РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Байтоковой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Урусова У.А.,
с участием помощника прокурора Адыге-Хабльского межрайонного прокурора – Гужевой Р.Х., действующей в интересах Дышева О.С.,
лица, в чьих интересах обратился Адыге-Хабльский межрайонный прокурор - Дышева О.С.,
представителя ответчика Министерства образования и науки КЧР – ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР – ФИО4, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-374/17 по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах Дышева ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ,
установил:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в Черкесский городской суд в интересах Дышева О.С. к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ. В обоснование иска указано, что Дышев О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 21.07.2011г. № принят на учет для обеспечения жилым помещением как оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. <данные изъяты> В период с ноября 1997г. по февраль 2008г. истец находился под опекой <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>. С сентября 2008г. по июнь 2011г. Дышев О.С. обучался в КЧР ГОУНПО «Профессиональный лицей №4» г.Черкесск КЧР, 22.06.2011г. получил диплом об окончании лицея № 09 НПА 0000322т от 30.06.2011г., проживал в студенческом общежитии лицея в г.Черкесске. По окончании обучения Дышев О.С. вернулся в а.Эрсакон Адыге-Хабльского района и проживал с бабушкой по указанному адресу, где и был зарегистрирован. В настоящее время, с октября 2013 года Дышев О.С. женат, постоянного места жительства не имеет, проживают с женой на съемных квартирах. В Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, Дышев О.С. состоит под №. Согласно уведомлений Управления Росреестра по КЧР и справок КЧР ГУП «Техинвентаризация» Дышев О.С., а также его родители не имеют в собственности недвижимого имущества. Право на получение жилья Дышев О.С. не реализовал, поскольку в установленном порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Со ссылками на ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.45 ГПК РФ, просит: Обязать Министерство образования и науки КЧР предоставить Дышеву О.С. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м, в а.Адыге-Хабль, Адыге-Хабльского района КЧР. Взыскать с ответчика государственную пошлину в федеральный бюджет.
Определением Черкесского городского суда от 29.11.2016г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Министерство финансов и КЧР, Правительство КЧР и Министерство имущественных и земельных отношений по КЧР.
Определением Черкесского городского суда от 31.01.2017г. в соответчики переведено Министерство имущественных и земельных отношений по КЧР.
Истец Дышев О.С. в судебном заседании просил удовлетворить исковое заявление прокурора в полном объеме, по основаниям, указанным в нем.
Представитель Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах Дышева О.С. - Гужева Р.Х. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР – ФИО4, в удовлетворении иска просила отказать, поддержала представленные ранее письменные возражения от 14.02.2017г. исх.№780-07.
Представитель Министерства образования и науки КЧР – ФИО5 полагала, что требования истца не обоснованы, поддержала письменные возражения от 30.01.2017г. исх.№343, в удовлетворении иска просила отказать. Дополнительно пояснила, что право Дышева О.С. на обеспечение жилым помещением на территории КЧР Министерством нарушено не было. Министерство не отказывало ему в предоставлении жилого помещения. Приказом Министерства он был включен в Список детей-сирот, лиц из числа детей- сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Представитель Министерства финансов КЧР – ФИО6, в судебное заседание не явилась, направила телефонограмму с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, просила отказать в удовлетворении иска. Ранее в судебном заседании поддержала письменные возражения от 18.01.2017г. исх.№28-06.
В судебное заседание не явился надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства представитель Правительства КЧР об отложении судебного заседания не просила, согласно телефонограммы просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении требований межрайонного прокурора отказать.
Дело рассмотрено с учетом мнения лиц, участвующих в деле в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение сторон, изучив возражения по заявленным требованиям, представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Дышев ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, ранее носил фамилию, имя - ФИО7 ФИО2 (свидетельство о перемене имени I-ЯЗ № от 28.09.2005г.).
Материалами дела подтверждается, что на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 21.07.2011г. № Дышев О.С. принят на учет для обеспечения жилым помещением как оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением от 20.12.2011г. № Администрации Эрсаконского сельского поселения Дышев О.С. признан малоимущим.
Мать <данные изъяты>., что подтверждается свидетельством о смерти I- ГН №.
<данные изъяты> что подтверждается свидетельством о смерти I- СТ №.
Постановлением главы администрации Адыге-Хабльского района от 14.11.1997г. № над ФИО7 ФИО2 (Дышевым ФИО1) установлена опека.
Из материалов дела следует, что в период с ноября 1997г. по февраль 2008г. истец находился под опекой <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>
С сентября 2008г. по июнь 2011г. Дышев О.С. обучался в КЧР ГОУНПО «Профессиональный лицей №4» в г.Черкесске КЧР, 22.06.2011г. получил диплом об окончании лицея № от 30.06.2011г., проживал в студенческом общежитии лицея в г.Черкесске.
Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что по окончании обучения Дышев О.С. вернулся в а.Эрсакон Адыге-Хабльского района и проживал с бабушкой по указанному адресу, где и был зарегистрирован. В настоящее время, с октября 2013г. Дышев О.С. женат, постоянного места жительства не имеет, проживают с женой на съемной квартире.
В Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, Дышев О.С. состоял под №64 на момент подачи иска, и под №46 на момент вынесения решения.
Материалами дела подтверждается, что согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР и справок КЧР ГУП «Техинвентаризация» Дышев О.С., а также его родители не имеют в собственности недвижимого имущества.
На момент судебного разбирательства Дышеву О.С. ни Министерством образования и науки КЧР ни Министерством имущественных и земельных отношений КЧР жилое помещение не предоставлено.
Право на получение жилья Дышев О.С. не реализовал, поскольку в установленном порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права.
В связи с возникшим правом на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 13.07.2012г. №631 «О постановке на учет для обеспечения жилым помещением» принят на учет для обеспечения жилым помещением и включен в Банк данных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по КЧР, состоящих на учете в Министерстве образования и науки КЧР.
В настоящее время Дышев О.С. нигде не обучается, соответственно, не состоит на полном государственном обеспечении.
В судебном заседании достоверно установлено, что у родителей истца в собственности жилого помещения не имелось. Жилое помещение за Дышевым О.С., также не закреплялось. После смерти родителей Дышев О.С. в наследство не вступал и фактически его не принимал ввиду его отсутствия.
В ходе судебного разбирательства в полном объеме исследовано учетное дело истца Дышева О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей и признанного нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору специализированного найма.
На момент судебного разбирательства, в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, имеются дети-сироты, лица из числа детей-сирот, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые не обеспечены жилым помещением, а всего 419 человек.
Как указано выше, согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 12.10.2016г. № истец – Дышев О.С. недвижимого имущества в собственности не имеет как на территории Карачаево-Черкесской Республики, так и на территории Российской Федерации.
Аналогичные сведения, содержатся и в учетном деле Дышева О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и подтверждаются, также справками Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия «Техническая инвентаризация» (сведения имеются на истца и членов семьи).
В судебном заседании достоверно установлено и ни кем не оспорено, что истец и его родители, собственного жилья, либо жилья предоставленного по договору социального найма не имеют, указанный факт, также подтверждается материалами гражданского дела, не оспаривается сторонами.
Из материалов дела следует, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребность в обеспечении жилым помещением у него возникала по достижению 18 лет. Таким образом, у Дышева О.С. имеется право на обеспечение жилым помещением в порядке установленном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Конституционный Суд РФ, в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997г. №20-П, определение от 15 февраля 2005г. №17- О, определение от 5 марта 2009г. №376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01.01.2013г., было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, действовавшего также до 01.01.2013г., предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Положения п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ с 01.01.2013г. утратили силу. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01.01.2013г., предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам социального найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации
Вступившая с 01.01.2013г. в законную силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
К законодательству РФ относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На территории КЧР вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом КЧР от 25.06.2013г. №34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» (закон распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013г.).
Закон КЧР от 16.12.2008г. № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в КЧР» со дня вступления в силу вышеуказанного Закона признан утратившим силу.
Согласно ст.2 Закона КЧР от 25.06.2013г. № 34-РЗ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории КЧР, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий: 1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения; 2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом КЧР отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами КЧР. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - ребенок-сирота, дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из числа детей-сирот), и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.2).
В соответствии со ст. 3 указанного Закона реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот (далее также - специализированный государственный жилищный фонд для детей-сирот, специализированные жилые помещения) по договору социального найма специализированных жилых помещений (п.1); формирование специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот осуществляется уполномоченным Главой КЧР органом исполнительной власти КЧР (п.2); жилые помещения приобретаются уполномоченным органом (п.3); приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР (п. 4); стоимость приобретаемого жилого помещения определяется исходя из установленной нормы предоставления в соответствующем муниципальном образовании КЧР и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, определяемой уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства по соответствующим муниципальным районам и городским округам на полугодие.
Как следует из ст.8 указанного Закона функции наймодателя специализированных жилых помещений осуществляются уполномоченным органом. Не позднее пятнадцати дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет. В период действия договора найма предоставленное жилое помещение используется только для личного проживания и проживания членов семьи нанимателя. Наниматели специализированных жилых помещений несут ответственность за содержание жилых помещений в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии, не вправе сдавать их в поднаем или распоряжаться иным способом. Наймодатель совместно с органами опеки и попечительства осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда для детей-сирот, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В силу ч.5 ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. На осуществление переданных государственных полномочий, в соответствии со ст.11 этого же Закона, органам местного самоуправления предоставляются в пределах бюджетных ассигнований из республиканского бюджета КЧР.
Как указано в ст.11 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст.152 Бюджетного кодекса РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» (ст.4), учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования, путем формирования списка на основании поступивших заявлений от лиц, указанных в ч.ч. 2 и 3 ст.5 настоящего Закона. Формирование Списка в бумажном виде осуществляется путем внесения сведений в Книгу регистрации заявлений лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением (их законных представителей), о постановке на учет для предоставления жилого помещения согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Формирование Списка в электронном виде осуществляется путем внесения представленных сведений о детях-сиротах и лицах из числа детей-сирот в единую базу данных, а также систематизации и обновления указанных сведений. Далее включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти КЧР в области образования (п.6). Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременным представлением законными представителями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот заявлений о включении детей-сирот в Список (п.7). В случае непредставления законными представителями в установленный срок заявлений о включении детей-сирот в Список органы опеки и попечительства обязаны в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения детей-сирот в Список. Список подлежит уточнению уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования, ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля и направлению в срок до 15 января и 15 июля в уполномоченный орган для последующего обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учетных делах, возлагается на перечисленные органы.
По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Статьей 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно ст. 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.
Основания предоставления специализированных жилых помещений установлены ст.99 ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
С учетом вышеизложенного, судом установлено, что Дышев О.С. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, воспитывался в семье опекуна, в настоящее время проживает у тёти, после окончания учебы, жилого недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжелом социальном положении.
Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.
Разрешая вопрос об обязанности ответчика по отношению к истцу, суд руководствуется положениями ст. 3 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», согласно которой жилые помещения приобретаются уполномоченным органом, то есть Минобразования КЧР, приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР.
Решение о предоставлении лицу, указанному в ч.1 настоящей статьи, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования в форме правового акта (ст.7 п.5). Не позднее 15 дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет (п. 2. ст. 8).
Прокурор в интересах Дышева О.С. просит суд предоставить жилое помещение по договору специализированного найма на территории Адыге-Хабльского района в а.Адыге – Хабль.
Таким образом, поскольку согласно представленным документам попечительство над истцом было установлено истец вправе претендовать на специализированное жилое помещение на территории именно Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики (место первичного выявления и устройства под опеку (попечительство) и место жительство лица, у которого ребенок-сирота находился на попечении).
Согласно п.3 ст.7 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной органом местного самоуправления норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории КЧР; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории КЧР при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В соответствии со ст.7 Конституцией РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из системного толкования приведенных Конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очередности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у истца возникла в 2011 г.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Согласно закону КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Министерство образования и науки КЧР является главным распорядителем средств республиканского бюджета. Ведомственной структуре расходов республиканского бюджета КЧР на 2015 год (приложение №14 к Закону КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в КЧР на 2014-2016 годы" государственной программы "Развитие образования КЧР на 2014-2016 годы" (Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности) выделено 11222,3 тыс.руб., что следует из пояснений, данных представителем.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что согласно Указа Главы КЧР от 19.12.2016г. №271 «О внесении изменений в Указ Главы КЧР от 03.02.2014г. №20 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений» и Указом Главы КЧР от 26.12.2016г. №281 «О внесении изменений в Указ Главы КЧР от 19.07.2013г. №184 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по предоставлению благоустроенных жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений КЧР.
Судом также установлено, что согласно Приказа №19 от 24.01.2017г. «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись, в соответствии со ст.217 Бюджетного кодекса РФ, Указом Главы КЧР от 03.02.2014г. №20 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений», внесены изменения в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета на 2017г. и дано распоряжение Отделу финансирования социальной сферы подготовить соответствующие изменения в Закон КЧР от 23.12.2016г. №92-РЗ «О республиканском бюджете КЧР на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Материалами дела также подтверждается, что 01.02.2017г. №67 утвержден список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (по состоянию на 01.01.2017г.), где под номером 46 значится истец Дышев ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставленный на учет 05.07.2011г. Всего в указанном списке значится 419 лиц, указанной категории.
Из смысла названных норм следует, что Министерство имущественных и земельных отношений КЧР, как главный распорядитель бюджетных средств, выделенных на предоставление специализированных жилых помещений из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает самостоятельным полномочием по предоставлению такого жилого помещения, в связи с чем, в удовлетворении требований к Министерству образования КЧР надлежит отказать.
При таких обстоятельствах, поскольку истец признан нуждающимся в жилом помещении еще в 2011 году, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ему предоставлено не было, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Прокурор в исковом заявлении поданном в интересах Дышева О.С., также просит о возложении на ответчика обязанности уплатить в федеральный бюджет государственной пошлины.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, к Министерство образования и науки КЧР и Министерство имущественных и земельных отношений КЧР освобождены от уплаты государственной пошлины как государственный орган, в связи с чем в удовлетворении требования прокурора в части взыскания государственной пошлины в федеральный бюджет надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах Дышева ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ – удовлетворить частично.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Дышеву ФИО1 по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м, в а.Адыге-Хабль, Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики.
В удовлетворении требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах Дышева ФИО1 к Министерству образования и науки КЧР о предоставлении Дышеву ФИО1 по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м, в а.Адыге-Хабль, Адыге-Хабльского района КЧР, а также в удовлетворении требований о взыскании с ответчиков государственной пошлины в федеральный бюджет – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено 27.03.2017 года.
Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А. Байтокова