ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3758/2022 от 16.09.2022 Железнодорожного городского суда (Московская область)

Мотивированный текст решения

изготовлен 16 сентября 2022 г.

Дело № 2-3758/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2022 года г. Балашиха

Железнодорожный городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Королевской Е.Д.,

при секретаре Петуховой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Мосэнергосбыт», ООО «МосОблЕИРЦ» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с названным иском, в котором просит суд обязать АО «Мосэнергосбыт» применять тариф на электрическую энергию с понижающим коэффициентом в размере 0,7 в отношении объема электрической энергии, потребляемой в жилом доме, расположенном на территории дачной застройки Земляника по адресу: , а так же обязать ООО «МосОблЕИРЦ» с 01 мая 2022 года произвести перерасчет платы за электрическую энергию с понижающим коэффициентом в размере 0,7 в отношении объема электрической энергии, потребляемой в указанном в жилом доме с 01 мая 2022 года.

Требования истец мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом. С 01 сентября 2018 г. истец является абонентом АО «Мосэнергосбыт», ей открыт лицевой счет для поставки электроэнергии по адресу: , ООО «АПХ «Кудиново», территория ЗАО «Кудиново», д.поле , кадастровый . В 2020 году ею был построен жилой дом. Она обратилась в Администрацию с заявлением об уточнении адреса жилого дома, в связи с чем, Постановлением Администрации Богородского городского округа Московской области от 16.03.2022 г. жилому дому присвоен новый адрес: Московская область, Богородский городской округ, зона (массив) дачной застройки Земляника, д. 146. В связи с изменением адреса с 01 мая 2022 года начисления платы за потребляемую электроэнергию стали осуществляться без применения понижающего коэффициента 0,7. Истец обратилась в ООО «МосОблЕИРЦ» с заявлением о произведении перерасчета потребленной энергии с применением понижающего коэффициента, однако ей было отказано. Считая свое право нарушенным, истец обратилась в суд.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель в судебном заседании иск поддержал, указав, что в феврале 2022 года ФИО1 получила письмо от ООО «МосОблЕИРЦ», в котором сообщалось о том, что с октября 2019 года территориальная единица «сельское поселение» упразднена, в связи с чем, изменились адреса объектов, ранее находящихся на территории сельских поселений. До упразднения сельских поселений к жилым объектам расположенным на их территории, применялся тариф для сельского населения. После упразднения сельских поселений основания для применения тарифа для сельского населения отсутствуют. Для применения тарифа с учетом понижающего коэффициента 0,724 предлагалось представить: правоустанавливающий документ, подтверждающий, что объект недвижимости является жилым домом (жилым строением) и расположен в населенном пункте; технический паспорт на жилое помещение, содержащий сведения о наличии стационарных электроплит для приготовления пищи и (или) электроотопительных установок, выданный БТИ. 27 апреля 2022 года ФИО1 был дан ответ в ООО «МосОблЕИРЦ», в котором сообщалось, что к ее лицевому счету 15439-217-15 ранее был привязан объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: поле , территория ЗАО «Кудиново». На земельном участке был построен жилой дом с кадастровым номером . В 2020 году по лицевому счету был применен понижающий коэффициент, в связи с отсутствием природного газа на земельном участке, а также осуществления отопления и приготовления пищи в жилом доме электроприборами – электрический котел и электроплита. Соответствующие документы ФИО1 были представлены. В настоящее время данным объектам присвоен новый адрес, в результате чего, земельный участок вошел в состав Богородского городского округа. ФИО1 просила не производить расчет платы без понижающего коэффициента, предоставив выписку из ЕГРП на объекты недвижимости, технический паспорт на жилой дом, в котором имеются сведения о наличии в жилом доме установленной стационарной электроплиты. Просил суд иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчиков АО «Мосэнергосбыт», ООО «МосОблЕИРЦ» в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая на то, что в настоящее время жилому дому истца присвоен адрес: . В период с 2015 г. по 2019 г. на территории Московской области проводилась реформа местного самоуправления, в рамках которой осуществлялось укрупнение муниципальных образований путем присоединения городских и сельских поселений к городским округам. С октября 2019 года территориальная единица «сельское поселение» упразднена, не является сельским населенным пунктом. В связи с чем, изменился адрес объектов, ранее находящихся в территории сельских поселений. До упразднения сельских поселений к жилым объектам, расположенным на их территории применялся тариф для сельского населения. После упразднения сельских поселений основания для применения тарифа для сельского населения отсутствуют. В настоящее время расчеты за потребляемую электроэнергию производятся без понижающего коэффициента. Тариф с учетом понижающего коэффициента может быть применен для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, для населения, проживающего в сельских населенных пунктах. В данном случае правовым основанием для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом 0,7 является оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Под понятием «в установленном порядке" понимается установка электрических плит в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией при наличии технической возможности. Самостоятельная установка бытовых электроплит не дает оснований для применения понижающего коэффициента 0,7 при оплате электроэнергии. В случае, если территория, на которой расположен жилой дом потребителя электроэнергии находится вне границ населенного пункта, сельского или городского, к таким потребителям невозможно применить тариф для сельской местности и тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами. ООО "МосОблЕИРЦ" является ненадлежащим ответчиком, осуществляет функции платежного агента, стороной правоотношений между плательщиками и поставщиками услуг не является. Просила суд в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Судом установлено, что 13 апреля 2018 года между ФИО3 и АО «Мосэнергосбыт» заключен договор электроснабжения индивидуального жилого дома (домовладения) по адресу:

С 01.09.2018 года лицевой счет переведен на имя ФИО1, договор энергоснабжения на письменном носителе не заключался. Данный договор заключен в порядке ст. 540 ГК РФ, п. 69 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 4432, которыми установлено, что договор энергоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети либо со дня возникновения права собственности или права пользования на жилое помещение.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 540 ГК РФ такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

В соответствии с публичным договором на подачу абоненту электрической энергии АО «Мосэнергосбыт», являющийся гарантирующим поставщиком Федеральной службы по тарифам РФ и стороной по вышеуказанному договору, приняло на себя обязательство поставлять в жилой дом по адресу:

Поставка электроэнергии истцу осуществляется на основании возмездного договора оказания услуг. Исполнителем коммунальных услуг по данному договору является АО «Мосэнергосбыт».

Обслуживание бытовых абонентов осуществляется ООО «МосОблЕИРЦ» на основании договора на оказание услуг по обслуживанию абонентов с АО «Мосэнергосбыт».

С 01 мая 2022 года начисления за потребляемую электроэнергию по лицевому счету истца производятся без применения понижающего коэффициента 0,7. (п. 1 приложения № 1 к Распоряжению Мособлкомцен от 20.12.2021 N 287-Р "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год").

Согласно выписки из ЕГРП от 11 апреля 2022 года, право собственности истца на жилой дом, расположенный по адресу: , зарегистрировано 13.11.2020 года (л.д. 28-31).

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1223 +/- 12 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, по адресу: Московская область, Богородский городской округ, зона (массив) дачной застройки Земляника, участок 146 (л.д. 24-27).

Постановлением Администрации Богородского городского округа Московской области от 16.03.2022 г. № 822 изменен адрес жилого строения с кадастровым номером - «» с присвоением нового адреса: д. 23). Указанные сведения внесены в ЕГРН.

22.02.2022 года ООО «МосОблЕИРЦ» истцу ФИО1 направлено письмо с просьбой для применения тарифа с учетом понижающего коэффициента 0,724 представить: правоустанавливающий документ, подтверждающий, что объект недвижимости является жилым домом (жилым строением) и расположен в населенном пункте; технический паспорт на жилое помещение, содержащий сведения о наличии стационарных электроплит для приготовления пищи и (или) электроотопительных установок, выданный БТИ.

27 апреля 2022 года ФИО1 в ООО «МосОблЕИРЦ» дан ответ, предоставлены правоустанавливающие документы и технический паспорт БТИ, получено менеджером ООО «МосОблЕИРЦ» ФИО4 28 апреля 2022 года.

На основании п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам от 20.12.2021 N 287-Р "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год" установлено, что у вышеуказанных категорий населения к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

Пунктом 3.3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 31.01.2013 № 11/2013-ОЗ (ред. от 28.12.2020) "Об административно-территориальном устройстве Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 17.01.2013 № 3/40-П) населенные пункты, находящиеся на территории Московской области, подразделяются на следующие типы: 1) городские населенные пункты; 2) сельские населенные пункты.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Московской области от 31.01.2013 № 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" к городским населенным пунктам относятся следующие категории населенных пунктов: 1) город областного подчинения; 2.1) город, административно подчиненный городу областного подчинения; 3) поселок городского типа областного подчинения (рабочий или дачный); 5) поселок городского типа, административно подчиненный городу областного подчинения (рабочий или дачный).

В силу ч. 3 ст. 4 этого же Закона к сельским населенным пунктам относятся следующие категории населенных пунктов: 1) село; 2) поселок; 3) деревня; 4) хутор; 5) слободка; 6) местечко.

Оценив представленные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истца.

Сторонами не оспаривалось, что ранее земельный участок истца имел адресный ориентир – д. Булгаково Ногинского района Московской области, что относилось к сельскому населенному пункту. Однако в последствии территории городских и сельских поселений были объединены и вошли в состав Богородского городского округа.

Таким образом, в состав Богородского городского округа вошли городские и сельские поселения.

Местоположение жилого дома истца, в связи с присвоением ему нового адреса, не изменено.

Кроме этого, установлено, что жилой дом принадлежащий истцу расположен в дачной застройке Земляника, ранее имеющий адресный ориентир – д. Булгаково Ногинского района Московской области. В жилом доме истца, согласно предъявленному техническому паспорту по состоянию на 20 апреля 2022 года, установлена стационарная электроплита, а также имеется электроотопительная система (электрокотел), техпаспорт изготовлен БТИ (л.д. 32-36).

Справкой АО «Мособлгаз» от 25.04.2022 года подтверждается отсутствие природного газа в зоне дачной застройки Земляника (л.д. 37).

В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 (ред. от 29.07.2020) "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)", наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.

Применение понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских пунктах в домах, обусловлено оборудованием в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.

Таким образом, отсутствие сведений в адресном ориентире на конкретный населенный пункт в данном случае, не имеет правового значения при отнесении истца, как потребителя электроэнергии, к категории потребителей, имеющих право на понижающий коэффициент при начислении платы.

Суд полагает, что требования истца в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Однако, оснований для удовлетворения требований истца к ООО "МосОблЕИРЦ" суд не усматривает, поскольку общество осуществляет функции платежного агента по приему платежей от физических лиц перед поставщиком, на основании договора на оказание услуг по обслуживанию абонентов, в оказании услуг не участвует, стороной в отношениях между плательщиком и поставщиком услуг не является, не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к АО «Мосэнергосбыт», ООО «МосОблЕИРЦ» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет – удовлетворить частично.

Признать действия АО «Мосэнергосбыт» по начислению платы за потребленную электроэнергию для абонента ФИО1 по лицевому счету без применения понижающего коэффициента с 01 мая 2022 года незаконными.

Обязать АО «Мосэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию с применением понижающего коэффициента 0,7 в отношении объема электрической энергии, поставленной абоненту с применением понижающего коэффициента 0,7 с 01 мая 2022 года.

В удовлетворении иска ФИО1 к ООО «МосОблЕИРЦ» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.

Судья Е.Д. Королевская