ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3752/14 от 14.05.2014 Нагатинского районного суда (Город Москва)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 14 мая 2014 года Нагатинский районный суд г. Москвы, в составе: председательствующий, федеральный судья Рощин О.Л., при секретаре Вахрушевой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3752/14 по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Главы муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы по проведению публичных слушаний по бюджету и признании незаконными результатов публичных слушаний,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Главы муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы по проведению публичных слушаний по бюджету и признании незаконными результатов публичных слушаний.

 В обоснование заявления заявитель указал, что 14.11.2013 г. на заседании Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы было принято решение «О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы на 2014 г.». Слушания назначены на 16.12.2013 г. в 17час. в помещении Управы района Бирюлево Восточное г. Москвы, контроль за исполнением решения возложена на Главу муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы ФИО2

 16.12.2013 г. были проведены публичные слушания. Данные слушания проводятся для выражения мнения населения муниципального образования по важнейшим вопросам местного самоуправления. Право на участие в публичных слушаниях, которые являются одной из форм осуществления конституционных прав по участию в осуществлении местного самоуправления, должно предоставляться любому жителю. Но заявителю такое право предоставлено не было.

 Заявитель считает, что публичные слушания проведены с грубым нарушением закона.

 Время проведения публичных слушаний и проект бюджета опубликованы не были.

 О проведении публичных слушаний он узнал только из газеты Управы района Бирюлево Восточное, данная публикация в газете не была официальным извещением Главы муниципалитета ФИО2 о проведении публичных слушаний. В газете содержалась только противоречивая информация о том, что состоятся публичные слушания 16.12.2013 г. в помещении Управы, проекта бюджета опубликовано не было. Также не освещались все вопросы, которые будут рассматриваться на публичных слушаниях.

 В соответствии со ст.30 Устава МО Бирюлево Восточное, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом муниципалитета и должен предусматривать срок проведения публичных слушаний, заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правого акта, другие меры обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей, опубликование, обнародование результатов публичных слушаний.

 Таким нормативным актом является Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО Бирюлево Восточное, утвержденное решением СД МО Бирюлево Восточное от 05.03.2013 г.

 Но данное Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний не содержит сроков заблаговременного опубликования изменений, в носимых в нормативные правовые акты, принятие которых требует обязательное проведение публичных слушаний.

 Также Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний не содержит срока, который бы являл собой заблаговременность оповещения жителей МО о времени и месте проведения публичных слушаний.

 Поскольку в средствах массовой информации не был опубликованы в полной мере вопросы, которые будут рассматриваться на публичных слушаниях, в частности сформирован бюджет, с которым заявитель не согласен.

 Этому способствовали действия заинтересованного лица, Главы МО ФИО2 которая не опубликовала сведений о проведении публичных слушаний по бюджету, не менее чем за 20 дней до начала публичных слушаний.

 Кроме того, заявителю не было известно, где можно ознакомиться с официальным текстом проекта бюджета, то есть в средствах массовой информации заинтересованными лицами не было дано извещение, где можно ознакомиться с полным текстом проекта местно бюджета, который будут вынесен на обсуждение публичных слушаний.

 Таким образом, такими действиями, как несвоевременное опубликование сообщения о проведении публичных слушаний, не опубликование проекта бюджета; не надлежащее доведение до заявителей информации о порядке ознакомления с проектом решения, выносимого на обсуждение на публичные слушания нарушают права заявителей на получение достоверной, полной и своевременной информации о действиях органов местного самоуправления и вопросах местного самоуправления.

 Кроме того, в средствах массовой информации не было указан порядок принятия участия в публичных слушаниях, о сроках подачи письменных или устных заявок жителей, пожелавших принять участие в публичных слушаниях со своими предложениями.

 Также следует отметить, что публичные слушания были назначены на 16.12.2013 г., что является рабочим днем для большинства жителей, в том числе и для части заявителя, а также назначено время 17 часов 00 минут, которое также является неудобным, так как заявитель работает.

 Также заявитель указал, что поскольку на слушаниях обсуждался проект нормативно правого акта о местном бюджете, то данный проект должен быть опубликован в Бюллетене официальных документов за 20 дней до проведения публичных слушаний.

 Все это нарушает права заявителя на получение достоверной, заблаговременной информации о проведении публичных слушаниях, о вопросах, которые будут обсуждаться о предоставлении предложений, то есть права заявителей на участие в публичных слушаниях.

 Поэтому заявитель просит признать незаконными действия Главы МО Бирюлево Восточное ФИО2 по проведению публичных слушаний по бюджету 16.12.2013 г., выразившиеся в принятии решения о назначении публичных слушаний на рабочий день; в несвоевременном опубликовании сообщения о проведении публичных слушаний; в не опубликовании проекта бюджета; в ненадлежащем доведении до заявителя информации о порядке ознакомления с проектом решения, выносимого на обсуждение; в ненадлежащем опубликовании информации о сроках и порядке участия в публичных слушаниях; ненадлежащее опубликовании информации о сроках, времени и порядке подачи заявок на участие в публичных слушаниях.

 Поскольку указанные выше действия органов местного самоуправления являются незаконными, то для восстановления прав заявителей надлежит признать незаконными результаты публичных слушаний от 16.12.2013 г.

 Заявитель в судебное заседание явился, доводы заявления полностью поддержал.

 Заинтересованное лицо Глава муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы ФИО2 и ее представитель в судебное заседание явились, просили в заявлении отказать по доводам, изложенным письменно, суду пояснили, что с заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления по проведению публичных слушаний и признании незаконными недействительными публичных слушаний не согласны, так как процедура проведения публичных слушаний нарушена не была.

 Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Материалами дела установлено:

 14.11.2013 г. на заседании Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы было принято решение «О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы на 2014 г.». Слушания назначены на 16.12.2013 г. в 17 час. в помещении Управы района Бирюлево Восточное г. Москвы, контроль за исполнением решения возложена на Главу муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы ФИО2

 16.12.2013 г. были проведены публичные слушания.

 Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

 В соответствии с ч.ч.1, 2, 3 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

 Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

 Решением Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное от 05.03.2013 № МСБВ-01-02-21 «О порядке организации публичных слушаний в муниципальном округе Бирюлево Восточное» утвержден Порядок организации публичных слушаний в муниципальном округе Бирюлево Восточное (далее - Порядок).

 Данный Порядок регулирует вопросы организации и проведения публичных слушаний в муниципальном округе Бирюлево Восточное с участием жителей муниципального округа для обсуждения проектов правовых актов по вопросам местного значения.

 П.16 Порядка: решение о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом муниципального округа для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) не менее чем за 20 дней до дня проведения публичных слушаний.

 Информирование о проведении публичных слушаний также может осуществляться иными способами, обеспечивающими получение жителями информации о проведении публичных слушаний.

 Решение Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное от 14.11.2013 № МСБВ - 01-02-90 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год» опубликовано в газете «Бирюлево Восточное» 25.11.2013 (спецвыпуск, ноябрь 2013г. тираж 1000 экз.), повторно опубликовано в газете «Бирюлево Восточное» 29.11.2013 (тираж 43000 экз.). Этот источник средств массовой информации доступен населению муниципального округа, а также жители имеют возможность ознакомления с его экземплярами, имеющимися в аппарате Совета депутатов МО по адресу: <адрес изъят>, в Управе района по адресу: <адрес изъят>, в сети «Интернет» на официальном сайте муниципального округа Бирюлево Восточное www.mrbv.ru 18.11.2013.

 Учитывая вышеизложенное следует, что срок, определяющий заблаговременность оповещения жителей о проведении публичных слушаний, назначенных на 16.12.2013, соблюден.

 В указанных публикациях содержалась вся необходимая информация о публичных слушаниях: дата, место и время их проведения, формулировка вопроса, предлагаемого для обсуждения, сведения об инициаторе проведения публичных слушаний, состав рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний.

 Проект муниципального правового акта «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год» был размещен на официальном сайте муниципального округа Бирюлево Восточное www.mrbv.ru 18.11.2013 г. (вместе с решением о проведении публичных слушаний) для ознакомления жителями муниципального округа, а также опубликован в бюллетене «Московский муниципальный вестник» согласно решению Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное от 14.11.2013 № МСБВ -01-02-89 «О проекте решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год», подписано в печать 18.11.2013, дата выхода в свет 29.11.2013.

 Подтверждением того, что заявитель ФИО1 владел необходимой информацией о публичных слушаниях: дата, место и время их проведения, формулировка вопроса, предлагаемого для обсуждения, сведения об инициаторе проведения публичных слушаний, состав рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний, является фактическое присутствие заявителя на слушаниях.

 По утверждению заявителя ФИО1 в месте проведения публичных слушаний ему не было представлено официальной публикации решения СД о назначении публичных слушаний с проектом правового акта, что, по его мнению, также является основанием для удовлетворения заявленных требований.

 В опровержение данного утверждения, следует, что вышеуказанный Порядок устанавливает определенные правила проведения публичных слушаний (раздел — Проведение публичных слушаний).

 Порядок не возлагает на главу муниципального округа такую обязанность, как обеспечение в месте проведения публичных слушаний официальной публикации решения СД о назначении публичных слушаний с проектом правового акта.

 Однако, в месте проведения публичных слушаний заявителю ФИО1 членами рабочей группы, по его просьбе были, представлены следующие документы: экземпляр, газеты «Бирюлево Восточное» от 25.11.2013, в котором официально опубликовано решение Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное от 14.11.2013 № МСБВ -01-02-90 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год»; -копия Проекта решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год», - приложение к решению Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное от 14.11.2013 № МСБВ -01-02-89 (далее - Проект решения о бюджете МО Бирюлево Восточное на 2014 год).

 Кроме того, вопросы, заданные заявителем ФИО1 членам рабочей группы, являются прямым подтверждением того, что заявитель ознакомлен с Проект решения о бюджете МО Бирюлево Восточное на 2014 год (копия Протокола публичных слушаний), а также поданные в письменном виде замечания и предложения.

 Во исполнение п. 38 Порядка результаты публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное от 14.11.2013 №МСБВ-01-02-89 «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год» назначенных решением Совета депутатов от 14.11.2013 № МСБВ -01-02-90 «О назначении слушаний по проекту решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год» опубликованы в газете «Бирюлево Восточное».

 Во исполнение п.37 Порядка протокол, результаты публичных слушаний и информация, указанная в п.35 Порядка были направлены в Совет депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное.

 19.12.2013 на внеочередном заседании Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное был рассмотрен вопрос «О результатах публичных слушаний по решению Совета депутатов «О проекте бюджета МО Бирюлево Восточное на 2014 год».

 Замечаний, предложений и вопросов у депутатов Совета депутатов МО Бирюлево Восточное по данному вопросу не поступило (копия протокола №18 от 19.12.2013 прилагается).

 Также неверно утверждение заявителя ФИО1 о противоречивости информации опубликованной в газете «Бирюлево Восточное» от 25.12.2013 о результатах публичных слушаний. В данной публикации содержится информация о двух решениях Совета депутатов от 14.11.2013 № МСБВ -01-02-89 «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год» и от 14.11.2013 № МСБВ -01-02-90 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное «О бюджете муниципального округа Бирюлево Восточное на 2014 год».

 Кроме того, решением Совета депутатов муниципального округа Бирюлево Восточное от 20.02.2014 № СДБВ -01-02-17 утвержден отчет главы муниципального округа Бирюлево Восточное ФИО2 о результатах своей деятельности, деятельности аппарата Совета депутатов, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов Бирюлево Восточное за 2013 год и сняты с контроля решения Совета депутатов муниципального Собрания, принятые в 2013 году как выполненные.

 Данное решение свидетельствует о том, заинтересованное лицо по данному гражданскому делу - глава муниципального округа Бирюлево Восточное ФИО2 должным образом исполняла свои должностные обязанности при проведении вышеуказанных публичных слушаний.

 Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей и доводы заявителя данных выводов суда никак не опровергают.

 В соответствии с п.4 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

 Таким образом, законодателем особо выделены такие условия проведения публичных слушаний, как заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта.

 В соответствии с п.п.2,3, 4 п.3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") на публичные слушания должны также выноситься и проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; вопросы о преобразовании муниципального образования.

 Срока же заблаговременного обнародования, а также способ обнародования проекта (опубликование ли его в официальном издании органов местного самоуправления или в средствах массовой информации), нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено, для проведении публичных слушаний какого-либо срока, определяющего заблаговременность оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременность ознакомления с проектом муниципального правового акта, не предусмотрено.

 Исходя из смысла ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании действий органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Заявитель оспаривает действия органов местного самоуправления по проведению публичных слушаний в порядке ст.254 ГПК РФ.

 В силу ст. 254 ГПК РФ оспаривание действий и решений органов местного самоуправления относится к делам из публичных правоотношений.

 В соответствии со ст. ст.3, 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется принцип осуществления народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ также закреплены общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, как одной из форм осуществления народом своей власти, в том числе и посредством проведения публичных слушаний.

 В соответствии со ст. 30 Устава МО Бирюлево-Восточное публичные слушания относятся к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

 Таким образом, публичные слушания представляют собой выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности.

 Как усматривается из нормы ч.1 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

 И только ч.2 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ является императивной нормой, предписывающей органам местного самоуправления проводить публичные слушания по ряду вопросов местного значения, в том числе и по принятию изменений в Устав муниципального образования.

 Таким образом, публичные слушания, будучи публично-правовым институтом, обеспечивающим открытое обсуждение общественно значимых вопросов, имеющих значение для населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования, тем не менее, не являются органом власти и результаты публичных слушаний не обладают признаками властного волеизъявления, поскольку в процессе проведения публичных слушаний каких-либо нормативных правовых документов, имеющих обязательный характер для всего населения муниципального образования, не принимается.

 Об этом свидетельствует и тот факт, что в соответствии с подразделом 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений», норм, предусматривающий порядок оспаривания публичных слушаний не предусмотрено.

 Публичные слушания в силу п.3 ст.28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ являются обязательной стадией в принятии нормативно-правового акта органом местного самоуправления, которым вносятся изменения или дополнения в Устав муниципального образования, то есть главный законодательный акт публичного образования, и поэтому в случае допущения нарушений органами местного самоуправления в проведения этой стадии, данное обстоятельство может служить лишь поводом к оспариванию принятого в последствии нормативного правового акта органом местного самоуправления, по поводу которого назначались публичные слушания.

 Поэтому публичные слушания, как таковые не могут быть предметом самостоятельного оспаривания.

 Об этом же свидетельствует и то обстоятельство, что главой 25 ГПК РФ предусмотрено право граждан на оспаривание действий органов местного самоуправления в целях восстановления их прав.

 Как установлено в судебном заседании заявитель оспаривает действия органов местного самоуправления по подготовке и проведению публичных слушаний от 16.12.2013 года и признании незаконными и недействительными итогов публичных слушаний.

 Между тем установлено, что публичные слушания 16.12.2013 года уже проведены.

 В соответствии с заключением публичных слушаний от 16.12.2013 г., участники публичных слушаний большинством голосов от принявших участие в голосовании рекомендуют принять местный бюджет.

 Таким образом, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, поэтому не могут иметь для заявителя властного волеизъявления и в связи с этим не могут нарушать его прав, так как результаты публичных слушаний сами по себе не принуждают заявителей к исполнению какой-либо обязанности.

 Нарушение порядка проведения и организации публичных слушаний или отсутствие проведения публичных слушаний, когда это является обязательным условием, может быть приведено, как основание для оспаривания нормативного правового акта, который был предметом обсуждения на публичных слушаниях и принят в последствии представительным органом местного самоуправления.

 В настоящее время такой нормативно-правовой акт заявителем не оспаривается.

 Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления, суд учитывает, что ФИО1 без уважительных причин пропущен 3-х месячный срок обжалования, что является самостоятельным основанием для отказа в заявлении.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать заявителю в удовлетворении заявления об оспаривании действий Главы муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы по проведению публичных слушаний и признании результатов публичных слушаний недействительными.

 Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 258 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Заявление ФИО1 об оспаривании действий Главы муниципального округа Бирюлево Восточное г. Москвы по проведению публичных слушаний по бюджету и признании незаконными результатов публичных слушаний, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда, путем подачи жалобы через Нагатинский районный суд г. Москвы, в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме.

 Федеральный судья О.Л. Рощин: