ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-375/2014 от 09.04.2014 Грязинского городского суда (Липецкая область)

     Гражданское дело № 2-375/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 09 апреля 2014 г.                                                                                                г. Грязи

 Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

 председательствующего судьи Шегида Е.А.,

 при секретаре Некрасовой В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области Никитина М.Е. в интересах субъекта Российской Федерации - Липецкой области Российской Федерации в лице Управления финансов Липецкой области к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, главе администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Филиппову О.А. о признании решения органам местного самоуправления, действий главы органа местного самоуправления по финансированию работ по оборудованию многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии незаконными и взыскании денежных средств,

 УСТАНОВИЛ:

 И.о.Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области Никитин М.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском.

 В обоснование иска указано, что многоквартирный дом № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии в декабре 2010 г. - январе 2011 г. в соответствии с договором от 01.12.2010 г. о долевом финансировании проведения работ по установке приборов учета энергоресурсов в многоквартирных домах, заключенном между администрацией городского поселения г. Грязи и управляющей организацией ООО "ГУК "Центр". Установка прибора учёта производилась силами ООО "ГУК "Центр", стоимость работ составила <данные изъяты> руб. Указанный дом признан межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу 27.12.2011 г. 30.12.2011 г. администрацией городского поселения г. Грязи издано постановление № 470, которым утверждены результаты работы (заключение) межведомственной комиссии. Дом был включен в реестр аварийного жилья, расположенного на территории г. Грязи. Ранее, 15.11.2011 г., постановлением администрации городского поселения г. Грязи № 370 была утверждена муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Грязи, на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов", согласно разделу 5 которой указанный МКД подлежал расселению в течение 2013 г. Вышеобозначенным мероприятиям и решениям предшествовало издание 10.02.2005 г. за № 177 главой администрации Грязинского района постановления, которым был утвержден акт от 15.03.2004 г. междуведомственной комиссии по результатам обследования многоквартирного дома № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи. Согласно данному акту дом был признан ветхим. После этого многоквартирный дом № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи решением № 412 Грязинского районного совета депутатов 01.11.2007 г. был включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан Грязинского района из аварийного жилищного фонда. Согласно информации ОАО "Квадра" максимальный объем потребления тепловой энергии в многоквартирном доме № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи составляет менее 0,2 Гкал/час. Платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением энергетики и тарифов Липецкой области с банковского счёта № на банковский счёт администрации городского поселения г. Грязи № перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> руб.; наименование платежа: "ОКАТО № финансирование мероприятий по энергосбережению по р-ю адм обл от 15 10 2010г N 411-р НДС не обл". Платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения г. Грязи с банковского счёта № на банковский счёт ООО "ГУК "Центр" № перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> руб.; наименование платежа: "(№ Субсидия на установку приборов учета энергоресурсов в многоквартирных домах на территории городского поселения г. Грязи. НДС- нет". Расчёт взыскиваемой денежной суммы (цены иска) следующий: Стоимость работ, проводимых ООО "ГУК "Центр" по договору от ДД.ММ.ГГГГ г.: <данные изъяты> руб. Сумма денежных средств, уплаченных администрацией городского поселения г. Грязи в польщу ООО "ГУК "Центр" в счёт исполнения вышеуказанного договора: <данные изъяты> руб. Стоимость работ, проводимых ООО "ГУК "Центр" по договору от 0112.2010 г., в отношении многоквартирного дома №2 по ул. Осоавиахима г. Грязи: <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Размер финансирования администрацией городского поселения г. Грязи работ, проводимых ООО "ГУК "Центр" по договору от ДД.ММ.ГГГГ г.: 50%. Итого: <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Прокурором главе администрации городского поселения г. Грязи Филиппову О.А. 07.10.2013 г. за исх. № 276ж-13 внесено представление об устранении нарушений закона, на которое за исх. № 1236 от 15.11.2013 г. поступил отрицательный ответ. Исходя из изложенного, прокурор считает неправомерным решение ответчиков по финансированию работ по оборудованию многоквартирного дома № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи общедомовым прибором учета тепловой энергии в размере 50% от его стоимости, поскольку принятие такого решения, осуществление действий не только не соответствовало ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...", но и противоречило сущности принципа бюджетной системы, закрепленного в статьях 28, 31, 34 Бюджетного кодекса РФ. Согласно положению об Управлении финансов ЛО, утв. распоряжением администрации JIO от 24.08.2006 г. № 645-р Управление финансов JIO осуществляет операции со средствами областного бюджета; является администратором доходов в отношении межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Управление финансов Липецкой области обладает правами юридического лица.

 Прокурор просит: признать незаконными решение администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, действия главы администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Филиппова О.А., выразившиеся в подписании главой администрации Филипповым О.А. договора от ДД.ММ.ГГГГ г. о долевом финансировании проведения работ по установке приборов учета энергоресурсов в многоквартирных домах с ООО "ГУК "Центр" в части, касающейся финансирования администрацией городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области ООО "ГУК "Центр" работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи по данному договору в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; взыскать с администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области в пользу субъекта РФ - Липецкой области в лице Управления финансов Липецкой области в счёт возмещения ущерба, причинённого Липецкой области, <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

 В судебном заседании ст. помощник Грязинского межрайонного прокурора Мамонов А.В. иск поддержал по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить. Полагал, что срок давности для обращения в суд с данным иском не пропущен, поскольку прокурору стало известно о нарушении в октябре 2013 года по результатам проведения проверки по обращению гражданина ФИО6

 Представитель Управления финансов Липецкой области Усацких Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., иск поддержала и просила удовлетворить. Пояснила, что средства, предоставленные администрации г. Грязи в качестве субсидии из фонда энергосбережения, не являлись бюджетными средствами, однако являлись собственностью Липецкой области и находились в распоряжении - главного распорядителя: органа исполнительной власти - Управления энергетики и тарифов Липецкой области. Со стороны администрации г. Грязи отсутствовало нецелевое расходование выделенных средств, однако оно являлось неэффективным. Полагала, что, поскольку МКД № 2 по ул. Осовиахима был признан ветхим и объем потребления тепловой энергии в данном доме менее 0,2 Гкал/час, он не мог быть оборудован ОДПУ тепловой энергии. Администрация г. Грязи ввела в заблуждение Управление энергетики и тарифов Липецкой области относительно необходимости оборудования этого дома ОДПУ. Поскольку в настоящее время все поступления в бюджет области аккумулируются на едином счете, то денежные средства подлежат взысканию с городского поседения г. Грязи в пользу Липецкой области в лице Управления финансов Липецкой области.

 Представитель ответчика администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Петров И.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., и в предыдущем судебном заседании Луговских М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., иск не признали и пояснили, что собственники помещений в многоквартирном доме № 2 по ул. Осовиахима г. Грязи на общем собрании приняли решение об оснащении дома ОДПУ тепловой энергии, копию протокола общего собрания представили в администрацию города. Администрация обратилась адрес Управления энергетики и тарифов Липецкой области с просьбой о выделении субсидии на установку ОДПУ, в том числе, и в данном доме. Заявка была рассмотрена и одобрена. Дом был признан непригодным для проживания после принятия решения об оборудовании его ОДПУ тепловой энергии и выделения субсидии. 50% от стоимости работ по установке ОДПУ была оплачена жильцами. Удовлетворение иска повлечет необходимость демонтажа ОДПУ, поступившего в собственность жильцов, что будет являться для них убытками. До настоящего времени жильцы данного дома не переселены. Поэтому расходование средств на установку ОДПУ не являлось ни нецелевым, ни неэффективным. Также ответчик представил заявление, в котором просил применить последствия пропуска прокурором без уважительных причин трехлетнего срока исковой давности.

 Глава администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Филиппов О.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Представитель третьего лица Управления энергетики и тарифов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. В предыдущем судебном заседании пояснил, что иск является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Представил письменные объяснения и отзыв, в которых указано, что термин «главный распорядитель» вытекает из положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. Фонд энергосбережения действовал на территории Липецкой области в соответствии с постановлением Главы администрации Липецкой области от 29 апреля 1999 г. № 70 «О порядке консолидации и использовании средств на энергосбережение» до 10 августа 2011 г. (постановление Главы администрации Липецкой области от 21 июля 2011 г. № 258). Согласно п. 2.3 Положения о порядке консолидации и использования средств на энергосбережение, утв. постановлением Главы администрации Липецкой области от 29 апреля 1999 г. № 70, денежные средства консолидировались на специальном счете (счет сумм по поручениям). Данный счет был открыт в ГРКУ ГУ ЦБ г. Липецка. В соответствии с указанным постановлением фонд формировался за счет отчислений энергоснабжающих организаций. То есть указанные денежные средства не являлись бюджетными средствами. Исходя из этого термин «главный распорядитель бюджетных средств» к данному спору не применим. Согласно п. 1.2 того же Положения одним из основных направлений финансирования за счет средств фонда являлось мероприятие по оснащению потребителей приборами учета расхода энергетических ресурсов. Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 28 сентября 2010 г. было принято решение установить узел учета тепловой энергии. Данное решение общего собрания в установленном порядке никем из собственников не оспорено, следовательно, оно является законным и подлежит исполнению. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261- ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» требования об обязательной установке приборов учета используемых энергетических ресурсов не распространяются (то есть не обязательны к оснащению приборов учета) на ветхие, аварийные объекты. Законом 261-ФЗ не ограничены права собственников многоквартирного дома по установке приборов учета в аварийном доме. 50% стоимости прибора учета оплачено собственниками многоквартирного дома. Сам прибор учета после его установки и введения в эксплуатацию является собственностью жильцов многоквартирного дома и частью общего имущества многоквартирного дома. Установка прибора учета способствует установлению фактического потребления ресурса, что соответствует выполнению требований ст. 544 ГК РФ. Фонд энергосбережения, из которого были перечислены денежные средства, в настоящее время прекратил свое существование (с 10 августа 2011 года).

 Представитель третьего лица ООО «ГУК «Центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1). Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2).

 Судом установлено, что дом № 2 по ул. Осовиахима г. Грязи Липецкой области, является двухэтажным, 15-квартирным, год постройки - 1958 г.

 Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что постановлением главы администрации Грязинского района от 10.02.2005 г. № 177 утвержден акт межведомственной комиссии от 15.03.2004 г. по результатам обследования многоквартирного дома № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи, согласно которому дом был признан ветхим.

 Решением Грязинского районного совета депутатов 01.11.2007 г. № 412 "О муниципальной адресной Программе по переселению граждан Грязинского района из аварийного жилищного фонда" дом № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи был включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан Грязинского района из аварийного жилищного фонда. Выполнение Программы предполагалось в 2008 - 2010 годах.

 Судом установлено, что в 2008-2010 г.г. граждане, проживающие в данном доме, переселены не были.

 Общим собранием в форме заочного голосования собственников помещений многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Осовиахима г. Грязи Липецкой области от 28 сентября 2010 г. было принято решение установить узел учета тепловой энергии на инженерные коммуникации на вводе дома, утвердить сметную стоимость состава и объема работ, порядок софинансирования, профинансировать за счет средств собственников жилых помещений работы в размере 50% (сметная стоимость на тепловой счетчик <данные изъяты> руб.), включить узел учета в состав общего имущества.

 Данное решение общего собрания ни кем не оспорено и не отменено.

 По смыслу ст. 166 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей по состоянию на сентябрь 2010 г., установка общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) не относится к перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

 Администрация городского поселения город Грязи 16.09.2010 г. обратилась в Управление энергетики и тарифов Липецкой области с просьбой выделить на условиях софинансирования денежные средства из Фонда Энергосбережения в размере 13 500 000 руб. на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также автоматизированных тепловых пунктов в жилых домах г. Грязи (всего 97 домов), в том числе в доме № 2 по ул. Осовиахима г. Грязи в сумме <данные изъяты> руб.

 На основании распоряжения администрации Липецкой области от 15.10.2010 г. № 441-р в целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" администрации городского поселения город Грязи из фонда энергосбережения на выполнение энергосберегающих мероприятий выделено <данные изъяты> тыс. руб. на авансирование работ по установке 81 ОДПУ тепловой энергии и 16 автоматизированных тепловых пунктов в многоквартирных домах г. Грязи.

 Платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Управление энергетики и тарифов Липецкой области перечислило денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. администрации городского поселения г. Грязи на указанные цели.

 ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения г. Грязи и ООО «ГУК «Центр» был заключен договор о долевом финансировании проведения работ по установке прибора учета энергоресурсов в многоквартирных домах, в соответствии с которым доля предоставляемой субсидии в расходах на проведение работ по установке приборов учета энергоресурсов в многоквартирном доме составила <данные изъяты> руб. Стоимость работ по установке ОДПУ в доме № 2 по ул. Осовиахима г. Грязи составила <данные изъяты> руб.

 Платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения г. Грязи на счёт ООО "ГУК "Центр" перечислена субсидия на установку приборов учета энергоресурсов в многоквартирных домах на территории городского поселения г.Грязи в размере <данные изъяты> руб.

 Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ о приемке выполненных работ по оснащению общедомовым прибором учета дому № 2 по ул. Осовиахима г. Грязи за март 2011 г. указанные работы были выполнены, их стоимость составила <данные изъяты> руб.

 27.12.2011 г. межведомственной комиссией при администрации г. Грязи указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрацией городского поселения г. Грязи от 30.12.2011 г. № 470 утверждено заключение межведомственной комиссии и дом был включен в реестр расположенного на территории г. Грязи аварийного жилья, подлежащего сносу.

 Постановлением администрации городского поселения г. Грязи от 15.11.2011 г. № 370 утверждена муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Грязи, на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов". В рамках реализации данной программы были запланированы мероприятия на 2013 год: улица Осоавиахима, дом N 2. Количество и площадь ликвидируемого аварийного жилья: квартира N 10 общей площадью 27,1 кв. м. Число переселяемых семей - 1. Число переселяемых граждан - 5 человек. Планируемый срок переселения - 2013 год.

 Судом установлено, что данный дом до настоящего времени не расселен. Начисление и взимание платы за отопление жильцам этого дома производится исходя из показаний ОДПУ, что подтверждается ответом ОАО «Квадра» на запрос суда.

 Оценив вышеуказанные обстоятельства и нормы законодательства, действовавшего в период установки в ОДПУ в доме № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные системам централизованного теплоснабжения, и не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (ч. 1). До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5).

 Из буквального толкования указанных норм закона следует, что собственники помещений в многоквартирных домах, за исключением ветхих, аварийных домов, домов подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также домов, объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал в час, были обязаны в срок до 1 июля 2012 года оборудовать дом ОДПУ.

 Однако это не свидетельствует о том, что собственники помещений в многоквартирных домах, признанных ветхими, аварийных домов, домов подлежащих сносу или капитальному ремонту, а также домов, объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал в час, лишены права на установку ОДПУ.

 Сторонами не оспаривалось, что муниципальная адресная Программа по переселению граждан Грязинского района из аварийного жилищного фонда, утв. решением Грязинского районного совета депутатов от 01.11.2007 г. № 412, рассчитанной на период 2008 - 2010 гг., в части переселения граждан, проживавших в дом № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи, реализована не была. На основании муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Грязи, на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов" подлежали переселению в течение 2013 года жильцы только 1 квартиры - квартиры № 10. То есть данный дом не подлежал сносу до 1 января 2013 года.

 Судом установлено, что объем потребления тепловой энергии многоквартирного дома № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи составляет менее 0,2 Гкал в час. Данный вывод следует из представленных филиалом ООО «Квадра» - «Восточная генерация» сведений о фактическом потреблении тепловой энергии по данному дому. Так, за период, с февраля 2013 г. по март 2014 г. объем потребления тепловой энергии дома составлял от 0,0156 до 0,0307 Гкал в час (из расчета: объем потребленной тепловой энергии по показаниям ОДПУ за месяц / количество дней в месяце / 24 (часа в сутках)).

 Как установлено судом, собственники жилых помещений на общем собрании 28.09.2010 г. приняли решение установить узел учета тепловой энергии на инженерные коммуникации на вводе дома, что соответствует компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, определенной в ст. 44 Жилищного кодекса РФ.

 Прямого запрета субсидировать установку ОДПУ в многоквартирных жилых домах с объемом потребления тепловой энергии менее 0,2 Гкал в час Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ не содержит.

 В соответствии с п. 11 ст. 13 данного закона субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части.

 Следовательно, установка ОДПУ в многоквартирном доме с объемом потребления тепловой энергии менее 0,2 Гкал в час с использованием субсидии за счет средств субъекта РФ возможна при наличии двух условий: наличие волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме и наличие выраженного в надлежащей форме согласия субъекта РФ о выделении денежных средств.

 Применительно к установке ОДПУ в многоквартирном доме № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи оба эти условия соблюдены.

 Так, до 10 августа 2011 г. в Липецкой области действовало Положение о порядке консолидации и использования средств на энергосбережение (Приложение к постановлению главы администрации Липецкой области от 29 апреля 1999 г. N 70), которое предусматривало, что одним из основных направлений финансирования энергосбережения являлось оснащение потребителей приборами учета расхода энергетических ресурсов (п. 1.2). Средства энергосбережения формировались за счет отчислений энергоснабжающих организаций по нормативам, утвержденным РЭК (п. 2.1). Средства энергосбережения должны были расходоваться по предложениям РЭК на основании распоряжений главы администрации области в пределах сумм, поступивших на счет сумм по поручениям РЭК области (п. 3.1). Региональная энергетическая комиссия осуществляла отбор энергосберегающих проектов и представляла администрации области предложения о выделении средств для финансирования программ и мероприятий по энергосбережению (п. 3.2).

 По состоянию на 2010 год правопреемником Региональной энергетической комиссии являлось Управления энергетики и тарифов Липецкой области.

 Таким образом, субсидия на установку ОДПУ в многоквартирном доме № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи была предоставлена за счет средств фонда энергосбережения, не являвшихся бюджетными средствами Липецкой области, на основании распоряжения администрации области, по результатам оценки Управлением энергетики и тарифов Липецкой области предложения, внесенного администрацией городского поседения город Грязи в связи с принятием решения об установке ОДПУ собственниками жилья.

 То есть нецелевого расходования бюджетных денежных средств Липецкой области администрацией городского поселения город Грязи допущено не было.

 Также суд полагает, что администрацией городского поселения город Грязи не было допущено неэффективного расходования указанных денежных средств, поскольку, как установлено судом, граждане, проживающие в многоквартирном доме № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи, до настоящего времени не переселены, ОДПУ используется с марта 2011 года по настоящее время, что отвечает установленному в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ принципу эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для признания действий ответчиков незаконными не имеется, а потому иск прокурора не подлежит удовлетворению.

 Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в иске является пропуск прокурором срока исковой давности для обращения в суд.

 В силу ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" установленные положениями ГК РФ (в редакции данного Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.

 На основании п. 1 ст. 196 о

 бщий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

 Прокурор, в силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), вправе и, одновременно, обязан при выполнении возложенных на него полномочий осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

 В силу закона прокурор выполняет возложенный на него функции на постоянной основе, поэтому обязан своевременно выявлять нарушения закона и принимать меры к их устранению.

 Договор о долевом финансировании проведения работ по установке прибора учета энергоресурсов в многоквартирных домах, в соответствии с которым израсходована субсидия на проведение работ по установке приборов учета энергоресурсов в многоквартирном доме № 2 по ул. Осовиахима г. Грязи, был заключен между администрацией городского поселения г. Грязи и ООО «ГУК «Центр» ДД.ММ.ГГГГ Денежные средства перечислены на счёт ООО "ГУК "Центр" по платёжному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ

 Следовательно, должным образом выполняя возложенные законом обязанности, прокурор с указанных дат имел возможность узнать об установке ОДПУ в доме, признанном аварийным. Поэтому, довод прокурора о том, что он узнал о нарушении при проведении проверки в октябре 2013 г., суд находит несостоятельным.

 Из материалов прокурорской проверки следует, что в 2011 году начальником отдела экономики, бухгалтерского учета и отчетности администрации г. Грязи ФИО10 помощнику Грязинского межрайонного прокурора были переданы для изучения в подлиннике договор о долевом финансировании проведения работ по установке прибора учета энергоресурсов в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенный между администрацией городского поселения г. Грязи и ООО «ГУК «Центр», со всеми приложениями к нему.

 Кроме того, в Грязинскую межрайонную прокуратуру 25.03.2013 г. поступало коллективное обращение жителей дома № 2 по ул. Осовиахима г. Грязи с просьбой провести проверку по факту законности установке ОДПУ (вх. № 276ж-2013), которое было перенаправлено в иной орган. 09.09.2013 г. в прокуратуру поступило повторное обращение жителя данного дома по тому же вопросу.

 Ввиду этого, прокурор имел возможность в течение трехлетнего срока давности со дня совершения оспариваемых действий узнать о них.

 Иск прокурора поступил в суд 12.02.2014 г., то есть за пределами срока исковой давности, пропущенного прокурором без уважительных причин, а потому в удовлетворении исковых требований суд отказывает.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении искового заявления и.о.Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области Никитина М.Е. в интересах субъекта Российской Федерации - Липецкой области Российской Федерации в лице Управления финансов Липецкой области к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, главе администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Филиппову О.А. о признании незаконными решения администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, действия главы администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Филиппова О.А., выразившихся в подписании главой администрации Филипповым О.А. договора от ДД.ММ.ГГГГ о долевом финансировании проведения работ по установке приборов учета энергоресурсов в многоквартирных домах с ООО "ГУК "Центр" в части, касающейся финансирования администрацией городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области ООО "ГУК "Центр" работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 2 по ул. Осоавиахима г. Грязи по данному договору в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и взыскании с администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области в пользу субъекта РФ - Липецкой области в лице Управления финансов Липецкой области в счёт возмещения ущерба, причинённого Липецкой области, <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. отказать.

 Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления прокурора через Грязинский городской суд Липецкой области.

            Судья        подпись                       Е.А. Шегида

 Мотивированное решение

 изготовлено 14.04.2014 года