ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3750/2015 от 05.05.2016 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Гр.дело №2-4/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2016 года г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.В. Загитовой

при секретаре Л.А. Феоктистовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленодольского городского прокурора в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании торгов и договора купли-продажи земельного участка недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки,

Третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ», Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Управления Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов,

установил:

Зеленодольский городской прокурор обратился в суд с иском к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района, Главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 о признании недействительными торгов в виде открытого аукциона, проведенных ДД.ММ.ГГГГ по продаже земельного участка с кадастровым номером по адресу: РТ<адрес>; признании договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи, заключенного между исполкомом ЗМР и Главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, а именно, обязать исполком Зеленодольского муниципального района вернуть ФИО1 денежные средства в размере ... руб., а ФИО1 обязать вернуть исполкому Зеленодольского муниципального района земельный участок с кадастровым номером по адресу: РТ, <адрес> в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу; о признании недействительным права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером по адресу: РТ, <адрес>; об обязании Управления Росреестра по РТ погасить запись о государственной регистрации права на этот участок в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В обоснование требований указано, что Зеленодольской городской прокуратурой по коллективному обращению жителей <адрес> и <адрес> о незаконном отчуждении земельных участков вместе с водными объектами была проведена проверка исполнения водоохранного и земельного законодательства при продаже в собственность на торгах от ДД.ММ.ГГГГ Исполкомом Зеленодольского муниципального района РТ двух земельных участков с кадастровыми номерами и . Победителем открытого аукциона по продаже в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью ... кв.м стал Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1, с которым заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, цена сделки ... руб. Данное право было зарегистрировано в Зеленодольском отделе Управления Росреестра по РТ. По коллективному обращению с участием специалиста Отдела водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового водного управления проведено обследование земельных участков с указанными кадастровыми номерами с выездом на место. В ходе обследования установлено, что через указанный земельный участок протекает река Сумка, которая зарегистрирована в Государственном водном реестре, значится под кодом , длина которой ... км. Река Сумка принимает 8 притоков. Также земельный участок с кадастровым номером примыкает к озеру Ильинское, расположенное на севере с.Ильинское ЗМР РТ, площадь водного зеркала которого ... га. В настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером площадью ... кв.м является Глава КФХ ФИО1, который также стал собственником водных объектов, то есть имущества в силу п. 1 ст. 8 Водного Кодекса РФ являющегося федеральной собственностью, что влечет недействительность сделки по отчуждению данного земельного участка в частную собственность. Нахождение водного объекта на территории земельного участка с кадастровым номером во владении и пользовании ненадлежащего лица, и не несущего каких-либо обязанностей по его охране от возможного негативного воздействия на него внешних факторов, включая осуществление хозяйственной деятельности, нарушает требования ст. 42 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, иметь достоверную информацию о ее состоянии. Незаконные действия Исполкома ЗМР, продавшего данный земельный участок ФИО1 вместе с водными объектами общего пользования (рекой Сумкой и озерами), противоречит требованиям изложенным в ст. 55 Водного кодекса РФ.

Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 обратился в суд с встречными исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества в РТ о перераспределении земельного участка с кадастровым номером путем прекращения существования исходного земельного участка и образования нового земельного участка в границах, указанных в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ согласно каталогу координат(л.д.141-143 том 1).

В ходе рассмотрения дела Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 уточнил исковые требования, просил возвратить в неразграниченную собственность земельный участок с кадастровым номером , сформированный из земельного участка с кадастровым номером , возложить обязанность по распоряжению земельным участком с кадастровым номером в соответствии с требованиями п. 2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязать Управление Росреестра по РТ зарегистрировать прекращение права собственности главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером вследствие отказа от этого права (л.д.2-3 том 2).

В обоснование встречных исковых требований Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 указал, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером разделен в соответствии с материалами землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ с образованием двух новых земельных участков с кадастровыми номерами . Земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учёта. Из заключения кадастрового инженера следует, что границам земельного участка, занятого водным объектом, соответствуют границы земельного участка с кадастровым номером , сформированного из земельного участка с кадастровым номером . Оснований для отнесения образованных в порядке раздела земельных участков с водными образованиями к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования не имеется, в силу чего они могут быть отнесены только к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Представитель Зеленодольского городского прокурора Бадретдинов А.М., истец по основному иску в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить, встречные исковые требования не признал.

Ответчик по основному иску и истец по встречному иску Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признали, пояснили, что земельный участок, в отношении которого предъявлен иск, в настоящее время прекратил свое существование, поскольку разделен на два земельных участка. Водное образование в настоящее время выделено и у ФИО1 право собственности на него не зарегистрировано. От встречных исковых требований в полном объеме отказались, последствия отказа от иска им разъяснены, отказ принят судом и вынесено определение о прекращении производства по встречным исковым требованиям.

Представитель ответчика по основному иску - Исполкома ЗМР РТ – ФИО3, действующая также от имени третьего лица МУ «Палата имущественных и земельных отношении ЗМР РТ» по доверенностям, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку исполкомом нормы законодательства не нарушены, торги проведены без нарушения, обременение отсутствовало.

Ответчик по основному иску - Управление Росреестра по РТ, в судебное заседание своего представителя в суд не направило, о времени и месте слушания дела извещено, представило отзыв, в котором просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, решение по делу оставляет на усмотрение суда, пояснив, что сведения о нахождении водных объектов в пределах приобретаемых Главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 земельных участков в ГКН отсутствуют, документ, подтверждающий данный факт на государственную регистрацию представлен не был. Все представленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям действующего законодательства и государственная регистрация перехода права собственности на заявленные земельные участки проведена в соответствии с действующим законодательством (л.д.47-48 том 1).

Третье лицо по основному иску – ТУ Росимущества в РТ, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте слушания дела извещено, представлен отзыв, в котором просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования прокурора поддерживает, возражает против удовлетворения встречных исковых требований (л.д.181-183 том 1).

Третье лицо по основному иску - Отдел водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового водного управления, своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте слушания дела извещен.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем:

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч.6 ст. 3 Федерального закона № 100-ФЗ от 07.05.2013 «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского Кодекса Российской федерации» нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент проведения торгов и заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Согласно статье 167 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент проведения торгов и заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент проведения торгов и заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статья 181 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 109-ФЗ) предусматривает, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Статья 195 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

На основании ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 199 Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Статья 449 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент проведения торгов, предусматривает, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Согласно п. 10 статьи 3 Федерального закона №137-Ф3 от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (в редакции ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ)

На основании статьи 11 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент проведения торгов, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статья 28 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент проведения торгов, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент проведения торгов, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.37 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент проведения торгов, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:

устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Указанные требования применяются также к договору мены.

Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

В силу ст. 38 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент проведения торгов, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Статья 102 Земельного кодекса РФ предусматривает, что к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

В соответствии с ч.8 ст.27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В силу ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Статьей 8 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В судебном заседании установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ исполком ЗМР РТ провел торги по продаже в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м., находящегося по адресу: <адрес>. Организатором торгов было ООО «ФинАктив» (л.д.16-22 том 1).

К участию в аукционе были допущены два участника: Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 и ООО «Первое Строительное Управление». Победителем стал Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 Цена продажи вышеуказанного земельного участка, установленная торгами, составила ..., что подтверждается протоколом аукциона по продаже земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ между исполкомом ЗМР РТ и Главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 был заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, в соответствии с которым Исполком ЗМР РТ продал Главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 земельный участок с кадастровым номером , площадью ... кв.м., находящийся по адресу: <адрес> за ... (л.д.23-25 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ за Главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 было зарегистрировано в Управлении Росреестра по РТ право собственности на данный земельный участок (л.д.28 том 1).

По коллективному обращению жителей <адрес> и <адрес> РТ о незаконном отчуждении земельных участков вместе с водными объектами Зеленодольской городской прокуратурой РТ со специалистом Отдела водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового водного управления и Главой Айшинского сельского поселения ЗМР РТ ФИО4 была проведена проверка исполнения водоохранного и земельного законодательства при продаже в собственность на торгах от ДД.ММ.ГГГГ Исполкомом ЗМР РТ земельных участков с кадастровыми номерами и с выездом на место (л.д.7-8 том 1).

По результатам проверки был составлен акт обследования данных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому данные земельные участки распложены примерно в ... метрах от северно-западной окраины <адрес> РТ по направлению на северо-запад. В пределах земельных участков с кадастровыми номерами , расположены водные объекты. Земельный участок с кадастровым номером затрагивает озеро Ильинское, которое имеет следующие размеры: максимальная длина – 504 м, средняя длина – 416 м, максимальная ширина 227м. Средняя глубина 8 м. Объем воды 712,2 тыс.м.куб. На земельном участке с кадастровым номером находятся водные объекты, а именно 3 озера «без названия», данные о которых в Отделе водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового водного управления отсутствуют. Установлено, что имеется связь этих озер с озером Ильинское, которое, в свою очередь, имеет гидравлическую связь с рекой Сумка (л.д.15 том 1).

Истец считает, что Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 как собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером по результатам торгов от ДД.ММ.ГГГГ стал собственником водных объектов, то есть имущества в силу п.1 ст. 8 ВК РФ являющегося федеральной собственностью, что влечет недействительность сделки по отчуждению данного земельного участка в его собственность, в связи с чем истец считает необходимым признать недействительными торги в виде открытого аукциона, проведенные ДД.ММ.ГГГГ, по продаже земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между исполкомом ЗМР РТ и Главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1, недействительным, применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Исполком ЗМР РТ вернуть ФИО1 денежные средства в размере ... руб., а ФИО1 обязать вернуть Исполкому ЗМР РТ земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу; признать недействительным право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 16 по адресу: <адрес>; обязать Управление Росреестра по РТ погасить запись о государственной регистрации права на этот участок в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ходе рассмотрения дела ответчиком Главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям (л.д.138 том 1). Однако, заявление ответчика о пропуске срока исковой давности суд считает несостоятельным.

К спорной сделке применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции, до изменений, внесенных Федеральным законом от 07.05.2013 №100-ФЗ, так как нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В настоящем случае спор заявлен в отношении сделки по основаниям ничтожности (ст. 168 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 109-ФЗ), срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение сделки.

Соответственно положения п.1 ст.181 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 109-ФЗ применяются к спорной сделке.

Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между исполкомом ЗМР РТ и Главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1, прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28 том 1), соответственно с этого времени началось исполнение спорной сделки. С иском Зеленодольский городской прокурор обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2 том 1). Таким образом, трехлетний срок исковой давности не пропущен.

Определением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена землеустроительная экспертиза для определения фактических границ площади водных объектов (водных объектов) на земельном участке с кадастровым номером , согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, определения и подготовки каталога координат местоположения уточнённых границ земельного участка с кадастровым номером с учётом фактических границ водных объектов. Проведение экспертизы поручено экспертам ... (л.д.92-96 том 1).

Согласно заключению ... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.108-130 том 1) определить фактические границы водного объекта озеро Ильинское, расположенное на земельном участке с кадастровым номером согласно акту обследования ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, в связи с тем, что обследование проводилось в натуре визуально, без применения геодезических приборов и определения координат поворотных точек, т.е. обследование проводилось с использованием космических снимков и Публичной кадастровой карты (л.д.66-75 том 1). В материалах дела также имеется План земельных участков, выполненный геодезистом ... но координаты поворотных точек выполненных измерений отсутствуют (л.д.74-75 том 1). При проведении экспертизы была определена на местности территория местоположения водного объекта озеро Ильинское. При проведении топографо-геодезической съемки фактических границ водного объект (озера Ильинское) было выявлено, что водный объект (озеро), частично пересекается с границей земельного участка с кадастровым номером , т.е. при проведении межевания земельного участка в его границы частично было включено и часть озера Ильинское. Озеро Ильинское площадью 27,5 га относится к наиболее крупным озерам, расположенным в Зеленодольском районе РТ, через которое протекает река Сумка. Озеро Ильинское ЗМР РТ относится к водным объектам.

В Государственный кадастровый учет озеро Ильинское было внесено при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером , в ходящего в единое землепользование , земли сельскохозяйственного назначения, несмотря на то, что озеро Ильинское должно относится водным объектам и иметь самостоятельный кадастровый номер.

Река Сумка берёт начало в гослесфонде в 1,5 км к западу от деревни Гремячий ключ, протекает через озёра: Белое, Раифское, Ильинское и впадает в Куйбышевское водохранилище в 2,8 км ниже границы города Зеленодольска, недалеко от посёлка Васильево на территории Раифского участка Волжско-Камского заповедника.

Согласно постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 23 сентября 1997 г. N 721 «О государственном реестре особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан» в список особо охраняемых природных территорий озеро Ильинское не включено.

Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером , входящий в единое землепользование , состоит на государственном кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ.

В границы данного земельного участка входит и озеро Ильинское, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, было выявлено, что границы земельного участка пересекают границы земельного участка в ходящего в единое землепользование .

На приложении 5 (линия зеленого цвета) отражена вдоль границы водного объекта озера Ильинское береговая полоса шириной 20м. Площадь водного объекта - озеро Ильинское (приложение 1,1а), составляет 4584.14 кв.м, площадь водного объекта-озера с учетом границ береговой линии составляет 10156,71 кв.м (приложение 2,2а). При исключении площади водного объекта озеро Ильинское из общей площади земельного участка , площадь земельного участка составит ... кв.м (приложение 3,3а). При исключении площади водного объекта озеро Ильинское с учетом береговой линии из общей площади земельного участка , площадь земельного участка составит ... кв.м (приложение 4,4а).

При камеральной обработке полученных результатов топографо-геодезической съемки фактических границ водного объекта экспертом представлен каталог координат поворотных точек границ озера Ильинское в приложении 1,1а. В приложении 2,2а представлен каталог координат береговой полосы озера Ильинское, шириной 20 м от фактических границ водного объекта. Площадь водного объекта озеро Ильинское с учетом береговой полосы составит 10156,71 кв.м. Экспертом представлен каталог координат земельного участка с кадастровым номером с учетом исключения части водного объекта озеро Ильинское из общей площади земельного участка с кадастровым номером (приложение 3,3а), а также представлен каталог координат земельного участка с кадастровым номером с учетом исключения площади водного объекта озеро Ильинское по береговой полосе (приложение 4,4а).

Части 2 и 3 статьи 5 Водного кодекса РФ содержат перечень поверхностных водных объектов, состоящих из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Статьей 8 Водного кодекса РФ определено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы; осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение(пункты 1, 2, 3 и 5 статьи 24 Водного Кодекса РФ).

Статьей 31 Водного Кодекса РФ предусмотрено ведение государственного водного реестра, представляющего собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико- географических, морфометрических и других особенностях.

Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N253 от 28 апреля 2007г. утверждено Положение о ведении государственного водного реестра, пунктом 5 которого установлено, что ведение данного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.

Согласно пункту 6, подпункту "в" пункта 7 и пункту 12 вышеуказанного Положения реестр содержит, в том числе раздел "Водные объекты и водные ресурсы", в который включаются сведения о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях. Указанные сведения предоставляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима и вносятся в реестр Федеральным агентством водных ресурсов.

Из чего следует, что поверхностный водный объект подлежит выявлению и признанию таковым уполномоченным органом в порядке, установленном действующим законодательством. Документированные сведения о водном объекте включаются в государственный водный реестр.

Из письма отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.219 том 1) следует, что сведения о водных объектах на земельном участке с кадастровым номером 16:20:110901:288 в Государственном водном реестре отсутствуют.

Также письмом от ДД.ММ.ГГГГ Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан (л.д.220-221 том 1) сообщил о том, что сведения о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос реки Сумка и озера Ильинское Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в государственный кадастр недвижимости не внесены. Соответственно, информация о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос в ГКН отсутствует.

Таким образом, до настоящего времени объект, который по мнению истца является водным, уполномоченным федеральным органом государственной власти Российской Федерации не выявлен, поверхностным водным объектом (болотом) с определением его правового статуса и границ в установленном законом порядке не признан, государственный водный реестр документированные сведения о таком объекте не содержит.

Из изложенного следует, что довод истца о наличии на спорном земельном участке водного объекта, допустимыми доказательствами не подтвержден.

Кроме того, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером разделен. Раздел спорного земельного участка был осуществлен в соответствии с материалами землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером образованы 2 новых земельных участка с кадастровыми номерами площадью ... кв.м и площадью ... кв.м, которые ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами данных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-13 том 2).

Граница земельного участка с кадастровым номером соответствует границе озера Ильинское с учётом береговой линии, указанной в приложении и приложении а заключения землеустроительной экспертизы.

Граница земельного участка с кадастровым номером соответствует границе земельного участка с кадастровым номером по границе береговой лини озера Ильинское, указанной в приложении и приложении а заключения землеустроительной экспертизы, что подтверждается заключением кадастрового инженера ... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.240-243 том 1).

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он снят с кадастрового учёта (л.д.4-5 том 2), сведения о правообладателе данного земельного участка в Управлении Росреестра по РТ в настоящее время отсутствуют, что подтверждается выпиской и ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25 том 2).

ДД.ММ.ГГГГ Глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 зарегистрировал право собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами площадью ... кв.м, и площадью ... кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в Управлении Росреестра по РТ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14,15 том 2).

Право собственности за ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: РТ, <адрес>, прекращено, что подтверждается выпиской из ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26 том 2).

Из вышеизложенного следует, что земельный участок с кадастровым номером , являвшийся предметом настоящего спора, в настоящий момент как объект гражданско-правовых отношений не существует.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Зеленодольского городского прокурора, не имеется и в их удовлетворении следует отказать.

На основании ст. 12, 166, 167, 168, 181, 195, 199, 449 ГК РФ, ст.11, 28, 27, 29, 37, 38, 102 ЗК РФ, ст.6, 8, 65 ВК РФ, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Зеленодольского городского прокурора в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании недействительными торгов в виде открытого аукциона, проведенных ДД.ММ.ГГГГ по продаже земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, о признании недействительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ и Главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1, применении последствий недействительности сделки, обязав исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ вернуть ФИО1 денежные средства в размере ... руб., а ФИО1 обязать вернуть Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу, о признании недействительным права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: РТ, <адрес> и обязать Управление Росреестра по РТ погасить запись о государственной регистрации его права на этот земельный участок в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде 10.05.2016.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца, начиная с 11.05.2016.

Судья: