ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-375/2016 от 29.03.2016 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-375/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2016 года

г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Вороновой В.М.,

при секретаре судебного заседания Чернухиной Е.В.,

с участием представителя ответчика АО «Камчатэнергосервис» ФИО1,

представителя третьего лица ООО «Альянс» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 Саттар кызы к акционерному обществу «Камчатэнергосервис» о признании незаконным бездействия по не оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, возложении обязанности произвести действия по оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась с вышеуказанным иском в суд к ответчику акционерному обществу «Камчатэнергосервис», в котором просила суд признать незаконным бездействие ответчика по не производству действий по оснащению общедомовыми приборами учета: тепловой энергии, горячей и холодной воды <адрес> в г. Вилючинске, обязать АО «Камчатэнергосервис» произвести действия по оснащению общедомовыми приборами учета: тепловой энергии, горячей и холодной воды <адрес> г. Вилючинске, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в размере 10000 рублей, штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке.

В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником жилого помещения – <адрес> в г. Вилючинске и потребителем коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, которые ей предоставляет ресурсоснабжающая организация АО «Камчатэнергосервис». Указанный многоквартирный дом общедомовыми приборами учета (далее ОДПУ): тепловой энергии, горячей и холодной воды не оборудован. Ответчик АО «Камчатэнергосервис» является ресурсоснабжающей организацией, между тем в нарушение п. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении» до настоящего времени ответчик не произвел действий по оснащению общедомовыми приборами учета: тепловой энергии, горячей и холодной воды <адрес> в г. Вилючинске, что, по мнению истца, нарушает ее права и законные интересы, как потребителя коммунальных услуг и как собственника жилого помещения в данном многоквартирном доме, на начисление ей платы исходя из показаний общедомовых приборов учета, на оснащение дома ресурсоснабжающей организацией общедомовыми приборами учета и оплату равными долями в течении пяти лет с даты их установки расходов указанной организации на установку этих приборов учета.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Альянс».

Истец ФИО3 извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы письменного отзыва на иск, в котором полагала, что в силу положений пп. 11 ст. 11, ч. 4 ст. 12, ч. 5 ст. 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 161, 162 и п.п. 16, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 06 мая 2011 года №354 мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, при этом обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, то есть на управляющую компанию ООО «Альянс», которая осуществляет управление многоквартирным домом, где находится жилое помещение истца, и которая независимо от действий собственников жилых помещений обязана принять все необходимые меря для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Полагала, что положение ст. 13 Федерального Закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к АО «Камчатэнергосервис» применяться не могут, так как обязанность по оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учета возложена на управляющую организацию ООО «Альянс». Дополнительно суду пояснила, что АО «Камчатэнергосервис» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предоставляет населению Вилючинского городского округа, в том числе и истцу, проживающей в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска, коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, производит начисления и расчеты с потребителями за предоставленные коммунальные услуги. Данные действия АО «Камчатэнергосервис» производит как ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договоров с потребителями является обязательным, поскольку многоквартирный <адрес> присоединен к централизованным сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся по договору аренды, заключенному ДД.ММ.ГГГГ с МУП «ГТВС», во владении АО «Камчатэнергосервис», при этом до настоящего времени договоры приобретения коммунальных ресурсов управляющей организацией ООО «Альянс» с ними не заключены. Пояснила, что у АО «Камчатэнергосервис» нет данных об оборудовании многоквартирного <адрес> общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, теплоносителя и холодной воды, в связи с чем, все расчеты на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время производятся по нормативу потребления. Также указала, что владение энергосетями является временным, срок аренды имущественного комплекса оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, после указанного срока они не будут являться ресурсоснабжающей организацией и следовательно не будут поставлять в указанный многоквартирный дом коммунальные ресурсы и получать за них плату. Также пояснила, что на обращение истца об оснащении <адрес> г. Вилючинска ОДПУ ей был направлен письменный ответ, в котором ей разъяснено, что в соответствии с п. 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 она не является лицом, уполномоченным собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома на обращение с такими требованиями, в связи с чем, в оснащении дома ОДПУ ей было отказано. Просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель ответчика ООО «Альянс» ФИО2 в судебном заседании исковые требования полагал необоснованными. Считал, что установка общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов отнесена к работам, проводимым в рамках капитального ремонта многоквартирного дома, в связи с чем, установка данных приборов учета в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска должны осуществляться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов в Камчатском крае. Считал, что оснований для проведения ООО «Альянс» работ по оснащению указанного многоквартирного дома общедомовыми приборами учета не имеется, так как собственники до настоящего времени такого решения об оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета (далее ОДПУ) за счет средств по текущему ремонту не принимали. Пояснил, что многоквартирный <адрес> г. Вилючинска ОДПУ по горячей воде, холодной воде и тепловой энергии не оборудован, такие приборы в доме отсутствуют, каких-либо мер к их установке ООО «Альянс» не предпринимал, ни с какой организацией, в том числе и с ответчиком, соответствующие договоры не заключал. Также пояснил, что многоквартирный <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени находится у ООО «Альянс» в управлении, по дому избран способ управления управляющей организацией, однако ООО «Альянс» до настоящего времени к предоставлению коммунальных услуг по указанному дому, в том числе истцу, не приступил в виду незаключения договоров ресурсоснабжения, в связи с чем, коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и отоплению до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись МУП «ГТВС», а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предоставляются АО «Камчатэнергосервис».

Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд определил дело рассмотреть в отсутствие истца, просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав представителя ответчика АО «Камчатэнергосервис», представителя третьего лица ООО «Альянс», исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам государственную защиту их прав и свобод, и устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений.

Обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, в связи с чем цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам с 01 сентября 2012 года регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг № 354), которые устанавливают права и обязанности исполнителей и потребителей, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг; порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, в свою очередь потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, при этом счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.

В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 261-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, что распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (ч. 1 ст.13)

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст.13).

Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила ), следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, ФИО3 является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес> в г. Вилючинске на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.6, 63), истец зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Фонда капитального строительства Камчатского края, многоквартирный <адрес> г. Вилючинска 1972 года постройки, следовательно, указанный дом введен в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данное обстоятельство никем из участников по делу не оспаривалось.

Постановлением администрации Вилючинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ единой теплоснабжающей организацией в Вилючинском городском округе было определено МУП «ГТВС», а постановлением администрации Вилючинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ГТВС» было определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа (п. 2 Постановления) (л.д. 65, 66).

Решением Арбитражного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ГТВС» признан несостоятельным (банкротом) в отношении данного предприятия открыто конкурсное производство, которое до настоящего времени не окончено, предприятие до настоящего времени не ликвидировано.

Акционерное общество «Камчатэнергосервис» с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица, с основным видом деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными видами деятельности: передача пара и горячей воды, удаление и отработка сточных бытовых вод, распределение воды, сбор и отчистка воды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановки на учет в налоговом органе, копией Устава.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между МУП «ГТВС» (Арендодатель), в лице конкурсного управляющего ФИО4, действующего на основании определения Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-2528/2012 от ДД.ММ.ГГГГ, и АО «Камчатэнергосервис» (Арендатор), в лице генерального директора ФИО5, действующего на основании Устава, был заключен Договор аренды имущества, в соответствии с которым Арендодатель передал за обусловленную сторонами плату во временное владение и пользование Арендатора на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имущественный комплекс, используемый в целях обеспечения потребителей на территории Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами

Согласно п.п. 4.2.2, 4.2.3, 8.1 Договора аренды Арендатор обязуется использовать имущество в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность имущества и его поддержание в исправном состоянии, своими силами осуществлять обслуживание переданного Имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе осуществлять оперативно-техническое обслуживание, текущий ремонт (аварийно-восстановительные работы), нести расходы, связанные с обеспечением Имущества электрической энергией, на закупку и поставку топлива для котельной. Одновременно с принятием имущества непосредственно используемого для производства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Арендатор принял на себя обязательства обеспечить потребителей Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, а также заключить договора поставки топлива в необходимом количестве для бесперебойного прохождения отопительного периода.

При рассмотрении дела представитель АО «Камчатэнергосервис» подтвердила, что согласно условиям вышеназванного Договора аренды, весь имущественный комплекс ДД.ММ.ГГГГ был фактически передан АО «Камчатэнергосервис» и с данного времени именно последнее юридическое лицо осуществляет на территории Вилючинского городского округа продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, отведение сточных бытовых вод, а также обеспечивает бесперебойное предоставление населению Вилючинского городского округа коммунальных услуг: по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, в подтверждение чего был представлен акт приема-передачи имущества.

Из материалов дела следует, что на основании обращения конкурсного управляющего МУП «ГТВС» от ДД.ММ.ГГГГ, заявки генерального директора АО «Камчатэнергосервис» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении АО «Камчатэнергосервис» статуса единой теплоснабжающей организации на территории Вилючинского городского округа (л.д.21), постановлением администрации Вилючинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ГТВС» признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации и одновременно постановлено провести мероприятия по присвоению данного статуса АО «Камчатэнергосервис» (л.д.67).

Постановлением администрации Вилючинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ АО «Камчатэнергосервис» определено с ДД.ММ.ГГГГ гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах Вилючинского городского округа, при этом постановление администрации ВГО от 24 сентября 2013 года № 1340 об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа МУП «ГТВС» признанно утратившим силу (л.д. 22).

Постановлением администрации Вилючинского городского округа от 11 января 2016 года № 2 АО «Камчатэнергосервис» определено единой теплоснабжающей организацией Вилючинского городского округа, в свою очередь п. 2 постановления администрации ВГО от 20 февраля 2013 года № 255 признан утратившим силу (л.д. 23).

При рассмотрении дела установлено, что многоквартирный <адрес> г. Вилючинска присоединен к централизованным сетям обеспечения энергетическими ресурсами: тепловой энергией, горячей водой, холодной водой, также дом присоединен к централизованной сети водоотведения.

Из представленных суду документов, пояснений представителей ответчика АО «Камчатэнергосервис» ФИО1 и третьего лица ФИО2 следует, что до ДД.ММ.ГГГГ централизованные сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, к которым присоединен указанный многоквартирный дом, находились во владении у МУП «ГТВС», а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находятся во владении по договору аренды у АО «Камчатэнергосервис».

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ непосредственный способ управления многоквартирным домом был изменен, собственниками выбран способ управления - управляющей организацией, договор на предоставление услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома с ООО «Альянс» (ИНН <***>) с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, а также принято решение о заключении с ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом с ООО «Альянс» (ИНН <***>).

ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска и ООО «Альянс» (ИНН <***>) заключен договор управления многоквартирным домом, согласно условиям которого управляющая организация ООО «Альянс», по заданию собственников помещений, в течение действия данного договора за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске предоставлять коммунальные услуги после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг.

Доказательств, свидетельствующих, что избранный на общем собрании собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ способ управления домом по <адрес> – управление управляющей организации, до настоящего времени не реализован или в настоящее время прекращен (изменен), суду не представлено. Также как отсутствуют доказательства расторжения или прекращения с ООО «Альянс» договорных отношений, основанных на вышеуказанном Договоре управления.

При рассмотрении дела установлено, что ООО «Альянс» (ИНН <***>), как управляющая организация, до настоящего времени коммунальные услуги по многоквартирному дому по <адрес> г. Вилючинска потребителям, проживающим в указанном многоквартирном доме, не предоставляет, так как договоры о приобретении коммунальных ресурсов с МУП «ГТВС», а впоследствии с АО «Камчатэнергосервис» до настоящего времени не заключены, в связи с чем, коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись непосредственно ресурсоснабжающей организацией МУП «ГТВС», а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предоставляются ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис», которая в свою очередь с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время производить расчеты с потребителями коммунальных услуг, о чем выставляет соответствующие квитанции.

Из доводов искового заявления, пояснений лиц, участвующих в деле, представленной суду квитанции на оплату коммунальных услуг (л.д. 6 оборот) установлено, что коммунальные услуги, такие как отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение по многоквартирному дому по <адрес> г. Вилючинска фактически предоставляются, вместе с тем учет поставляемых в дом в целях предоставления коммунальных услуг коммунальных ресурсов, таких как: горячая вода, тепловая энергия, холодная вода, надлежащим образом до настоящего времени не ведется ввиду не оснащения многоквартирного дома общедомовыми приборами учета указанных ресурсов.

Постановлением администрации ВГО от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Установка коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных домах в Вилючинском городском округе на 2010-2012 годы» (л.д. 24-52).

Из указанной целевой программы следует, что основной ее целью является повышение качества жизни граждан путем стимулирования процесса энергосбережения при предоставлении коммунальных ресурсов (п. 2.1). Для достижения поставленной цели необходимо, в том числе, проведение с 2010 года по 2012 год работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета согласно адресному перечню многоквартирных домов, включенных в Программу (Приложение № 2) (п. 2.4). Мероприятия Программы реализуются за счет средств краевого, местного бюджетов и внебюджетных источников. Одним из условий предоставления субсидий управляющим организациям является наличие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установке коллективного (общедомового) прибора учета. Пунктом 3.3. Программы также установлены критерии отбора многоквартирных домов для участия в Программе, а также предусмотрено софинансирование мероприятий Программы за счет средств собственников жилых помещений в объеме не менее 5 % от сметной стоимости работ по установке ОДПУ, что должно быть подтверждено протоколом общего собрания собственников жилых помещений. Планируемые показатели выполнения работ установлены на 2010-2012 годы.

Из Приложения к данной программе усматривается, что <адрес> подал заявку на участие в данной программе, в то же время собственниками жилых помещений данного дома решение о софинансировании работ по оснащению дома ОДПУ не принято, решения об установке таких приборов не принималось.

В дальнейшем Постановлениями администрации Вилючинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в указанную долгосрочную муниципальную программу, согласно которым многоквартирный <адрес> г. Вилючинска в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих оснащению ОДПУ по тепловой энергии и горячей воде, включен не был.

Представитель третьего лица ФИО2 пояснил, что многоквартирный дом до настоящего времени не оборудован ОДТУ по тепловой энергии, горячей воде, холодной воде.

Таким образом, обстоятельства того, что до настоящего времени многоквартирный <адрес> в установленном законом порядке не оборудован общедомовыми приборами учета горячей воды, холодной воды и тепловой энергии, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела и ответчиком не опровергнуты.

Доказательств, свидетельствующих о принятии с ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией многоквартирного <адрес> каких-либо мер направленных на оснащение указанного многоквартирного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячей воды, холодной воды, заключение договоров по установке, поверке, ремонту, замене, эксплуатации приборов учета используемых многоквартирным домом указанных энергетических ресурсов, суду не представлено.

При рассмотрении дела представитель ООО «Альянс» ФИО2 считал, что в настоящее время совершать действия по установке общедомовых приборов учета в указанном доме ООО «Альянс» не обязан, поскольку собственники не приняли решение проведении работ по оснащению их дома ОДПУ и о финансировании таких работ за счет средств текущего ремонта, в связи с чем, такие работы должны осуществляться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края в рамках проведения капитального ремонта дома, который в отношении данного дома планируется не ранее 2020 года.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в многоквартирный <адрес> коммунальные ресурсы: горячая вода, холодная вода, тепловая энергия является АО «Камчатэнергосервис», в свою очередь организацией, осуществляющей управление указанным многоквартирным домом, с ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Альянс», при этом как АО «Камчатэнергосервис» с ДД.ММ.ГГГГ, так и ООО «Альянс» с ДД.ММ.ГГГГ было достоверно известно, что в нарушение требований Федерального закона № 261-ФЗ обязательный учет поставляемых в указанный многоквартирный дом энергоресурсов (горячая вода, холодная вода и тепловая энергия) соответствующими приборами учета не ведется, поскольку общедомовые приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в доме не установлены и как следствие не допущены в эксплуатацию.Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 обратилась с письменным заявлением на имя руководителя АО «Камчатэнергосервис» в котором простила оснастить жилой <адрес> г. Вилючинска, где находится ее жилое помещение <адрес>, ОДПУ тепловой энергии, горячей и холодной воды.

Согласно пояснений представителя ответчика ФИО1 истцу ФИО3 был дан ответ о том, что она не уполномочена собственниками на подачу от их имени заявки для заключения договора на оснащение многоквартирного дома ОДПУ.

Приказом Минэнерго РФ от 07 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», определены особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (далее Порядок заключения договора № 149).

В силу п. 3 Порядка заключения договора № 149 договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

При этом к заявке в обязательном порядке предоставляются документы, подтверждающие полномочия лица ее подписавшего, либо документы, подтверждающие право собственности на объект заказчика, подлежащего оснащению ОДПУ (п.п. 6, 7 указанного порядка).

Сведений о том, истец ФИО3 на момент обращения к ответчику с заявлением об оснащении ОДПУ многоквартирного <адрес> г. Вилючинска являлась лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме, либо лицом, уполномоченным представлять интересы всех собственников помещений указанного дома, в материалах дела не имеется, из пояснений представителя ответчика ФИО1, данных в судебном заседании, следует, что таких сведений при обращении в АО «Камчатэнергосервис» истцом ресурсоснабжающей организации представлено также не было.

Таким образом, судом при рассмотрении дела установлено, что до настоящего времени ни собственниками помещений многоквартирного <адрес>, ни управляющей организацией ООО «Альянс», ни ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис», а до ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающей организацией МУП «ГТВС», не обеспечено надлежащее оснащение указанного многоквартирного дома общедомовыми приборами учета используемых воды и тепловой энергии, их готовность и ввод в эксплуатацию.

Доказательств, опровергающих вышеизложенные выводы и обстоятельства, суду не представлено.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, были обязаны до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии,) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38(1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 38(1) Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с ч.12 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Частью 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также определено, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ, если это потребовало от организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Из системного толкования данных норм следует, что законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета, при этом собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение своих домов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года, в случае невыполнения данных требований Закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество, в свою очередь собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подпунктом «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

Согласно пп. «и», «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном <адрес> содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

В свою очередь, в случае не устранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета.

Доказательств, подтверждающих совершение собственниками помещений указанного дома, в лице уполномоченного представителя, или управляющей организацией ООО «Альянс», как лица ответственного за содержания общего имущества многоквартирного дома, действий, направленных на оснащение многоквартирного <адрес> г. Вилючинска общедомовыми приборами учета тепловой энергии, холодной воды и горячей воды, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Доказательств, отсутствия технической возможности для установления коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды и холодной воды в <адрес> г. Вилючинска, также как и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих установки таких проборов учета, в том числе и указанных в п. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, суду не представлено. Кроме того наличие технической возможности для установки ОДПУ в <адрес> г. Вилючинска следует из целевой программы «Установка коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных домах в Вилючинском городском округе на 2010-2012 годы».

Таким образом, поскольку собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес> г. Вилючинска в установленный законом срок действия по исполнению предусмотренной Федеральным законом № 261-ФЗ обязанности в части оснащения указанного многоквартирного дома общедомовыми приборами учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии и ввод их в эксплуатацию не исполнены, управляющей организацией ООО «Альянс» меры, направленные на соблюдение требований законодательства об энергосбережении, не принимаются, суд приходит к выводу, что в силу п. 12 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ организация, сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного <адрес> г. Вилючинска, которая в настоящее время осуществляет снабжение указанного многоквартирного дома водой и тепловой энергией обязана совершить действия по его оснащению общедомовыми приборами учета поставляемых энергетических ресурсов.

При таких обстоятельствах, установив, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время именно АО «Камчатэнергосервис» является организацией, которая осуществляет снабжение населения Вилючинского городского округа коммунальными ресурсами (тепловой энергией, горячей водой и холодной воды) и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного жилого <адрес>, суд в целях соблюдения прав истца на учет коммунальных ресурсов потребляемых многоквартирным домом, объем которых подлежит распределению между всеми собственниками жилых и нехилых помещений указанного дома, считает необходимым возложить обязанность произвести действия по оснащению многоквартирного <адрес> общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии, горячей воды и холодной воды именно на АО «Камчатэнергосервис».

При этом возлагая вышеуказанную обязанность на АО «Камчатэнергосервис», суд исходит их доводов истца, которая связывает нарушение своих прав именно с не оснащением многоквартирного дома, в котором расположено её жилое помещение, соответствующими общедомовыми приборами учета, в связи с чем, не соблюдаются положение Федерального закона № 261-ФЗ и не ведется надлежащий учет поставляемых в дом коммунальных ресурсов, в результате чего она лишена права на внесение платы, за потребленные коммунальные услуги исходя из показания таких приборов, в свою очередь Федеральный закон № 261-ФЗ в ситуации, когда обязанность по оснащению многоквартирного дома ОДПУ собственниками в установленный срок не выполнена и ее выполнение, в рассматриваемом случае, исходя из позиции управляющей организации ООО «Альянс», в ближайшее время не предполагается, устанавливает обязанность ресурсоснабжающей организации, осуществляющей снабжение водой, тепловой энергией указанного многоквартирного дома произвести данные действия по оснащению дома приборами учета используемых энергетических ресурсов, что направленно, в том числе на соблюдение прав собственников помещений и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.

Приведенное правовое регулирование также вытекает из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Доводы представителя ответчика АО «Камчатэнергосервис» Кленковой о том, что установка общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов отнесена к работам по текущему ремонту многоквартирного дома, то есть должна выполняться управляющей организацией ООО «Альянс», а также доводы представителя третьего лица ФИО2 о том, что данные работы должны быть произведены за счет средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Камчатском крае, суд находит не состоятельными, поскольку действия по оснащению многоквартирного <адрес> общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, которые собственниками и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в установленный в Законе срок самостоятельно не совершены, должны быть произведены именно той организацией, которая осуществляет снабжение и передачу данных коммунальных ресурсов независимо от воли собственников, за их счет и без заключения с собственниками или от их лица с управляющей организацией соответствующего письменного договора.

При рассмотрении дела достоверно установлено, что на момент передачи имущественного комплекса от МУП «ГТВС» и АО «Камчатэнергосервис», последнему было известно, что часть многоквартирных домом Вилючинского городского округа ОДПУ не оборудованы, следовательно, несмотря на наличие такой обязанности МУП «ГТВС» до ДД.ММ.ГГГГ указанные действия не произвело, вместе с тем АО «Камчатэнергосервис» приняло имущество и приступило к поставке коммунальных ресурсов, что в свою очередь свидетельствует и о принятии АО «Камчатэнергосервис» обязанностей, которые ранее не были исполнены МУП «ГТВС», но исполнение которых предусмотрено ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, при этом каких-либо условий предусматривающих, что МУП «ГТВС» обязано после ДД.ММ.ГГГГ совершать действия по оснащению многоквартирных домов ОДПУ Договор аренды, заключенный между МУП «ГТВС» и АО «Камчатэнергосервис» не содержит.

Кроме того указанные работы производятся не за счет поступающей платы за поставленные коммунальные ресурсы, а отдельно за счет средств собственников помещений многоквартирного дома, которые самостоятельно указанную обязанность не исполнили, что в свою очередь не препятствует АО «Камчатэнергосервис» и после окончания срока аренды имущества в установленном законом порядке получить оплату, произведенных по многоквартирному дому работ направленных на его оснащение общедомовыми приборами учета, в том числе и от лица, осуществляющего управление многоквартирным домом.

Таким образом АО «Камчатэнергосервис», являясь с ДД.ММ.ГГГГ организацией, которая осуществляет снабжение коммунальными ресурсами (тепловой энергии, горячей водой и холодной воды) и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного жилого <адрес>, во исполнение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ, располагая сведениями о не оснащении указанного многоквартирного дома общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, установив, что в течении двух месяцев к ним обращений от управляющей организации на оборудование дома общедомовыми приборами учета так и не поступило, обязано в настоящее время осуществить действия по оснащению указанного многоквартирного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячей воды и холодной воды.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя требования о возложении на АО «Камчатэнергосервис» обязанности произвести действия по оснащению многоквартирного <адрес> общедомовыми приборами учета, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено ответчиком.

С учетом обстоятельств дела, требований разумности, объема работ по установке общедомовых приборов учета, необходимости оформления технической документации и проведения самих работ, суд находит целесообразным установить срок в течении 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок суд находит достаточным для исполнения АО «Камчатэнергосервис» требований п. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В то же время оснований для признания незаконным бездействия АО «Камчатэнергосервис» по не производству действий по оснащению многоквартирного <адрес> общедомовыми приборами учета, у суда не имеется, поскольку за прошедший период, с момента как АО «Камчатэнергосервис» приступило на территории Вилючинского городского округа к деятельности ресурсоснабжающей организации (с ДД.ММ.ГГГГ), прошел незначительный промежуток времени, в свою очередь обращение истца к ответчику за оборудованием указанного дома ОДПУ имело место только ДД.ММ.ГГГГ, после чего истец незамедлительно обратилась в суд с настоящим иском, при этом ФИО3, как указано выше, не являлась лицом, уполномоченным выступать заказчиком по договору об установке ОДПУ в многоквартирном доме, где находится ее жилое помещение, что также не может быть расценено судом как незаконность бездействия ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований истца, изложенных в п. 1 просительной части ее искового заявления о признании незаконным бездействия ответчика по не производству действий по оснащению общедомовыми приборами учета: тепловой энергии, горячей и холодной воды <адрес> в г. Вилючинске, не имеется.

При этом суд учитывает, что сам по себе факт отсутствия в многоквартирном доме ОДПУ по горячей, холодной воде и тепловой энергии не свидетельствует о незаконности бездействия ответчика, при этом именно бездействие самих собственников помещений указанного многоквартирного дома повлекло за собой не оснащение до настоящего времени многоквартирного <адрес> соответствующими ОДПУ, в результате чего у ответчика, приступившего с ДД.ММ.ГГГГ к исполнению обязанностей ресурсоснабжающей организации, в силу п. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ возникла обязанность выполнить указанные действия в целях устранения выявленного нарушения требований об учете используемых собственниками помещений энергетических ресурсов с применением приборов учета.

Кроме того суд находит несостоятельными доводы истца о том, что ответчиком нарушено ее право на оплату равными долями в течение пяти лет с даты установки ОДПУ расходов ответчика на их установку, поскольку никаких доказательств данному со стороны истца суду не представлено, при этом из положения ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ также не следует, что после ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного дома автоматически лишаются права оплачивать равными долями в течении пяти лет с даты установки ОДПУ расходов понесенных ресурсоснабжающей организацией на установку ОДПУ.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей за нарушение ее прав, как потребителя коммунальных услуг, а также штрафа за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку рассматриваемые правоотношения сторон в данном случае не основаны на положениях Закона РФ «О защите прав потребителей», а регламентированы Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вытекают из отношений по исполнению ресурсоснабжающей организацией своей обязанности по оснащению многоквартирного дома, снабжение которого коммунальными ресурсами она осуществляет, общедомовыми приборами учета в виду неисполнения самими собственниками в установленный срок своих обязанностей.

При этом, несмотря на то, что АО «Камчатэнергосервис» в виду незаключения управляющей организацией ООО «Альянс» с ответчиком договоров ресурсоснабжения, по отношению к истцу в силу пп. «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является исполнителем коммунальных услуг, вместе с тем свои требования о возложении на ответчика обязанности оснастить многоквартирный <адрес> общедомовыми приборами учета истец основывает на положениях ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, которые правоотношения сторон по предоставлению коммунальных услуг, как между исполнителем и потребителей, не регламентируют.

Кроме того, как указанно выше, правоотношения сторон в рассматриваемом случае связанны с неисполнением самими собственниками помещений многоквартирного дома в установленный срок своих обязанностей по оснащению своего многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, что в свою очередь возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность осуществить вместо собственников деятельность по установке, замене, эксплуатации общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых ответчик осуществляет, за счет собственников.

То есть, обязанность ресурсоснабжающей организации произвести указанные в п. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ действия не вытекает из договорных правоотношениях, возникающих при определенных обстоятельствах между ресурсоснабжающей организацией, как исполнителем коммунальных услуг, и собственником помещения в многоквартирном доме, как их потребителем таких услуг, а фактически рассматриваемые правоотношения направленны на повышение энергосбережения и вытекают из осуществления ресурсоснабжающей организацией своей деятельности по снабжению водой, тепловой энергией по своим сетям инженерно-технического обеспечения непосредственно присоединенным к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, подлежащего в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона № 261-ФЗ оснащению общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов, при этом ответчик, в рассматриваемой ситуации, может и не являться исполнителем коммунальных услуг в отношении тех коммунальных ресурсов которыми он снабжает дом.

Иных оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа истцом ФИО3 в иске не указанно, данные требования на иных обстоятельствах, которые бы свидетельствовали о нарушении со стороны ответчика неимущественных прав истца, причинения ей нравственных или физических страданий, истцом необоснованны.

Доказательств нарушения со стороны ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, прав ФИО3, как потребителя коммунальных услуг, истцом суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче иска в суд, истцом ФИО3 государственная пошлина не уплачена.

Доказательств тому, что ответчик подлежит освобождению от уплаты судебных расходов, суду представлено не было.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что требования истца удовлетворены частично, однако принимая во внимание, что судом удовлетворено требование ФИО3 о возложении на ответчика обязанности оснастить многоквартирный жилой <адрес> г. Вилючинска общедомовыми приборами учета: тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, остальные требования истца являлись производными от вышеназванных, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика АО «Камчатэнергосервис» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 Саттар кызы к акционерному обществу «Камчатэнергосервис» о признании незаконным бездействия по не оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, возложении обязанности произвести действия по оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, взыскании штрафа, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Обязать акционерное общество «Камчатэнергосервис» в течении 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести действия по оснащению многоквартирного жилого <адрес> г. Вилючинска общедомовыми приборами учета: тепловой энергии, горячей воды и холодной воды.

В удовлетворении исковых требований ФИО3 Саттар кызы о признании незаконным бездействия акционерного общества «Камчатэнергосервис» по не производству действий по оснащению общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды <адрес> в г. Вилючинске, взыскании компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя в размере 10 000 рублей, взыскании штрафа за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке, - отказать за необоснованностью.

Взыскать с акционерного общества «Камчатэнергосервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

подпись

В.М. Воронова