ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3750/16 от 06.05.2016 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-3750/16

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2016 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Григорьевой Е.Н.,

при секретаре Фетисовой О.Г.,

с участием представителя ответчика ООО «***» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *** транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «***» об устранении нарушения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

*** транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «***» об устранении нарушения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности было установлено, что ООО «***» является собственником судна - баржи «***». Таким образом, в силу положений статьи 2 КТМ РФ, пунктов 9 и 10 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ООО «***» является субъектом транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, вопреки требованиям п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», п. 5.7 и п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, ООО «***» не предоставило в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство морского и речного транспорта) полную и достоверную информацию для проведения категорирования указанных транспортных средств, используемых в целях торгового мореплавания, не обеспечило проведение оценки уязвимости и не разработало план обеспечения транспортной безопасности в отношении указанного транспортного средства.

Не выполнение указанных требований закона препятствует реализации мер по обеспечению транспортной безопасности, что угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут находиться на транспортных средствах ООО «***».

Просил обязать ООО «***» в срок до *** предоставить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство морского и речного транспорта) полную и достоверную информацию для проведения категорирования судна - катера «***» в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности»; обеспечить проведение оценки уязвимости судна - баржи «***» в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении этих транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств и о присвоении категории транспортному средству в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 5.7 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***; разработать план обеспечения транспортной безопасности судна - баржи «***» в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости этого транспортного средства в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 5.8 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***.

Представитель истца - помощник *** транспортного прокурора Осокин Д.М. отказался от исковых требований в части обязании ООО «***» в срок до *** предоставить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство морского и речного транспорта) полную и достоверную информацию для проведения категорирования судна - катера «***» в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности»; обеспечить проведение оценки уязвимости судна - баржи «***» в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении этих транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств и о присвоении категории транспортному средству в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 5.7 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***, в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований. Просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Определением суда от ***. производство по делу в этой части прекращено. В остальной части исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «***» ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (подпункт 6 пункта 2 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

Согласно пунктам 9 и 10 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда) (подпункт «г» пункта 11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

В соответствии со статьей 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе для рыболовства и иных целей.

Пунктом 4 части 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности является Федеральное агентство морского и речного транспорта (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ***№***).

Система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, предусмотрена приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***.

В соответствии с подпунктом 5.7 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№*** (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости транспортных средств в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств и о присвоении категории транспортному средству.

Субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС (подпункт 5.8. пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности).

Во исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» приказом Министерства транспорта Российской Федерации от *** года №*** утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 данного Порядка разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или транспортных средств на основании результатов оценки уязвимости входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм (в их совокупности) разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или транспортных средств поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости, а оценка уязвимости ОТИ и/или транспортных средств, производится после осуществления категорирования.

Первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца транспортного средства, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры может предоставить компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, утвержденных Приказом Минтранса России от *** года №***, при этом обязанность предоставлять в компетентные органы полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», возложена на субъекты транспортной инфраструктуры положениями пункта 4 части 2 статьи 12 этого закона.

Учитывая, что проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно без инициирования субъектом транспортной инфраструктуры процедуры категорирования и он не подаст соответствующие заявки в компетентный орган, меры, необходимые для проведения категорирования и оценки уязвимости ОТИ и/или транспортных средств в силу вышеприведенных норм закона должны инициироваться самим субъектом транспортной инфраструктуры.

В ходе судебного заседания установлено, что ООО «***» является собственником судна - баржи «***».

Сведения, подтверждающие выполнение ООО «***» указанных требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности отсутствуют.

Таким образом, ООО «***» длительное время не принимается всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о транспортной безопасности.

В связи с изложенным, вопреки требованиям п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», п. 5.7 и п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно ООО «***» не разработал план обеспечения транспортной безопасности в отношении судна - баржи «***».

Не выполнение указанных требований закона препятствует реализации мер по обеспечению транспортной безопасности, что угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут находиться на судна - баржи «***».

Таким образом, суд приходит к выводу, что выявленные в ходе проведения проверки ответчика нарушения нашли достаточное подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд находит указанный прокурором срок для исполнения ответчиком заявленных исковых требований разумным и достаточным, каких-либо объективных сведений, свидетельствующих о невозможности выполнения требований в срок, указанный в иске, суду не представлено.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования *** транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «***» об устранении нарушения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности - удовлетворить.

Обязать ООО «***» разработать план обеспечения транспортной безопасности судна - баржи «***» (регистрационный №***) в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости этого транспортного средства в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 5.8 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***.

Взыскать с ООО «***» государственную пошлину в доход *** бюджета муниципального образования *** в сумме ***.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение месяца.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Е.Н.Григорьева

Дело № 2-3750/16

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05 мая 2016 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Григорьева Е.Н.,

при секретаре Фетисовой О.Г.,

с участием представителя ответчика ООО «***» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *** транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «***» об устранении нарушения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «***» об устранении нарушения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности было установлено, что ООО «***» является собственником судна - баржи «***». Таким образом, в силу положений статьи 2 КТМ РФ, пунктов 9 и 10 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ООО «***» является субъектом транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, вопреки требованиям п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», п. 5.7 и п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, ООО «***» не предоставило в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство морского и речного транспорта) полную и достоверную информацию для проведения категорирования указанных транспортных средств, используемых в целях торгового мореплавания, не обеспечило проведение оценки уязвимости и не разработало план обеспечения транспортной безопасности в отношении указанного транспортного средства.

Не выполнение указанных требований закона препятствует реализации мер по обеспечению транспортной безопасности, что угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут находиться на транспортных средствах ООО «***».

Просил обязать ООО «***» в срок до *** предоставить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство морского и речного транспорта) полную и достоверную информацию для проведения категорирования судна - катера «***» в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности»; обеспечить проведение оценки уязвимости судна - баржи «***» в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении этих транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств и о присвоении категории транспортному средству в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 5.7 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***; разработать план обеспечения транспортной безопасности судна - баржи «***» в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости этого транспортного средства в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 5.8 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***.

Представитель истца - помощник *** транспортного прокурора Осокин Д.М. представил отказ прокурора от исковых требований в части обязании ООО «***» в срок до *** предоставить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство морского и речного транспорта) полную и достоверную информацию для проведения категорирования судна - катера «***» в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности»; обеспечить проведение оценки уязвимости судна - баржи «***» в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении этих транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств и о присвоении категории транспортному средству в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 5.7 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№***, в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований.

Представитель ответчика ООО «***» ФИО1 в судебном заседании не возражала против прекращения производства по делу в части указанных требований, в связи с урегулированием спора в добровольном порядке.

Учитывая, что отказ от иска выражен истцом добровольно, обусловлен исполнением ответчиком спорных обязательств в добровольном порядке, не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять отказ от иска в этой части.

Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, а именно то, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу разъяснены и понятны.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 220,221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по иску *** транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «***» об устранении нарушения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, направленного на обеспечение транспортной безопасности в части обязании ООО «***» в срок до *** предоставить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство морского и речного транспорта) полную и достоверную информацию для проведения категорирования судна - катера «***» в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности»; обеспечить проведение оценки уязвимости судна - баржи «***» в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении этих транспортных средств в Реестр категорированных транспортных средств и о присвоении категории транспортному средству в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от *** №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 5.7 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ***№*** – прекратить в связи с отказом от иска, обусловленным добровольным урегулированием спора.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 15 дней со дня его принятия.

Судья Е.Н. Григорьева