РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2015 года г.Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Бухашеева Д.А. при секретаре судебного заседания Бадаевой А.Р., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3752/2015 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска ФИО1 указала, что является неработающим пенсионером по старости с **.**.**. В Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области обратилась с заявлением о выплате компенсации стоимости проезда в размере рублей. Ответчиком заявление удовлетворено частично, произведена выплата компенсации в сумме рублей по маршруту следования . В выплате компенсации стоимости авиаперелета по маршруту следования в размере рублей отказано. Полагает, что отказ ответчика необоснован. Просила признать незаконным решение № от **.**.** об отказе в выплате компенсации к месту использования отпуска и обратно; взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по пути к месту использования отпуска и обратно в размере рублей по маршруту .
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования по доводам изложенным в исковом заявлении. Исковые требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности № СМ-09/23339 от **.**.** с полным объемом процессуальных прав сроком действия по **.**.**, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном возражении. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме на основании неполного указания паспортных данных истца в маршрутной квитанции. В связи с чем, данная маршрутная квитанция не соответствует установленной форме проездного документа, а потому не может быть принята к оплате.
Заслушав объяснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.
В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы 01.04.2005 Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».
Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правила определяют размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).
Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем определенного минимального уровня затрат на проезд транспортом в перечисленных в нем случаях. Так компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что ФИО1 является неработающим пенсионером по старости, проживающим в <...> - районе, приравненном к районам Крайнего Севера, что подтверждается пенсионным удостоверением №, трудовой книжкой выданной **.**.**, отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина РФ, то есть имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.
**.**.** истец обратилась в Управление ПФР (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, представила проездные документы.
Решением № от **.**.** истцу выплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда в размере рублей. К оплате не принят электронный авиа билет (стоимостью рублей) по маршруту следования , поскольку в нем паспортные данные указаны не полностью (Приказ Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117).
Суд не может согласиться с обоснованиями отказа в оплате компенсации, указанными ответчиком в решении № от **.**.**, а также письменных возражениях на исковое заявление.
Так, согласно маршрутной квитанции стоимость перелета классом «Стандарт» по тарифу «Эконом» по маршруту следования составила рублей. В маршрутной квитанции содержатся данные истца - пассажир ФИО1, частично указаны паспортные данные «», маршрут и дата перелета – **.**.**.
Факт присутствия истца на рейсе подтверждается посадочным талоном, кроме того не оспаривается представителем ответчика. В посадочных талонах класс авиаперелета указан кодом в виде литеры «R». Так, согласно Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющие соответствующие лицензии, который был утвержден приказом Минтранса России от 12.12.2011 года № 310, литера «R» соответствует экономическому классу перевозки (Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2012 г. N 23158).
Таким образом, оснований не доверять представленным истцом документам, подтверждающим стоимость проезда, у суда не имеется. Доказательств, свидетельствующих об ином размере стоимости проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса ответчиком суду не представлено.
Довод представителя ответчика о том, что основанием для отказа компенсации расходов является неполнота паспортных данных пассажира, указанных в маршрутной квитанции, суд не может признать состоятельным.
Согласно пункта 3 статьи 105 Воздушного кодекса РФ билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлены в приложении к Приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134 (далее - Приказ N 134). Билет имеет следующую структуру: электронный полетный купон (число купонов может составлять от одного до четырех - в зависимости от количества рейсов), электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). При этом наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции обязательно.
Маршрут/квитанция, электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире; наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату и время отправления рейса; наименования и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.
Пунктом 2 Приказа N 134 установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями денежных расчетов.
Являясь документом строгой отчетности, маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета.
Истицей суду представлена маршрутная квитанция на бумажном носителе, в котором указана стоимость перелета. Кроме того, в квитанции указано, что оплата произведена **.**.** с банковской карты «Visa №», принадлежащей ФИО1
Таким образом, суд находит, что истец подтвердила фактически понесенные ею расходы на оплату проезда маршрутом в размере рублей.
Факт пребывания истца в месте отдыха – ответчиком не оспаривается.
Статьями 37 и 39 Конституции РФ, установлены гарантии права человека и гражданина на социальное обеспечение.
Нормативные положения, содержащиеся в пунктах 3,10 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения пенсионерам- получателям трудовых пенсий по старости фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно лишь потому, что проездные документы оформлены неправильно. По смыслу статьи 34 Закона, юридически значимым является факт оплаты пенсионером проезда к месту отдыха и обратно.
Пунктом 7 разъяснений Минздравсоцразвития России от 11.08.2008 № 408н (ред. от 03.05.2012) «О применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории российской федерации и обратно, утвержденных постановлением правительства российской федерации от 1 апреля 2005 г. № 176», зарегистрированных в Минюсте России 11.11.2008 № 12607 предусмотрено, что возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении, предусмотренном пунктом 6.1 настоящих разъяснений, и обратно.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что решение пенсионного органа об отказе в полном возмещении расходов истца по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно не соответствует предназначению данной компенсации, как гарантирующей пенсионерам возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.
Таким образом в пользу истца подлежит взысканию компенсация понесенных расходов на оплату стоимости проезда по пути следования к месту отдыха и обратно в сумме руб.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска.
Исковое заявление, предъявленное к ПФР в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе содержало несколько требований различного характера.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
С учетом вышеизложенного, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины составит рублей (от суммы удовлетворенных исковых требований (*4% = ) и рублей (по требованию неимущественного характера), всего 700 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в доход городского бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № от **.**.** об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно в сумме рублей.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области государственную пошлину в доход городского бюджета в размере рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Бухашеев