УИД 38RS0031-01-2020-005043-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2021 года | г. Иркутск |
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Говоровой А.Н. при секретаре судебного заседания Тодорхоевой С.Б.,
с участием старшего помощника Байкало-Ангарского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Сенаторовой Е.Г., ответчика Шубина И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-530/2021 по иску Байкало-Ангарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шубину И.Л. о запрете эксплуатации судна,
установил:
Байкало-Ангарский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Шубину И.Л., в котором просил:
- запретить Шубину И.Л. эксплуатировать судно «Эндемик» (идентификационный номер судна ВС-02-232), в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения:
в Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра документов, подтверждающих годное техническое состояние судна; документов, предусмотренных пунктами 5, 6 статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а именно: документа о соответствии и об управлении безопасностью;
судовых документов, предусмотренных пунктами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 части 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а именно: мерительного свидетельства, свидетельства о минимальном составе экипажа судна, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, судовой роли, судового журнала, разрешения на судовую радиостанцию, судового санитарного свидетельства о праве плавания;
- запретить Шубину И.Л. эксплуатировать судно «Эндемик» (идентификационный номер судна ВС-02-232), в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до заключения договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (навигационный сбор) с ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»; до заключения договора страхования гражданской ответственности в соответствии со статьей 121 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Байкало-Ангарский транспортных прокурор указал, что в рамках полномочий, предоставленных приказом Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 15.05.2020 №27/23 «О закреплении поднадзорных объектов за аппаратом Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры и компетенции транспортных прокуратур», на основании приказа № от **/**/**** в навигацию 2020 года осуществило проверку судна т/х «Эндемик», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения федерального законодательства при эксплуатации в Байкало-Ангарском бассейне судна т/х «Эндемик», идентификационный номер ВС-02-232, регистрационный №, класс судна О 2,0, тип судна – разъездное судно, пассажировместимость – 12 человек, собственник судна – Шубин И.Л.
В ходе проведения проверки установлено, что судовой журнал на судне не ведется, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, свидетельство о классификации, акт о готовности судка к эксплуатации, мерительное свидетельство, свидетельство о минимальном составе экипажа судна, судовая роль, разрешение на судовую радиостанцию, свидетельство об управлении безопасностью отсутствуют, система управления судов не разработана. Кроме того, Шубиным И.Л. не заключен договор страхования гражданской ответственности.
Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля судовладельца за соблюдением норм и правил, регламентирующих безопасность на внутреннем водном транспорте.
Эксплуатация судна при отсутствии указанных документов создает угрозу загрязнения особо охраняемого природного объекта – озера Байкал, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, подвергает риску их жизнь и здоровье.
В судебном заседании старший помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Сенаторова Е.Г. иск поддержала, просила его удовлетворить.
В судебном заседании Шубин И.Л. иск признал.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, суд пришел к следующему.
Согласно основным понятиям, данным в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.
В пункте 2 статьи 34 КВВТ РФ указано, что подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.
Положениями статьи 34.1 КВВТ РФ также установлено, что эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов (пункт 5).
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов (пункт 6).
Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме (пункт 8).
В силу пункта 14 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденной приказом Минтранса России от 11.09.2013 №287, проверка системы управления безопасностью (СУБ) судовладельца осуществляется по заявке судовладельца в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов.
Приказом Минтранса России от 25.09.2012 №355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».
Согласно статье 39 КВВТ РФ предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 1).
Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предусмотренными пунктом 2 статьи 35 настоящего Кодекса (пункт 2).
В соответствии со статьей 40 КВВТ РФ администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте, а также информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности.
В пункте 1 статьи 14 КВВТ РФ указано, что на подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы, в том числе: мерительное свидетельство; свидетельство о минимальном составе экипажа судна; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; судовая роль; судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); судовое санитарное свидетельство о праве плавания.
Согласно пункту 4 статьи 121 КВВТ РФ эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности (далее - финансовое обеспечение) за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.
Судом установлено, что разъездное судно «Эндемик», идентификационный номер судна №, зарегистрированное в государственном судовом реестре **/**/****, принадлежит на праве собственности Шубину И.Л.
Приказом ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» № от **/**/**** назначена плановая (рейдовая) проверка судна «Эндемик» №, находящегося на .....
Согласно акту проверки/предписанию № от **/**/**** выявлен ряд нарушений на судне «Эндемик», в том числе отсутствие документов: свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна, судовая роль, судовой журнал, судовое санитарное свидетельство, разрешение на судовую радиостанцию, мерительное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, пассажирское свидетельство, свидетельство о годности судна к плаванию, свидетельство о классификации, документ о соответствии (судовая копия СУБ), судовое свидетельство об управлении безопасностью, страхование гражданской ответственности или банковская гарантия обеспечения гражданской ответственности. Судно не прошло технического осмотра. Зафиксировано полное отсутствие судовых документов, в нарушение требования статьи 14 КВВТ РФ.
В связи с выявленными нарушениями требований статьи 14 КВВТ РФ составлен протокол № от **/**/**** об административном правонарушении.
Свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации выдано **/**/****.
По сведениям Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от 20.10.2020 №ВСФ-04.2-518 07.10.2020 выдан акт внеочередного освидетельствования суда, следующий срок подтверждения 07.10.2022, техническое состояние негодное. Документа о соответствии разработанной и применяемой системы управления безопасностью судов Шубин И.Л, не имеет, заявок в филиал не поступало.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинении вреда в будущем является основанием для запрета деятельности, создающей такую опасность.
В судебном заседании ответчик иск признал.
На основании изложенного, принимая во внимание установленный в ходе судебного разбирательства факт отсутствия необходимых документов, свидетельствующий о наличии реальной угрозы создания аварийной ситуации при эксплуатации судна, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, состоянию окружающей среды, учитывая, что судно «Эндемик» находится в собственности Шубина И.Л., суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Иркутского района государственная пошлина в размере 1 800 руб. (с учетом признания иска ответчиком).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шубину И.Л. о запрете эксплуатации судна – удовлетворить.
Запретить Шубину И.Л. эксплуатировать судно «Эндемик» (идентификационный номер судна ВС-02-232), в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения:
- в Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра документов, подтверждающих годное техническое состояние судна; документов, предусмотренных пунктами 5, 6 статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а именно: документа о соответствии и об управлении безопасностью;
- судовых документов, предусмотренных пунктами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 части 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а именно: мерительного свидетельства, свидетельства о минимальном составе экипажа судна, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, судовой роли, судового журнала, разрешения на судовую радиостанцию, судового санитарного свидетельства о праве плавания.
Запретить Шубину И.Л. эксплуатировать судно «Эндемик» (идентификационный номер судна ВС-02-232), в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до заключения договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (навигационный сбор) с ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»; до заключения договора страхования гражданской ответственности в соответствии со статьей 121 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Взыскать с Шубина И.Л. в доход бюджета Иркутского района государственную пошлину в размере 1 800 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области.
Судья | А.Н. Говорова |
Решение суда в окончательной форме принято 11.02.2021.