ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3755/2013 от 04.10.2013 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело №2-3755/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Киров 04 октября 2013 года

Ленинский районный суд г.Кирова в составе:

председательствующего судьи Чинновой М.В.,

при секретаре Головниной Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Кирова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о признании бездействия незаконным и об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Кирова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о признании бездействия незаконным и об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений установлено, что в  ...  находятся ГТС  ...  пруда Номер изъят и используется как плотина-переезд, ГТС  ...  пруда Номер изъят - используется как противопожарный водоем, ГТС  ...  пруда Номер изъят - используется как противопожарный водоем. Гидроузлы  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят в реестре муниципальной собственности г. Кирова не числятся. Проверкой установлено, что гидроузлы  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят являются бесхозными, что подтверждается информациями администрации муниципального образования «Город Киров», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области и Западно-Уральского управления Ростехнадзора по Кировской области. Собственником указанных гидроузлов могут быть Российская федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническими сооружениями. Гидроузлы  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят расположены в границах муниципального образования «Город Киров».

В соответствии со ст. 40 Устава от имени муниципального образования владение, пользование и распоряжение имуществом муниципального образования «Город Киров» осуществляет администрация города и ее отраслевые (функциональные) органы. В собственности муниципального образования могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности МО в соответствии с федеральными законами, а также пруды на территории муниципального образования.

Вышеуказанные гидроузлы на балансе и в реестре муниципальной собственности города Кирова не числятся.

Данные гидроузлы не имеют собственника.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

В силу Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно п. 5 вышеуказанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Город Киров» должна обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества гидроузлов  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят.

Наличие на территории района бесхозных гидротехнических сооружений создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду неудовлетворительного технического состояния данных гидротехнических сооружений и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием.

Просит признать бездействие администрации МО «Город Киров», выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидроузлов  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,расположенных в  ... , незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - гидроузлов  ...  пруда  ... ,  ...  пруда Номер изъят  ...  пруда Номер изъят, расположенных в  ... .

В судебное заседание прокурор Кировской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика по доверенности Черезов М.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что администрацией принимаются меры по снятию с тех.учета гидроузлов Номер изъят, а также готовятся документы для постановки на учет гидроузлов Номер изъят. Считает, что бездействия администрации не имеется. Кроме того, законодательством предусмотрено право, а не обязанность принимать бесхозное имущество в муниципальную собственность. Представитель ответчика настаивает на рассмотрении дела в отсутствие истца.

Третье лицо представитель Управления Росреестра по Кировской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление указал, что в случае удовлетворения требований прокурора о постановке на учет в регистрирующем органе указанных объектов как бесхозяйных недвижимых вещей, данные объекты должны быть поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости».

Третье лицо представитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора по Кировской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Из указанного следует, что инициатива постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости должна исходить от органа местного самоуправления. Как следует из буквального толкования ст.225 ГК РФ, законодатель не связывает необходимость проявления такой инициативы с желанием или нежеланием органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления, как и государственные органы, выполняют свои функции в соответствии с потребностями населения соответствующей территории.

В статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ дано понятие сельского поселения и муниципального района:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Устава муниципального образования «Город Киров» (далее - Устав) муниципальное образование «Город Киров» -городское поселение, наделенного статусом городского округа.

Согласно ст. 2 Устава муниципальное образование включает непосредственно город Киров и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями; территория муниципального образования в городской черте подразделяется на 4 района: Ленинский, Октябрьский, Первомайский и Нововятский. Территории сельских населенных пунктов административно подчинены районам города.

Статьей 39 Устава экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального образования, а также имущественные права муниципального образования.

В соответствии со ст. 40 Устава от имени муниципального образования владение, пользование и распоряжение имуществом муниципального образования «Город Киров» осуществляет администрация города и ее отраслевые (функциональные) органы. В собственности муниципального образования могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности МО в соответствии с федеральными законами, а также пруды на территории муниципального образования.

Согласно акту Номер изъят от 15.07.2013г. осмотра  ...  прудов Номер изъят  ... , составленному старшим государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора совместно с помощником прокурора Ленинского района г.Кирова, имеется смещение ж\б блоков сборного портального верхнего оголовка на трубе водосброса дороничского пруда Номер изъят. У  ...  пруда Номер изъят имеется разрушение бетона верхнего портального оголовка трубчатого водосброса. У  ...  пруда Номер изъят шандоры трубчатого водосброса требуют замены. Акватория прудов покрыта водной растительностью.

Согласно актам инвентаризационного обследования гидроузла, составленным сотрудниками КОГБУ  ...  - экологами при участии начальника отдела безопасности и профилактики территориального управления администрации г.Кирова по Ленинскому району фактического назначение гидроузла  ...  пруда Номер изъят на ручье – плотина –переезд,  ...  пруда Номер изъят – противопожарное, рекреационное Предложено провести ремонт верхнего портального оголовка трубы водосброса пруда Номер изъят, назначить приказом лицо, ответственное за эксплуатацию водосброса и ГТС.

Согласно учетным карточкам инвентаризации ГТС  ...  прудов Номер изъят ни собственник, ни балансодержатель, ни эксплуатирующая пруд организация не установлены.

Таким образом, указанные пруды выполняют социально-значимую функцию, используются как плотина-переезд, и как противопожарные водоемы.

Согласно справке Администрации МО г.Киров от 12.07.2013г. Номер изъят в муниципальной собственности данные пруды не значатся.

Согласно справке Управления Росреестра по Кировской области от 15.07.2013г., сведения о зарегистрированных правах на объекты Гидроузлы  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят отсутствуют.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанные ГТС являются бесхозными.

Наличие на территории района бесхозных гидротехнических сооружений создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду неудовлетворительного технического состояния данных гидротехнических сооружений и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием.

Принимая во внимание, что нормативными правовыми актами обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на органы местного самоуправления, в настоящее время указанные выше объекты недвижимости не постановлены на учет как бесхозяйные, суд приходит к выводу суда о возложении обязанности на администрацию муниципального образования г.Киров по обращению с заявлением в Управление Росреестра по Кировской области о постановке на учет как бесхозяйного имущества указанных гидроузлов.

Рассматривая требование прокурора о признании незаконным бездействия Администрации г.Кирова в части непринятия мер по постановке на учет указанного выше бесхозяйного имущества, суд приходит к следующему.

Согласно протоколу совещания 03.09.2013г. по представлению прокуратуры Ленинского района от 12.08.2013г. принято решение направить запрос в отдел водных ресурсов по Кировской области  ...  БВУ о ликвидации гидротехнических сооружений прудов Номер изъят и Номер изъят и рекомендациях по обустройству и содержанию прудов Номер изъят и Номер изъят. Департаменту муниципальной собственности указано принять меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных ГТС пруды Номер изъят и Номер изъят, управлению благоустройства и транспорта подготовить паспорта на дороги, проходящие по дамбам прудов Номер изъят с последующей передачей технической документации в департамент муниципальной собственности и регистрации права собственности. В соответствии с письмом Департамента муниципальной собственности от 16.09.2013г. заместителю руководителя Западно-уральского управления Ростехнадзора во исполнение п.2 протокола совещания департаментом направлено письменное обращение в органы технической инвентаризации по предоставлению смет на проведение технической инвентаризации ТТС прудов Номер изъят. После предоставления смет будет сформирован пакет документов для передачи в Управление муниципального заказа для объявления котировки на проведение технической инвентаризации. После получения технической документации на водные объекты будет подготовлен пакет документов для постановки на учет указанных бесхозных объектов.

Таким образом, администрацией г.Кирова на момент рассмотрения дела в суде предприняты меры по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости –  ...  прудов Номер изъят.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации г.Кирова в части непринятия мер по постановке на учет указанного выше бесхозяйного имущества.

Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Кирова, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о признании бездействия незаконным и об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г. Кирова обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидроузлов  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят, расположенных в  ... . В удовлетворении требований прокурора о признании бездействия администрации МО «Город Киров», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидроузлов  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят,  ...  пруда Номер изъят, расположенных в  ... , незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в

окончательной форме через Ленинский районный суд г. Кирова.

Судья Чиннова М.В.

Мотивированное решение изготовлено 09.10.2013г.