Дело № 2-375/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Эльхотово 23 декабря 2014 года
Кировский районный суд РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Рамоновой Б.К., с участием старшего помощника прокурора Кировского района ...3,при секретаре судебного заседания ...2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района РСО-Алания о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части
у с т а н о в и л:
Прокурор Кировского района РСО-Алания обратился в суд с указанным заявлением.
В обоснование своих требований указал, что в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы и дачи заключения поступил Проект решения Собрания представителей муниципального образования Кировский район «О налоге на имущество физических лиц».
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от ... №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановления Правительства РФ от ...г. ... «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», п. 2.2 приказа Генерального прокурора РФ ... от ... «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» и приказа Генеральной прокуратуры РФ от ...... «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», проект Решения изучен на соответствие федеральному законодательству и проведена его антикоррупционная экспертиза.
Согласно п.6. ст.З Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Пп.10 п.6 оспариваемого положения устанавливается срок уплаты налогоплательщиками налога на имущество физических лиц: «уплата налога налогоплательщиками производится не позднее 15 сентября, то есть окончательный срок уплаты - до 1 октября года следующего за истекшим налоговым периодом».
Вместе с тем, ст.409 Налогового кодекса устанавливает, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.п. «а» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ ... от ... - установление неопределенных требований к гражданам, является коррупциогенным фактором, устанавливающим завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.
Указанное, может создать ситуацию, при которой неуплата налога на имущество физических лиц в срок до 15 сентября года следующего за отчетным периодом для одних налогоплательщиков произвольно будет трактоваться как нарушение закона, а для других нет, что является недопустимым.
Таким образом, проект решения содержал коррупциогенный фактор и подлежал изменению в указанной части.
По результатам изучения проекта Решения прокуратурой района подготовлено отри цательное заключение, которое ... направлено председателю Собрания представителей МО ....
При таких обстоятельствах Собрание представителей МО ... обязано учесть указанные замечания и вынести на обсуждение проект Решения в исправленном виде.
Вместе с тем, в районной газете «Разма/Вперед» от ... официально опубликовано Решение Собрания представителей МО ... от ... ... «О налоге на имущество физических лиц», где в пп.10 п.6 Положения устанавливается срок уплаты налогоплательщиками налога на имущество физических лиц: «уплата налога налогоплательщиками производится не позднее 15 сентября, то есть окончательный срок уплаты - до 1 октября года следующего за истекшим налоговым периодом».
Таким образом, изменения в указанное решение не внесены, коррупциогенный фактор не исключен.
В соответствии с п.2 ст.З ФЗ от ... ... «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции относится законность.
Согласно п.2 ст.6 Федерального закона №273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного суда РФ ... от ... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п.8 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ главой 24 ГПК РФ не предусмотрен досудебный порядок рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части и судья не вправе возвращать заявление в связи с тем, что заявитель предварительно не обращался в орган или к должностному лицу, издавшим этот акт, по вопросу его отмены или изменения.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконного нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В данном случае коррупциогенный фактор в части установления срока в пп.10 п.6 Положения «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования ...» следует исключить.
В судебном заседании старший помощник прокурора ......3, действующий на основании поручения прокурора, заявления поддержал, просил признать недействующим пп.10 п.6 Положения « О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования ...», утвержденного решением Собрания представителей МО ... от 24. 10. 2014 года ... в части указания « 15 сентября, то есть окончательный срок уплаты - до»
Представитель Собрания представителей МО ......4, действующая на основании доверенности, требования прокурора признала, пояснила, что из прокуратуры поступило отрицательное заключение на проект НПА. Заключение было рассмотрено и проект решения Собрания представителей муниципального образования ... «О налоге на имущество физических лиц» был приведен в соответствие с законодательством в части, указанной в отрицательном заключении. ... на заседании Собрания представителей муниципального образования ... проект решения «О налоге на имущество физических лиц», соответствующий федеральному законодательству, был рассмотрен депутатами и принят единогласно. Однако в газету «Вперед» ошибочно направили первоначальный текст без исправлений, указанных в отрицательном заключении.
Суд не принимает признание заявления, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает, что признание представителем Собрания представителей МО ... заявления прокурора подлежит принятию, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а требования заявления прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания.
Требования по заявлению прокурора признаны представителем Собрания представителей МО ... в полном объеме. Установлено, что такое признание не противоречит положениям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц, требования заявителя основаны на соответствующих доказательствах, нашедших свое подтверждение в судебном заседании.
Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании требования заявителя ответной стороной и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 198 ГПК РФ, в случае признания заявления, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Кировского района о признании нормативного акта органа местного самоуправления недействующим в части удовлетворить.
Признать недействующим подпункт 10 п.6 Положения «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования Кировский район», утвержденного Решением Собрания представителей МО Кировский район от 24. 10. 2014 года ... в части « 15 сентября года, то есть окончательный срок уплаты - до».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО - Алания в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Рамонова Б.К.