездействие комиссии Администрации г.о.Жуковский по выявлению несоответствия проекта ПЗЗ ныне действующему законодательству в части разрешенного использования участка городского лесного массива границах ул.*, ул.* и ул.*; об обязании Администрации г.о.Жуковский поставить на кадастровый учет участок городского лесного массива в границах ул.*, ул.* и ул.* как городской лес и изменить вид разрешенного использования указанной части лесного массива с ТОП-1 (площади, улицы, проезды) на зону * или * (леса) – зоны особо охраняемых природных территорий природного значения или зоны рекреационного значения (ООПТ местного значения), - отказать.

 Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Жуковский городской суд Московской области.

 Судья Розова Ю.А.