ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3757/16 от 20.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-3757/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2016 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вовнобоя И.М. к Администрации г. Смоленска о понуждении к предоставлению муниципальных услуг,

установил:

Вовнобой И.М. обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о понуждении оказать ему и его семье услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма в г. Смоленске» и «Принятие на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. Смоленске». В обоснование заявленных требований Вовнобой И.М. указал, что ДД.ММ.ГГГГ им от лица всей его семьи были поданы заявление и документы для предоставления вышеуказанных муниципальных услуг. Однако письмом начальника жилищного управления Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении запрашиваемых муниципальных услуг по причине непредставления им необходимых документов. Истец полагает, что отказ в предоставлении услуг является незаконным и необоснованным, поскольку им представлены все необходимые документы для рассмотрения его заявления. Ответчиком в нарушение требований действующего законодательства не произведен сбор недостающих документов, нарушена процедура рассмотрения его обращения.

Истец Вовнобой И.М., его представитель Цыганкова С.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Новикова Н.С. в судебном заседании исковые требования Вовнобоя И.М. не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Порядок определения в Смоленской области размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также порядок признания в Смоленской области граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлены законом Смоленской области от 13 марта 2006 года № 5-з «О порядке определения в Смоленской области размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и о порядке признания в Смоленской области граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Согласно ч. 1 ст. 9 закона Смоленской области от 13 марта 2006 года № 5-з гражданин для решения вопроса о признании его малоимущим гражданином в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда или его представитель представляет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства гражданина или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина (при наличии многофункционального центра по месту жительства гражданина) заявление в письменной форме о признании его малоимущим и следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность гражданина; 2) справку о составе семьи гражданина; 3) документы о заработке гражданина и членов его семьи за расчетный период; 4) правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности гражданина и членов его семьи на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) документы, содержащие сведения о стоимости принадлежащих на правах собственности гражданину и членам его семьи транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения по транспортному налогу; 6) документы, подтверждающие получение согласия членов семьи гражданина или их законных представителей на обработку персональных данных указанных членов семьи; 7) документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина (если заявление и документы представляются представителем гражданина).

В силу ч.ч. 1.1, 1.2 ст. 9 закона Смоленской области от 13 марта 2006 года № 5-з уполномоченный орган местного самоуправления или многофункциональный центр в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления гражданином (его представителем) заявления, направляют межведомственные запросы в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами (далее - органы, организации), о представлении: 1) документов (сведений, содержащихся в них) о доходах, полученных гражданином и членами его семьи за расчетный период, с учетом требований статей 6 и 7 настоящего закона; 2) документов (сведений, содержащихся в них) о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи объектах движимого и недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и транспортному налогу; 3) документов (сведений, содержащихся в них), подтверждающих стоимость принадлежащего на правах собственности гражданину и членам его семьи недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу; 4) документа (сведений, содержащихся в нем), подтверждающего регистрацию гражданина по месту жительства на территории Смоленской области.

Гражданин (его представитель) вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган местного самоуправления или в многофункциональный центр указанные в части 1.1 настоящей статьи документы.

Сроки и последовательность административных процедур Администрации города Смоленска, осуществляемых по заявлению граждан о признании их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске, регулируются Административным регламентом Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске», утвержденным Постановлением Администрации города Смоленска от 08 августа 2011 года № 1492-адм (далее по тексту – Административный регламент № 1).

Пунктом 2.2.1 Административного регламента № 1 установлено, что предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией города Смоленска, непосредственно жилищным управлением Администрации города Смоленска в соответствии с Положением о жилищном управлении Администрации города Смоленска, а также в Смоленском областном государственном бюджетном учреждении «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» и в Промышленном филиале Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» в городе Смоленске.

Согласно п. 2.3.1, 2.3.2 Административного регламента № 1 результатом предоставления муниципальной услуги является: - признание гражданина малоимущим в целях принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в городе Смоленске; - отказ в признании гражданина малоимущим в целях принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в городе Смоленске.

Процедура предоставления муниципальной услуги завершается получением заявителем одного из следующих документов: выписки из постановления Администрации города Смоленска о признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городе Смоленске; выписки из постановления Администрации города Смоленска об отказе в признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городе Смоленске.

В соответствии с п. 2.4 Административного регламента № 1 муниципальная услуга предоставляется в срок не позднее 30 дней с момента обращения заявителя.

Перечень документов, которые заявитель должен предъявить самостоятельно для получения муниципальной услуги, и документов, которые он вправе представить самостоятельно, установлен в п. 2.6.2 Административного регламента № 1.

В силу п. 3 Административного регламента № 1 предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: а) прием и регистрацию документов заявителя; б) формирование и направление межведомственного запроса в органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги; в) рассмотрение представленных документов, проведение расчета и подготовку проекта постановления Администрации города Смоленска о признании или об отказе в признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске; г) направление (вручение) уведомления заявителю о признании или об отказе в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске, по форме согласно приложению № 2 к Административному регламенту.

В случае предоставления заявления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее по тексту - МФЦ) уведомление о признании или об отказе в признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске, направляется в МФЦ, если иной способ получения не указан заявителем.

Согласно п. 2.8 Административного регламента № 1 в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случаях: а) непредставления документов, определенных подпунктом 2.6.2.1 и пунктами 2.6.1 и 2.6.3 настоящего Административного регламента, отвечающих требованиям пунктов 2.6.6 – 2.6.8 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, указанных в пункте 2.6.5 настоящего Административного регламента; б) отсутствия у заявителя права на предоставление муниципальной услуги; в) ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если соответствующий документ не был предоставлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Сроки и последовательность административных процедур Администрации города Смоленска, осуществляемых по заявлению малоимущих граждан о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске регулируются Административным регламентом Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске», утвержденным Постановлением Администрации города Смоленска от 08 августа 2011 года № 1493-адм (далее по тексту – Административный регламент № 2).

Положения Административного регламента № 2 аналогичны по своему содержанию положениям Административного регламента № 1, в том числе в части порядка приема заявлений граждан о предоставлении муниципальной услуги и их регистрации, порядка рассмотрения заявлений о предоставлении муниципальной услуги и оснований для отказа в предоставлении муниципальных услуг.

Из материалов дела следует, что Вовнобой И.М. ДД.ММ.ГГГГ через СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о признании малоимущим с составом семьи, состоящей из 6 человек, в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске (л.д. 15-18).

Письменным сообщением жилищного управления Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении муниципальных услуг «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске» и «Принятие на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске» (л.д. 84-86).

Из письменного уведомления об отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальных услуг следует, что для рассмотрения вопросов о признании семьи Вовнобоя И.М. малоимущей и принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истцом не был представлен полный пакет документов.

Административными регламентами № 1 и № 2 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги (п. 2.8 Административного регламента № 1 и № 2).

Так, в соответствии с Административным регламентом № 1 основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: а) непредставление документов, определенных подпунктом 2.6.2.1 и пунктами 2.6.1 и 2.6.3 настоящего Административного регламента, отвечающих требованиям пунктов 2.6.6 - 2.6.8 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, указанных в пункте 2.6.5 настоящего Административного регламента; б) отсутствие у заявителя права на предоставление муниципальной услуги; в) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если соответствующий документ не был предоставлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Аналогичные положения содержатся в п. 2.8 Административного регламента № 2.

Между тем, Администрацией г. Смоленска не были соблюдены указанные выше Административные регламенты по предоставлению соответствующих муниципальных услуг, поскольку сотрудник, ответственный за прием и регистрацию документов заявителя, не уведомил заявителя о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги, не объяснил ему содержание выявленных недостатков в представленных документах. Доказательств обратного суду не представлено. В заявлении истца не указано на выявленные при приеме документов недостатки и (или) на факт отсутствия необходимых документов. При поступлении заявления и документов истца в жилищное управление Администрации г. Смоленска специалистом жилищного управления Вовнобою И.М. уведомление о недостаточности пакета документов не вручалось и не направлялось почтой, доказательств обратного ответчиком не представлено (п.п. 1.3.8, 3.1.3, 3.1.4 Административных регламентов № 1 и № 2).

Административные процедуры, предусмотренные регламентами, не были совершены Администрацией г. Смоленска и в части запроса документов в рамках межведомственного взаимодействия, соответственно, по существу в установленном законом порядке заявление Вовнобоя И.М. Администрацией г. Смоленска не было разрешено.

Отсутствие соответствующих документов при неуведомлении заявителя о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги, а также при невыполнении межведомственных запросов, не могло служить достаточным основанием для отказа в предоставлении муниципальных услуг.

Администрацией г. Смоленска не представлены доказательства обоснованности отказа заявителю в предоставлении испрашиваемых муниципальных услуг, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Вовнобоя И.М. к Администрации г. Смоленска о понуждении к предоставлению муниципальных услуг удовлетворить.

Обязать Администрацию города Смоленска предоставить Вовнобою И.М. и членам его семьи муниципальные услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске» и «Принятие на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске» в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий К.М. Макарова

Решение изготовлено 27 октября 2016 года.