Дело № 2-374/2021
24RS0003-01-2021-000895-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 06 декабря 2021 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Шнайдер О.П.,
представителя ответчика администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ФИО1 действующей на основании доверенности б/н от 26.07.2021г.,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ровненского сельсовета о возложении обязанности по постановке на учет в орган осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в качестве объекта бесхозяйного имущества объект культурного наследия Михайло-Архангельскую церковь, 1788 г. строительства, реконструкция 1826 г., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ровненского сельсовета о возложении обязанности по постановке на учет в орган осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в качестве объекта бесхозяйного имущества объект культурного наследия Михайло-Архангельскую церковь, 1788 г. строительства, реконструкция 1826г. расположенной по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Ровненского сельсовета Балахтинского района требований законодательства о муниципальной собственности, сохранении объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 13 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф) к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п. «з» ч. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», за сельскими поселениями Красноярского края, в частности закреплены вопросы местного значения по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии с вводной частью Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу абз. 5 ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
На основании ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно пунктов 1, 2 ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В ходе проведенной прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, на территории Ровненского сельсовета Балахтинского района по адресу: <адрес>, расположен объект культурного наследия местного значения - Михайло-Архагельская церковь, 1788 г., реконструкция 1826 г. Однако, указанный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного объекта. Право собственности на указанный
мемориальный объект не зарегистрировано соответствующими государственными органами, осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость.
Пунктами 1 и 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия от 13.12.2016 № Михайло-Архагельская церковь, 1788 г., реконструкция 1826 г., включена в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
В силу п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований
Согласно частей 2, 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Вместе с тем администрацией Ровненского сельсовета Балахтинского района действенные меры к постановке памятника на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества и дальнейшем признании права на него муниципальной собственности не приняты. Выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности, создают угрозу гарантированной государством сохранности объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации.
По результатам проведенной прокуратурой Балахтинского района проверки, 05.05.2021 в адрес главы Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края внесено представление об устранении выявленных нарушений, в удовлетворении которого отказано, поскольку денежные средств на восстановление и содержание указанного объекта культурного наследия в бюджете Ровненского сельсовета Балахтинского района нет. В силу ст. 45 ГПК РФ просит суд возложить обязанность на администрацию Ровненского сельсовета в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в орган осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в качестве объекта бесхозяйного имущества объект культурного наследия Михайло-Архангельскую церковь, 1788 г. строительства, реконструкция 1826 г., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 21.09.2021г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца по делу привлечены Служба государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Росреестра по Красноярскому краю (л.д. 56-60).
Представитель истца помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что здание церкви разрушено, и оно не соответствует понятию объекта недвижимости. Технический паспорт не заказывали, процент износа здания не известен, документов никаких на него нет. Согласно письменных возражений администрации Ровненского сельсовета установлено, что с иском прокуратуры не согласны, так как изначально 30.11.2016 г. адрес был присвоен руинам церкви, постановление от 30.11.2016г № «О присвоении адреса объекту культурного наследия». Объект уже длительное время находится в руинном состоянии. Оформление права собственности на объект культурного наследия «Михайло-Архангельская церковь» администрацией не целесообразно в виду разрушенного состояния данного объекта. В настоящее время «Михайло-Архангельская церковь» представляет собой практически полностью разрушенное здание, имеется только одна стена, крыши нет, пола нет, перекрытий нет. Для постановки объекта на учет необходимо изготовление технической документации. Проводить реконструкцию, либо консервирование данного объекта, а так же любые виды работ, связанных с данным объектом, Администрация не в состоянии, в связи с отсутствием возможности и денежных средств в бюджете Ровненского сельсовета на данные цели. В связи с выше изложенным Администрация Ровненского сельсовета просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований по постановке на учет в органе государственной регистрации прав на объекта культурного наследия Михайло- Архангельской церкви (л.д.48-50).
Третьего лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела извещено своевременно, надлежащим образом, путем направления судебной повести, представило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии. Согласно письменных пояснений, следует, что в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 7 части 3 статьи Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе, относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино- места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), согласно пункту 3 которого, в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Пунктами 5,6 Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, по форме установленной данным Порядком, направляемого органом местного самоуправления, с приложением к нему документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 (пункт 30), а именно: а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино -место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник
неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место: заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
Кроме того, в случае если объект недвижимости не поставлен на государственный кадастровый учет, к заявлению должен быть приложен документ, в котором указаны сведения о здании, сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, которым в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона №218-ФЗ, является технический план. Форма технического плана утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», которой, в том числе, предусмотрены сведения об объекте недвижимости, являющемся объектом культурного наследия, за исключением сведений о
местоположении такого объекта, его площади, площади застройки (в зависимости от вида такого объекта недвижимости), указываются в техническом плане в том числе на основании представленной заказчиком кадастровых работ выписки из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных документов, содержащих сведения об объекте культурного наследия, и Декларации, составленной и заверенной органом охраны объектов культурного наследия (федеральным, региональным или муниципальным в зависимости от значения такого объекта культурного наследия). Технический план подготавливается кадастровым инженером в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера, его подготовившего, (часть 12 статьи 24 Федерального закона «218-ФЗ). Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав (п.8 Порядка). Согласно пункту 9 Порядка, после проведения органом регистрации прав проверки представленных документов, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (п. 10 Порядка). При рассмотрении данного дела необходимо учитывать актуальную информацию из ЕГРН об объекте недвижимости и зарегистрированных правах, ограничениях прав на данный объект недвижимости. Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН установлен статьей 62 Федерального закона №218-ФЗ, а также Приказа Росреестра от 04.09.2020 N П/0329 (ред. от 20.04.2021) "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости". При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН (л.д.73-75;85-87).
Третьего лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Служба государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела извещено своевременно, надлежащим образом, путем направления судебной повести, представило письменные пояснения, следует, что приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22.12.2017 137763-р объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Михайло- Архангельская церковь», 1788г., 1826г. (далее -памятник), расположенный по адресу (местоположение): <адрес> а, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Приказом Службы от 10.10.2018г. № утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объектов культурного наследия. Все документы, подтверждающие статус объекта культурного наследия размещении на официальный сайт Службы http://www.ookn.ru/docs/.
В соответствии со статьями 3, 15 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия ( памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее- объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества( включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия ( далее ЕГРОКН). Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозной является вещь, которая не имеет собственник или собственник который неизвестен либо; если не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Указанная позиция подтверждается материалами судебной практики, в связи с чем, просят удовлетворить требования истца (л.д.88).
Выслушав стороны, исследовав и изучив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 44 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
На основании п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п.1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 4 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021) регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч.2,3,5 Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав). На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав). На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся : определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
Согласно пункту 7 части 3 статьи Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе, относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино- места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, из представления об устранении нарушений требований законодательства, направленного на охрану объектов культурного наследия следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Ровненского сельсовета Балахтинского района требований законодательства о муниципальной собственности, сохранении объектов культурного наследия местного значения – Михайло- Архангельская церковь,1788г., рек. 1826г. По результатам проверки установлено, что указанные полномочия в отношении объекта культурного наследия, администрацией Ровненского сельсовета до настоящего времени не исполнены, церковь в муниципальную собственность не оформлена, охрана и содержание объектов культурного наследия не осуществляется. Таким образом, бездействие администрации Ровненского с сельсовета по оформлению права собственности на объект культурного наследования влечет нарушение права неопределенного круга лиц на пользование объектом культурного наследия, а также приводит к ухудшению состояния и увеличения стоимости капитального или косметического ремонта памятников. Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение должностным лицом требований закона является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (л.д.9-10).
Согласно ответа Администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от 02.06.2021г. исх. № оформление права собственности на объект культурного наследия «Михайло- Архангельская церковь» администрацией не целесообразно в виду разрушенного состояния данного объекта. Постановлением администрации Ровненского сельсовета от 30.11.2016г. № «ГО присвоении адреса объекту культурного наследия» присвоен адрес руинам «Михайло- Архангельская церковь». В настоящее время «Михайло- Архангельская церковь» представляет собой практически полностью разрушенное здание, имеется только одна стена, крыши нет, пола нет, перекрытий нет. денежных средств на восстановление и содержание данного объекта в бюджете Ровненского сельсовета нет (л.д.11).
Согласно информации Службы по государственной охране обетов культурного наследия Красноярского края от 14.12.2016г. № объект, обладающий признаками объекта культурного наследия – «Церковь Михайло- Архангельская», расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия на основании приказа службы от 13.12.2016г. №. (л.д.7-8).
Согласно справки администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от 07.11.2017г. № объекту руины Михайло- Архангельской церкви постановлением администрации Ровненского сельсовета от 30.11.2016г. № « О присвоении адресу объекту культурного наследия» присвоен адрес: Россия, <адрес>. (л.д.13,43,49-50).
Из информации Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 18.08.2017г. № № следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о территории кадастрового квартала с №, ориентиры территории в пределах кадастрового квартала: <адрес> (л.д.42).
Согласно ответа на запрос Новоселовского отделения Восточно- Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 22.09.2021г. по архивным данным на объект культурного наследия – Михайло- Архангельскую церковь, 1788 года строительства, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, сведений не имеется (л.д.65).
Как следует из акта №г государственной историко-культурной экспертизы от 20.10.2017г. <адрес> : сведения о наименовании объекта: «Церковь Михайло- Архангельская», построена в 1788г., реконструкция 1826г. Сведения о виде объекта: памятник, адрес (местонахождение) <адрес>. Объект расположен в заселенной среде, на равнине, в центре села. габариты здания 20,3х10,9м. Архитектурные и конструктивные характеристики: Объемно – пространственная композиция одноэтажная кирпичная церковь. основной объем- двухсветный четверик храма с примыкающей с востока апсидой. С западной стороны храма расположена трапезная, к которой примыкает прямоугольная в плане колокольная с притвором в нижнем ярусе. Историко- художественная ценность – Образец культовой постройки в характерных для каменных церквей Енисейской губернии и православных храмов ХIХ века. фундамент церкви – бутовый, кирпичные стены (л.д.13-30).
Согласно исторической справки, автор ФИО6 исходя из скудных сведений о Михайло-Архангельской церкви, можно констатировать следующие сведения: церковь была построена предположительно в последней трети ХIХ века. Церковный приход был открыт в 1788 году. В приход входили <адрес>. Сведений о непосредственной связи объекта с историческими событиями или личностями не найдены. В 2017г. ВОКН находится в аварийном состоянии, полуразрушен, утрачены завершения и колокольня. Историко-культурная ценность объекта в том, что Михайло- Архангельская церковь является памятником культурной архитектуры, расположенным в сельской местности: крупная каменная православная церковь- одна из немногих дошедшая до наших дней в руинах. По неподтвержденной информации таких храмов, как Михайло – Архангельский в России всего три, а строил их один архитектор. Объемно – пространственная композиция церкви характерна для каменных церквей Енисейской губернии. В руинах церкви, в оконных проемах до настоящего времени сохранились кованные решетки кубоватого рисунка. В сибирских селах церкви всегда были не просто культурными сооружениями, они несли многозначительную символику и исполняли несколько функций. Храм помимо молитвенного дома был для прихожан архитектурной доминантой в силуэте села, местом тетрализованного богослужебного действа, хранилищем произведений искусства, и редких книг, своеобразным концертным залом, пантеоном с почетными захоронениями, центром публичной жизни села, нередко образовательным центром. Помимо этого церкви могли иметь и функцию мемориальных построек. В настоящее время вышеописанный функционал « Церковь Михайло- Архангельская, ХIХ века», расположенная по адресу: <адрес>, не осуществляется. Однако жители села Курбатово проявляют инициативу по восстановлению разрушенного храма (л.д.31-40).
По информации архивного отдела Балахтинского района ФИО2- Архангельская церковь, 1871- 1917гг.. Приход открыт в 1788г. В приходе <адрес>, деревни: <адрес>. Адрес: <адрес>. Номер объекта: №. Описание: Памятник архитектуры. Руины (л.д.41).
Согласно приказа министерства культуры Российской Федерации от 22.12.2017г. №-р о регистрации объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Михайло-Архангельская церковь», 1788г., 1826г., расположенный по адресу (местоположение): <адрес><адрес> следует, что необходимо зарегистрировать в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный №. Департаменту государственной охраны культурного наследия (ФИО7) обеспечить внесение соответствующих сведений о памятнике в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование (л.д.92).
Приказом от 10.10.2018 г. № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия местного (муниципального) значения « Михайло - Архангельская церковь», 1788г., рек. 1826г. (<адрес>. (л.д.93-96).
Суд оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, удовлетворяет требования прокурора, и мотивирует это тем, что собственник у объекта недвижимого имущества - находящихся под государственной охраной объектов культурного наследия местного (муниципального) значения Михайло-Архангельскую церковь, 1788 г. строительства, реконструкция 1826г., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, отсутствует, что является безусловным основанием для обращения администрации Ровненского сельсовета с заявлением о признании данного культурного наследия бесхозяйным в установленном законом порядке. Данный объект культурного наследия в государственной, республиканской или муниципальной собственности, в собственности граждан или юридических лиц не состоит, то есть, по смыслу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации является бесхозяйным имуществом.
Сведений о регистрации права государственной, республиканской или муниципальной собственности на данный объект не имеется, права на него никем не заявлены, таким образом данный объект должен быть постановлен на кадастровый учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, и данная обязанность возлагается на администрацию Ровненского сельсовета, поскольку объект расположен на территории муниципального образования Ровненского сельсовета Балахтинского района. Учитывая, что для постановки на кадастровый учет объект культурного наследия необходимы денежные средства, которые необходимо заложить в бюджет муниципального образования, то суд устанавливает срок для исполнения данной обязанности в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Балахтинского района в интересах неопределённого круга лиц - удовлетворить.
Обязать администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную принять установленные законодательством Российской Федерации меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – памятник истории и культуры «Михайло-Архангельскую церковь», 1788 г. строительства, реконструкция 1826г., расположенную по адресу: <адрес>, д. Курбатово, <адрес>А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 29021 года