ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-375 от 25.04.2011 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

                                                                                    Прионежский районный суд Республики Карелия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Прионежский районный суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-375/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре Е.А. Новосельцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филькова В.В. в интересах администрации Мелиоративного сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Прионежского муниципального района,

установил:

Фильков В.В. обратился в суд в интересах администрации Мелиоративного сельского поселения с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Прионежского муниципального района по неперечислению в полном объеме Мелиоративному сельскому поселению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджета поселения. Что, по мнению заявителя, нарушает требованиям бюджетного законодательства и принятого Советом Прионежского муниципального района решения «О бюджете Прионежского муниципального района на 2010 год». Заявитель просит признать бездействие администрации района незаконным и обязать администрацию района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации Мелиоративного сельского поселении - путем перечисления не перечисленной дотации.

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Прионежского муниципального района Клюшкина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что средства, полученные муниципальным районом в виде субвенций из республиканского бюджета на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, в полном объеме были перечислены поселениям. Также пояснила, что межбюджетные трансферты не имеют целевого назначения и собственные средства, за счет которых также формируется районный фонд финансовой поддержки поселений, могут расходоваться по усмотрению района. По мнению представителя администрации района, заявителем пропущен трехмесячный срок на обращение в суд.

Представитель заинтересованного лица Финансового управления Прионежского муниципального района, в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены бездействия органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Статья 142 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в том числе форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

Статья 142.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района и предусматривает, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений.

Согласно статье 23 ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия" дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений бюджета муниципального района формируется за счет:

субвенций, передаваемых бюджету муниципального района из бюджета Республики Карелия на осуществление переданных ему государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района;

собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов поселений.

Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района между поселениями соответствующего муниципального района утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предоставляются из бюджета муниципального района бюджетам поселений ежемесячно в соответствии с утвержденной росписью расходов бюджета муниципального района с учетом сезонных потребностей, возникающих в процессе исполнения бюджетов поселений.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет субвенций из бюджета Республики Карелия и собственных доходов.

Судом установлено, что 24 декабря 2009 года решением № 6 III сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района «О бюджете Прионежского муниципального района на 2010 год» утвержден бюджет на 2010 год.

В Приложении № 8 к данному решению установлен размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам сельских поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений на 2010 год, согласно которому Мелиоративному сельскому поселению предоставляется дотация в размере ... рублей.

На основании указанного решения сессии утвержден бюджет Мелиоративного сельского поселения, размер дотации установлен ... рублей.

28 сентября 2010 года решением № 1 VII сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района внесены изменения в решение № 6 от 24 декабря 2009 года III сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района «О бюджете Прионежского муниципального района на 2010 год».

В Приложении № 8 к данному решению установлен размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам сельских поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений на 2010 год, согласно которого Мелиоративному сельскому поселению предоставлена дотация в размере ... рублей.

В течение 2010 года администрация Прионежского муниципального района в лице Финансового управления Прионежского муниципального района частично перечислила указанную дотацию в размере ... рублей.

Как усматривается из письма Министерства финансов Республики Карелия от хх.хх.хх г. обязательства министерства по перечислению субвенций бюджету Прионежского муниципального района на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, входящих в состав района, в 2010 году выполнялись своевременно и в полном объеме, указанная субвенция передана бюджету района в 2010 году в размере ... тысяч рублей.

Согласно сведений, предоставленных финансовым управлением Прионежского муниципального района, районный фонд финансовой поддержки поселений формируется за счет средств субвенций бюджету Прионежского муниципального района на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений и за счет собственных средств бюджета Прионежского муниципального района. На 2010 год районный фонд финансовой поддержки поселений сформирован в объеме ... тысяч рублей, в том числе за счет средств субвенций бюджету Прионежского муниципального района в объеме ... тысячи рублей, за счет собственных средств бюджета Прионежского муниципального района в объеме ... тысяча рублей.

Кассовый расход на перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов сельских поселений в 2010 году составил ... тысяч рублей.

Утвержденные бюджетные назначения бюджета Мелиоративного сельского поселения по дотации бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2010 году составили ... тысяч рублей, кассовый расход составил ....

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что администрация Прионежского муниципального района, являющаяся в силу ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в нарушение требований бюджетного законодательства и принятых представительным органом (Советом) решений незаконно допустила бездействие по перечислению в полном объеме дотации в бюджет Мелиоративного сельского поселения.

Суд находит несостоятельными доводы администрации района о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд с данным заявлением со ссылкой на то, что в силу п.3.6 Положения, утвержденного постановлением администрации Прионежского муниципального района от 26 августа 2010 года № 1864 срок перечисления дотации в соответствии с утвержденной росписью расходов бюджета Прионежского муниципального района - ежемесячно до 15 числа текущего месяца, и соответственно, с 15 числа каждого месяца следует исчислять трехмесячный срок на подачу заявления в случае непоступления суммы дотации в этом месяце.

По мнению суда, срок, установленный статьей 256 ГПК РФ, в данном случае следует исчислять с момента окончания календарного года, в котором должна была перечисляться дотация поселению. Так как заявителем первоначально заявление было направлено в Арбитражный суд Республики Карелия, то суд полагает, что заявителем трехмесячный срок на обращение в суд пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению.

Также суд не соглашается с позицией представителя администрации района о том, что межбюджетные трансферты не имеют целевого назначения и собственные средства, за счет которых также формируется районный фонд финансовой поддержки поселений, могут расходоваться по усмотрению района.

Бюджетная система России подчинена определенным принципам, закрепленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Одним из таких принципов является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который в силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По мнению суда, в данном случае, поскольку Советом Прионежского муниципального района 24 декабря 2009 года было принято решение «О бюджете Прионежского муниципального района» с последующими изменениями, которым был образован районный фонд финансовой поддержки поселений района и утверждены размеры дотаций поселениям, соответственно, денежные средства в виде дотаций из указанного фонда должны расходоваться именно на предоставление дотаций поселениям. По мнению суда, данные средства имеют целевое назначение и их непредоставление в бюджеты поселений в утвержденном размере является нарушением бюджетного законодательства.

Таким образом, по мнению суда в судебном заседании нашел свое подтверждение факт незаконного бездействия администрации района по неперечислению дотации в бюджет Мелиративного сельского поселения, который утверждался с учетом данных средств. Неполучение дотации в полном объеме (... рублей) нарушает права и законные интересы администрации Мелиоративного сельского поселения, и как вследствие влечет неисполнение администрацией поселения возложенных на нее законом полномочий.

руководствуясь, ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

Заявление Филькова В.В. в интересах администрации Мелиоративного сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района по неперечислению бюджетных средств из бюджета Прионежского муниципального района в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Мелиоративного сельского поселения в размере ... рублей.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации Мелиоративного сельского поселения - путем перечисления неперечисленной дотации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней через Прионежский районный суд.



Судья И.С. Леккерева