ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3750/2021 от 06.10.2021 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-3750/2021

УИД 22RS0065-02-2021-004438-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 октября 2021 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Ненашевой Д.А.,

при секретаре Ягубцевой Е.Е.,

помощник судьи Сотникова С.Н.,

с участием истца Ендрашко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ендрашко Натальи Владимировны к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителя,

установил:

Истец Ендрашко Н.В. обратилась в суд с иском к АО «Авиакомпания Сибирь», в котором с учетом уточнений просит обязать ответчика восстановить билеты по маршруту Барнаул-Новосибирск-Бишкек и обратно Бишкек-Новосибирск, осуществить перевозку пассажира Ендрашко Н.В. по маршруту Барнаул-Новосибирск-Бишкек и обратно Бишкек-Новосибирск в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу; взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей, убытки в размере 253 рубля (л.д.62).

В обоснование требований указано на то, что 02.03.2020 истец приобрела у ответчика авиабилет № *** на рейсы № S7 *** и № S7 *** по маршруту Новосибирск-Бишкек, вылетающий 01.04.2020 и обратный билет по маршруту Бишкек-Новосибирск, вылетающий 22.04.2020. Стоимость авиабилета составила 7 937 рублей и 3 730 миль.

18.03.2020 на электронную почту Ендрашко Н.В. пришло сообщение от АО «Авиакомпания «S7 Airlines» об отмене рейса S7 5541 по маршруту Новосибирск-Бишкек, а также предложение оформить заявку на возврат стоимости авиабилета. В ответ на указанное сообщение истец направила заявку на возврат стоимости авиабилета. В электронном сообщении компания перевозчика направила ответ о том, что заявка истца от 18.03.2020 принята и зарегистрирована за номером *** После длительного ожидания и неоднократной переписки по электронной почте с работниками перевозчика, истцу было предложено переоформить авиабилет на другую дату, на что истец согласилась, авиабилеты были переоформлены через электронное приложение на № ***, выдана квитанция электронного билета на рейсы S7 *** по маршруту Новосибирск-Бишкек, вылетающий 02.10.2020 и на рейс S7 5542 по маршруту Бишкек-Новосибирск, вылетающий 01.11.2020.

02.09.2020 истцу на электронную почту пришло сообщение от АО «Авиакомпания «S7 Airlines» об отмене рейcов S7 5541, S7 5542, а также предложение переоформить дату перелета, на что истец вновь согласилась, авиабилeты были переоформлены на новые за № *** на рейсы S7 *** по маршруту Новосибирск-Бишкек на 05.10.2020 и рейс S7 *** по маршруту Бишкeк-Hовосибиpcк нa 01.11.2020.

30.09.2020, а также 04.10.2020 в электронной переписке с представителем перевозчика истец узнавала, не изменились ли правила перевозки, какие справки необходимы для выезда в Бишкек, ей был дан ответ о том, что она может свободно совершить перелет, рекомендовано получить справку с результатами ПЦР-тестирования на Covid-19. Обязательной такая справка для перелета указана не была.

05.10.2020 Ендрашко Н.В. самолетом этой же компании прибыла из г.Барнаула в г.Новосибирск. При посадке в самолет, пройдя таможенный контроль и получив посадочный талон, её не пропустили в самолет, отказали в перевозке по причине отсутствия справки на Covid-19.

В этот же день истец обратилась к перевозчику с претензией, в которой указала, что не была предупреждена при оформлении билета и позднее о необходимости иметь справку ПЦР-исследовании на Covid-19 для посадки в самолет; просила восстановить не использованные билеты. Претензия была принята к рассмотрению 05.10.2020.

В связи с тем, что истцу пришлось возвращаться с места вылета из г.Новосибирска в г.Барнаул, ею был приобретен билет АО «Экспресс-пригород» по маршруту Новосибирск-Барнаул стоимостью 253 рубля, что является убытками, понесенными по вине ответчика.

12.05.2021 истцу был дан ответ на претензию, которым отказано в удовлетворении требований, поскольку в день перелета отсутствовала справка с отрицательным результатом ПЦР-теста на Covid-19.

Действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания, поскольку она не смогла совершить важную поездку, размер компенсации морального вреда оценивает в 25 000 рублей.

Истец Ендрашко Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. По заявленным требованиям уточнила, что просит обязать ответчика осуществить перелет пассажира Ендрашко Н.В. по маршруту Новосибирск-Бишкек, либо, если ответчику будет удобнее и стоимость прямого перелета дешевле, то по прямому рейсу Барнаул-Бишкек. Перелет осуществить без доплаты со стороны истца, поскольку ранее билеты ею приобретены, а перелет не состоялся по вине ответчика. Дополнительно пояснила, что ответчиком не представлено доказательств того, что пассажир должен сам узнавать какие документы требуются для осуществления перелета. В переписке с авиаперевозчиком она неоднократно выясняла, какие ей необходимы документы для перелета, однако её дезинформировали и не сообщили об обязательном наличии справки ПЦР-тестирования на Covid-19. Сотрудниками таможенной и пограничной служб ей не было отказано в осуществлении перелета, её вылет из г.Новосибирска был ограничен именно перевозчиком.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцу было отказано в перевозке по причине отсутствия справки с отрицательным результатом ПЦР-теста, который обязателен при прохождении паспортно-визового контроля на границе в Киргизии. Пассажир должен самостоятельно узнавать актуальную информацию о требованиях выезда в Киргизию, поскольку информация меняется ежедневно. Денежные средства за неиспользованную перевозку по приобретенному истцом билету возврату не подлежат согласно правилам тарифа «Эконом Базовый»; восстановить перевозку по приобретенному билету также невозможно по причине того, что перевозка осуществлена, статус авиабилета закрыт, билет находится в архиве (л.д.51-52).

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящий спор при имеющейся явке.

Выслушав истца, исследовав и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворения уточненных исковых требований в части по следующим основаниям.

На основании ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Согласно ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

На основании п.1 ст.102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (пункт 2).

Согласно п.1 ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В силу п.1 ст. 116 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей» (далее - Правила).

В соответствии с п.230 Правил перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, в том числе, в случае нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.

При рассмотрении дела судом установлено, что 02.03.2020 истец приобрела у ответчика авиабилеты на рейсы № S7 *** по маршруту Новосибирск-Бишкек, вылетающий 01.04.2020 и № S7 *** по маршруту Бишкек-Новосибирск, вылетающий 22.04.2020. Стоимость авиабилетов составила 7 937 рублей и 3 730 миль (л.д.10).

Указанные рейсы №*** были отменены в связи с объявлением 16.03.2020 Всемирной организацией здравоохранения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Пассажиру Ендрашко Н.В. авиакомпанией 18.03.2020 было предложено оформить заявку на возврат стоимости авиабилетов (л.д. 10 оборот).

В ответ на указанное сообщение авиаперевозчика, истец направила заявку на возврат стоимости авиабилета (л.д.10).

Позднее истцу авиакомпанией было предложено переоформить авиабилет на другую дату.

20.08.2020 авиабилет был переоформлен на новый № ***, истцу выдана квитанция электронного билета на рейсы S7 *** по маршруту Новосибирск-Бишкек, вылетающий 02.10.2020 и на рейс S7 *** по маршруту Бишкек-Новосибирск, вылетающий 01.11.2020 (л.д.5).

02.09.2020 на электронную почту Ендрашко Н.В. поступило сообщение от АО «Авиакомпания «S7 Airlines» об отмене рейса S7 5541 на 02.10.2020 (л.д. 11 оборот). Также как следует из возражений ответчика, 31.08.2020 был отменен и рейс S7 *** на 01.11.2020 (л.д.31 оборот).

Авиабилет № *** был переоформлен на новый №*** на рейсы *** по маршруту Новосибирск-Бишкек на 05.10.2020, рейс S7 *** по маршруту Бишкeк-Hовосибиpcк нa 01.11.2020.

30.09.2020, 04.10.2020 в электронной переписке в официальном чате с представителем перевозчика истец Ендрашко Н.В. узнавала, какие ей необходимы справки для вылета в Киргизию, на что ей даны ответы «Вы можете свободно совершить перелет, а чтобы путешествовать увереннее, полезно получить справку с результатами ПЦР-тестирования на Covid-19» (л.д. 12-12 оборот).

05.10.2020 истец совершила перелет рейсом S7 5314 по маршруту Барнаул-Hовосибиpcк, что подтверждается посадочным талоном (л.д.6) и пояснениями истца в ходе рассмотрения дела. Также истец пояснила, что ею был пройден контроль пограничной и таможенной служб, о чем в загранпаспорте проставлена соответствующая отметка (л.д.111). Непосредственно перед посадкой на воздушное судно перед трапом самолета, ей было отказано в перевозке по причине отсутствия справки с результатами ПЦР-тестирования на Covid-19, что подтверждается соответствующей записью на посадочном талоне на рейс S7 5541 по маршруту Новосибирск-Бишкек (л.д.6). Перевозчиком составлен акт об отказе в перевозке от 05.10.2020, из которого также следует, что причиной отказа является отсутствие справки на Covid-19 (л.д.57).

05.10.2020 Ендрашко Н.В. обратилась к перевозчику АО «Авиакомпания Сибирь» с претензией, в которой указала, что не была предупреждена при оформлении билета и позднее о необходимости иметь справку ПЦР-тестирования на Covid-19 для посадки в самолет; просила восстановить ей билеты по маршруту г.Барнаул - г.Новосибирск-г.Бишкек и обратно г.Бишкек-г.Новосибирск (л.д.8).

Ответ на указанную претензию был дан АО «Авиакомпания Сибирь» только 12.05.2021, в котором ответчик указал, что въезд в Киргизию разрешен всем гражданам, при наличии действующих документов и соблюдении всех визовых требований. Все пассажиры, в том числе граждане Киргизии, до посадки на рейс в аэропорту вылета должны предъявить сотрудникам контроля справку на бумажном бланке об отрицательном результате ПЦР-теста на коронавирус. Тест должен быть сделан не ранее, чем за 72 часа до вылета. Информация о требованиях для въезда в Республику Киргизию размещена на сайте Авиакомпании. Согласно «Правилам воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов» Авиакомпании (п.3.5.10), при международных перевозках наличие необходимых документов для стран въезда и выезда является обязанностью пассажира: http://www.s7.ru/ru/info/pravila/. Билет приобретен Ендрашко Н.В. на сайте Авиакомпании, где представлена информация о правилах и ограничениях на въезд в страны, в том числе Россию, а также правила перевозки Авиакомпании, и факт оплаты билета подтверждает ознакомление и согласие пассажира с указанными правилами. Истцу было отказано в перевозке рейсом S7 5541 за 05.10.2020 по причине отсутствия у неё справки с отрицательным результатом ПЦР-теста. Указано на отсутствие оснований для удовлетворения претензии (л.д.9).

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

На основании ст.9 Федерального закона от 26.01.1996 года №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что истцом, договор авиаперевозки был заключен для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в данном случае, к возникшим между истцом и ответчиком спорным правоотношениям в части, не урегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, подлежит применению Закон РФ «О защите прав потребителей».

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Приказом генерального директора АО «Авиакомпания «Сибирь» от 02.03.2020 №10-С-301-20-83 утверждены Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (далее - Правила) (л.д.68-109).

Согласно п.3.5.9 Правил, посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию, которой будет осуществляться перевозка. Пассажир, следующий международными рейсами в рамках безвизового трансфера, обязан иметь при себе документы, подтверждающие наличие действительного авиабилета с подтвержденным бронированием из аэропорта трансфера по всему маршруту следования (бумажный авиабилет, либо маршрутную квитанцию, либо посадочный талон) (п. 3.5.10 Правил).

Перевозчик не несет ответственности за вопросы взаимоотношения пассажира с государственными службами (таможенной, пограничной, иммиграционной и др.) если иное не предусмотрено международными или национальными законодательными документами страны выезда, трансфера, остановки или въезда. Тем не менее, перевозчик имеет право проверить все необходимые документы при регистрации до момента принятия пассажира и его багажа к перевозке (п. 3.5.11 Правил).

Указывая на отсутствие у авиакомпании обязанности по извещению пассажиров о необходимости предоставления ПЦР-теста ответчик ссылается на Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «Авиакомпания «Сибирь». Также в ответе на запрос ответчиком указано, что в августе 2020 года вылеты рейсов S7 *** за 02.10.2020 и S7 *** за 01.11.2020 были отменены в связи с уменьшением пассажиропотока (в связи с распространением COVID-19) и новыми ограничениями, связанными с COVID-19, в связи с чем ответчик был вынужден внести изменения в расписание движения воздушных судов. В сентябре 2020 года были внесены изменения в расписание движения воздушных судов, а именно, рейсы S7 *** за 02.10.2020 и S7 *** за 01.11.2020 были внесены обратно в расписание. Рейсы S7 *** за 05.10.2020 и S7 *** за 01.11.2020 были выполнены согласно расписанию (л.д.66 оборот).

При рассмотрении дела установлено, что пассажиру Ендрашко Н.В. было отказано в оказании услуг по перевозке на рейс S7 *** за 05.10.2020 в связи с отсутствием у неё справки на ПЦР-тестирование на Covid-19. При этом, как на посадочном талоне, так и в загранпаспорте истца имеются отметки о том, что пассажир Ендрашко Н.В. прошла досмотр, каких-либо замечаний со стороны таможенных и пограничных органов ей сделано не было (л.д.6, 110-111).

Как следует из разъяснений, данных в п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона РФ о защите прав потребителей, статьей 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязанность перевозчика или уполномоченного им лица информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки установлена пунктом 1.1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Со стороны ответчика при рассмотрении дела не представлено доказательств того, что при заключении пассажиром договора воздушной перевозки с АО «Авиакомпания «Сибирь» именно на пассажире лежит обязанность самостоятельно знакомиться с информацией о требованиях страны для въезда, в том числе на территорию Киргизии.

Так, представленные ответчиком Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «Авиакомпания «Сибирь» указанной обязанности не содержат, в том числе и пункты названных Правил, на которые в своих возражениях ссылается ответчик.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие у пассажира названной обязанности, истец Ендрашко Н.В. непосредственно перед вылетом 30.09.2020 и 04.10.2020 выясняла, какие ей необходимы документы для перелета, однако ей со стороны авиакомпании не было сообщено об обязательном наличии справки ПЦР-тестирования на Covid-19.

Ответчиком представлен совместный приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, Государственной пограничной службы Кыргызской Республики, Министерства иностранных дел Кыргызской Республики от 25.09.2020, которым утвержден механизм реализации алгоритмов действий по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу Кыргызской Республики и лиц, совершающих поездки на внутренних авиалиниях. Приложением 1 к данному приказу является алгоритм действий по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу Кыргызской Республики в международных аэропортах «Манас», «Ош», «Иссык-Куль» при осуществлении международных авиарейсов. Приложение №1 вступает в силу через 10 дней с момента подписания (л.д.58-60).

Из Приложения №1 следует, что при регистрации на посадку иностранные граждане предъявляют представителям авиакомпании результат ПЦР-исследования, свидетельствующий об отсутствии коронавирусной инфекции (COVID-19). На борт допускаются только лица с отсутствием клинических проявлений коронавирусной инфекции и отрицательным результатом ПЦР-исследования.

Таким образом, Приложение №1 к приказу вступило в силу 05.10.2020. При этом, информация, содержащаяся в данном приказе, имеющаяся в распоряжении АО «Авиакомпания «Сибирь» должна была быть доведена заблаговременно до сведения, в том числе пассажира Ендрашко Н.В. до её посадки на рейс S7 *** от 05.10.2020, чего сделано не было.

Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 №991 утверждено «Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части».

Ссылка стороны ответчика на Постановление Правительства РФ №991 от 06.07.2020 не принимается судом во внимание, поскольку возникшие между сторонами правоотношения не подпадают под его регулирование.

Как указано в самом постановлении, оно устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.

Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - во всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

В рассматриваемом споре ответчиком было отказано в исполнении договора воздушной перевозки пассажира Ендрашко Н.В. на рейс S7 *** от 05.10.2020, на который билет был оформлен 26.09.2020. Кроме того, в данном случае перевозчиком в одностороннем порядке не изменялись условия договора перевозки пассажира, и не было отказано в его исполнении в связи с возникновением отдельных чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. В данном случае отказ в перевозке вызван отсутствием у истца справки ПЦР-тестирования, обязанность по предоставлению которой, была введена Кургызской Республикой.

Таким образом, АО «Авиакомпания «Сибирь» не исполнило своей обязанности, не предоставило пассажиру Ендрашко Н.В. информацию об условиях заключенного с ней договора перевозки на рейс S7 *** от 05.10.2020, что в свою очередь повлекло отказ в её перелете при отсутствии в этом вины истца.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, ответчиком услуга по перевозке была оказана ненадлежащим образом, в связи с чем требования истца, в соответствии с положениями ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежат частичному удовлетворению в виде осуществления перевозки Ендрашко Н.В. Требование о восстановлении билетов не подлежит удовлетворению как самостоятельное, поскольку заявлено излишне и охватывается требованием об осуществлении перевозки.

По запросу суда ответчиком представлена информация, что рейсы по маршруту Барнаул-Новосибирск-Бишкек в 2021 году выполняются в среднем три раза в неделю, но расписание обновляется ежедневно. Рейс по маршруту Новосибирск-Бишкек-Новосибирск выполняется прямой, на данный момент 2 раза в неделю, но имеются ограничения для въезда в Киргизию (л.д.33).

В судебном заседании истец пояснила, что в настоящее время на сайте авиакомпании имеется информация о наличии прямого рейса «Барнаул-Бишкек», и, в случае, если для ответчика предоставление перелета истцу на данный прямой рейс более финансового выгодно, в связи с меньшей стоимостью, её перелет возможно осуществить на данном рейсе.

Поскольку услуга со стороны ответчика была оказана некачественно, данная услуга ранее в полном объеме истцом была оплачена, оснований для взимания с истца дополнительной платы за данную услугу суд не находит.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении на АО «Авиакомпания «Сибирь» обязанности осуществить перевозку пассажира Ендрашко Н.В. по маршруту Новосибирск-Бишкек и обратно Бишкек-Новосибирск, либо Барнаул-Бишкек и обратно Бишкек-Барнаул в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, без взимания дополнительной платы за услугу данной перевозки.

При этом в части требований истца осуществить её перевозку по рейсу S7 5314 из г.Барнаула в г.Новосибирск, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку данной услугой истец воспользовалась 05.10.2020 и услуга была оказана перевозчиком надлежащим образом.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика убытков, выразившихся в оплате транспортных услуг - покупки билета **** по маршруту г.Новосибирск-г.Барнаул в сумме 253 рубля.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором). Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Как разъяснено в абз. 2 п.31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении дел о защите прав потребителей под убытками следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу п.п.1,2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно копиям чеков от 06.10.2020 Ендрашко Н.В. были оплачены транспортные услуги в общем размере 253 рубля (148 + 105) (л.д. 6).

Учитывая, что данные расходы были понесены истцом в результате того, что авиаперевозчиком 05.10.2020 не была оказана услуга по осуществлению перелета из г.Новосибирск в г.Бишкек, соответственно, оплата транспортных услуг является убытками для истца и подлежит взысканию с ответчика в размере 253 рубля.

В силу ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Так как при рассмотрении дела судом была установлена вина ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» в нарушении прав потребителя Ендрашко Н.В. на надлежащее оказание услуги по авиаперевозке, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которого суд определяет в сумме 5 000 рублей, признавая эту сумму соразмерной степени вины ответчика и степени нравственных страданий истца. При этом, суд учитывает период, в течение которого нарушаются права потребителя - в течение года; что ненадлежащее оказание услуги повлекло необходимость вынужденного ожидания истца в другом городе и дополнительных расходов на дорогу до дома; что ответчиком длительное время (с октября 2020 г. по май 2021 г.) игнорировались требования претензии потребителя.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Размер штрафа, предусмотренного вышеуказанной нормой, составляет 2 626 рублей 50 копеек = (253+5 000) : 50%.

Поскольку ответчик, являющийся юридическим лицом, не ходатайствовал об уменьшении размера штрафа, оснований для его уменьшения в соответствии со ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 000 рублей (400 рублей за требования материального характера, 300 рублей за требование о возложении обязанности, 400 рублей за требование о компенсации морального вреда), от оплаты которой был освобожден истец при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Ендрашко Натальи Владимировны удовлетворить частично.

Возложить на акционерное общество «Авиакомпания «Сибирь» (ОГРН ***) обязанность осуществить перевозку пассажира Ендрашко Натальи Владимировны по маршруту Новосибирск-Бишкек и обратно Бишкек-Новосибирск, либо Барнаул-Бишкек и обратно Бишкек-Барнаул в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, без взимания дополнительной платы за услугу данной перевозки.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь» (ОГРН ***) в пользу Ендрашко Натальи Владимировны компенсацию морального вреда 5 000 рублей, убытки 253 рубля, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя 2 626 рублей 50 копеек.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь» (ОГРН ***) в доход муниципального образования городского округа - город Барнаул государственную пошлину в размере 1 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья: Д.А. Ненашева

Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2021 года.

Верно, судья

Д.А. Ненашева

Секретарь судебного заседания

Е.Е. Ягубцева

Решение не вступило в законную силу на 25.10.2021

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-3750/2021 Индустриального районного суда города Барнаула

Секретарь судебного заседания

Е.Е. Ягубцева