ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-375/2021 от 22.04.2022 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Анадырь 22 апреля 2022 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,

при секретаре Григорьевой А.В.,

с участием:

представителей истца Минакова С.П. по доверенности Беловой Н.М., Астахова А.И.,

представителей ответчика ГУ МЧС России по Чукотскому АО по доверенности Туровец К.В., Чепурнова Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-63/2022 по исковому заявлению Минакова Сергея Петровича к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Чукотскому автономному округу о возложении обязанности установить заработную плату с применением к ней районного коэффициента и северной надбавки, перерасчете заработной платы с 1 января 2020 года до момента принятия решения судом, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и материальной помощи, компенсации морального вреда,

установил:

Минаков С.П. обратился в суд с указанным иском и с учетом его уточнений просил суд возложить на Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Чукотскому автономному округу (далее - ГУ МЧС России по Чукотскому АО) обязанности по установлению ему заработной платы в размере 32 000 рублей, определенном в подпункте «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» от 2 июля 2019 года № Пр-1180 с применением к ней районного коэффициента и северной надбавки, по перерасчету заработной платы за период с 1 января 2020 года по 15 ноября 2021 года, по осуществлению выплат Минакову С.П. ежегодной материальной помощи, предусмотренной подпунктом 4.5 пункта 4 Приложения № 4 Приказа МЧС России № 747 от 14 декабря 2019 года в соответствии с пунктом 5 Приложения № 4 Приказа МЧС России № 747 от 14 декабря 2019 года, а также взыскать с ГУ МЧС России по Чукотскому АО в его пользу недоначисленную и недовыплаченную заработную плату в сумме 599 045 рублей 03 копейки, материальную помощь в соответствии с Приказом МЧС России № 747 от 14 декабря 2019 года в сумме 51 864 рубля за 2020 год и 53 419 рублей 92 копейки за 2021 год, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. В обоснование исковых требований Минаков С.П. указал, что с 01.01.2020 по настоящее время работает в пожарно-спасательной части № 5 ГУ МЧС России по Чукотскому АО в должности пожарного 3-его класса. Согласно трудовому договору от 31.12.2019 и дополнительному соглашению к нему от 01.10.2020 ему установлен ежемесячный должностной оклад в размере 8 903 рубля 32 копейки, а также районный коэффициент к заработной плате и северная надбавка за работу в районах Крайнего Севера. Подпункт «г» пункта 1 перечня поручений Президента РФ по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» от 2 июля 2019 года № Пр-1180 содержит поручение: «обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 году до 24 000 рублей в месяц, а с 2020 года - до 32 000 рублей в месяц. В соответствии с письмом заместителя министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 01.07.2019 уровень оплаты труда работников ФПС должен быть доведен до 24 000 рублей в месяц. Из этого письма следует, что размер увеличения оплаты труда работников ФПС ГПС главных управлений МЧС России по субъектам РФ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, рассчитывается как разница между 24 000 рублей и суммой должностного оклада, и установленных приказом МЧС России от 28.12.2015 № 700 начисленных выплат компенсационного и стимулирующего характера за вычетом районного коэффициента и процентной надбавки. На полученную разницу производится начисление оплаты труда. Поскольку данное письмо издано в период действия приказа МЧС России от 28.12.2015 № 700, то его действие распространяется на приказ МЧС России от 14.12.2019 № 747. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивалась, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). Действующее законодательство также предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317) и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (часть первая статьи 10 и часть первая статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации. Поскольку Правительство Российской Федерации данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют - в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, - принятые до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. Наряду с этим сохраняют свое действие нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентные надбавки для работающих в отдельных регионах с особыми климатическими условиями. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника. В нарушение действующего законодательства с 01.01.2020 работодатель не применял районный коэффициент и северную надбавку к доплате, доводящие уровень оплаты труда до 32 000 рублей по поручению Президента РФ от 2 июля 2019 года № Пр-1180, и производил выплату ежегодной материальной помощи без учета районного коэффициента и процентной надбавки. Недобросовестные действия ответчика причинили истцу нравственные страдания, которые выразились в беспокойстве, нервном напряжении, плохом сне и проблемах в семье. Истец был угнетен и разочарован игнорированием ответчика поручения Президента РФ и невыполнение его в полном объеме, в связи с чем испытывал сильное эмоциональное напряжение, разочарование в системе МЧС России. С учетом изложенного просил суд удовлетворить его исковые требования в полном объеме (т. 1 л.д. 1-8).

В возражениях на иск ответчик ГУ МЧС России по Чукотскому АО просил отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме, поскольку уровень оплаты труда Минакова С.П. превышает 32 000 рублей, северная надбавка и районный коэффициент начисляется на фактический заработок, включающий все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, а к выплатам, не входящим в состав заработка, предусмотренного системой оплаты труда, районный коэффициент и процентная надбавка в местностях с особыми климатическими условиями не применяются, материальная помощь в состав заработной платы не входит, к ней не применяются районный коэффициент и процентная надбавка в силу положений ст. 315 и 129 ТК РФ (т. 1 л.д. 115-119).

В отзыве на исковое заявление третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) просило в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме по следующим основаниям. В обеспечение доведения уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России до 32 000 рублей с 2020 года ежемесячно высчитывается разница между 32 000 рублями и начисленной заработной платой работников, которая компенсируется разовой премией. Приказом МЧС России от 14.12.2019 № 747 не предусмотрена разовая премия, в связи с чем начисление северной надбавки и районного коэффициента на нее не осуществляется. Материальная помощь в состав заработной платы не входит. В соответствии с письмом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ-дсп при выплате материальной помощи районный коэффициент и процентная надбавка не применяются. Главное управление исполняет в полном объеме подпункт «г» пункта 1 перечня поручений Президента РФ (т. 1 л.д. 181-182).

В судебное заседание истец Минаков С.П. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом просил рассмотреть дело без своего участия.

В судебном заседании представители истца Минакова С.П. по доверенности Белова Н.М. и Астахов А.И. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представители ответчика ГУ МЧС России по Чукотскому АО Туровец К.В. и Чепурнов Д.О. просили отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, МЧС России явку своего представителя не обеспечило, о его времени и месте уведомлено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрение дела в отсутствие своего представителя (т. 2 л.д. 18, 19, 5).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 ТК РФ).

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5 статьи 129 ТК РФ).

В силу частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с положениями частей 5 и 6 статьи 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» приказом МЧС России от 28 декабря 2015 года № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 1); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 2); условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 3); порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 4).

Согласно пункту 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 4) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, годовой фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: окладов (тарифных ставок), в том числе окладов руководителей учреждений, - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд); выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в размере; выплат стимулирующего характера для учреждений и организаций МЧС России в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании); единовременных выплат стимулирующего характера, осуществляемых на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств.

Согласно пункту 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 2) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера: занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В пункте 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 3) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Согласно пункту 6 Порядка фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке в случаях: увеличения (индексации) окладов; изменения штатов (штатных расписаний, перечней); существенных изменений условий оплаты труда; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; установления главным распорядителем бюджетных средств повышающего коэффициента к фонду оплаты труда.

С 10 января 2020 года вступил в силу приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» (далее - приказ МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747), которым приказ МЧС России от 28 декабря 2015 года № 700 признан утратившим силу.

Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747 утверждены: Размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 1); Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 2); Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 3); Порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 4).

В приложении 1, утвержденном приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747, приведены размеры должностных окладов работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно пункту 1 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее - Порядок) (приложение № 4), утвержденного Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года № 747, настоящий Порядок определяет правила формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее - работники).

Выплаты, установленные настоящим Порядком, осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников (пункт 2 Порядка).

Фонд оплаты труда работников формируется в расчете на штатную численность работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на оплату труда (пункт 3 Порядка).

Перечень выплат, которые входят в годовой фонд оплаты труда, установлен в пункте 4 Порядка и к ним относятся: должностные оклады (тарифные ставки) (далее соответственно - оклад, тарифная ставка), в том числе окладов руководителей организаций (учреждений) - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд), с учетом их повышений, предусмотренных настоящей системой оплаты труда; выплаты компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в соответствующем размере, при этом фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели; выплаты стимулирующего характера для учреждений в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании), фонд оплаты труда в части выплат стимулирующего характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств; единовременные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств; материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок).

Согласно пункту 5 Порядка фонд оплаты труда работников формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 7 Порядка указано, что фонд оплаты труда работников подлежит перерасчету и корректировке в случаях: а) увеличения (индексации) окладов (тарифных ставок); б) изменения штатов (штатных расписаний, перечней); в) существенных изменений условий оплаты труда; г) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; д) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения об увеличении фонда оплаты труда в части выплат стимулирующего характера; е) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера.

Согласно пункту 13 Порядка в пределах фонда оплаты труда и выделенных бюджетных ассигнований в случае, если заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни) окажется ниже установленного МРОТ, работнику производится соответствующая доплата на основании приказа руководителя организации (учреждения).

При рассмотрении дела судом установлено следующее.

Согласно подпункту «г» пункта 1 Перечня поручений по итогам «Прямой линии с Владимиром Путиным», утвержденного Президентом РФ 2 июля 2019 года № Пр-1180, Правительству Российской Федерации поручено в срок до 1 августа 2019 года обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 году до 24 000 рублей в месяц, а с 2020 году - до 32 000 рублей в месяц.

В порядке, установленном законом или иным нормативным актом, вопрос доведения уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до 24 000 рублей в месяц, а с 2020 г. - до 32 000 рублей, не урегулирован.

Согласно письму заместителя Министра МЧС России ФИО7 от 30 августа 2019 года доведенные лимиты бюджетных обязательств на оплату труда работников федеральной противопожарной службы предназначены на доведение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС до 24 000 рублей в месяц, начиная с 1 июля 2019 года (т. 1 л.д. 78).

Согласно письму заместителя Министра МЧС России ФИО7 от 24 января 2020 года повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС производится, начиная с 1 января 2020 года в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и касается работников ФПС ГПС, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров и замещающих должности, входящие в состав дежурных караулов (в том числе должности водителя, диспетчера), дежурных смен, а также начальников частей заместителей начальников частей), допущенных к руководству тушением пожаров. Размер увеличения оплаты труда должен составлять не менее 32 000 рублей в месяц.

Согласно абзацу 2 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Из взаимосвязанных положений статей 38 и 38.1 БК РФ следует, что принципы бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также принцип подведомственности расходов бюджетов, предполагают установление лимитов бюджетных обязательств для целей формирования и расходования средств бюджетов различных публично-правовых образований. Так, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. При этом, лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Из указанного правового регулирования не следует возможность получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

С учетом изложенного, если общая сумма заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех предусмотренных выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях) в месяц окажется ниже рекомендованной (в 2019 году - 24 000 рублей в месяц, с 2020 году - 32 000 рублей), работнику устанавливается доплата в виде дополнительных денежных средств в размере, необходимом до доведения уровня заработной платы до рекомендованной.

При этом исходя из вышеприведенных норм, предусмотренная подпунктом «г» пункта 1 указанного выше перечня поручений Президента РФ доплата, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, ее осуществление производится за счет бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели МЧС России лимитов.

Приказом ГУ МЧС России по Чукотскому АО -К от ДД.ММ.ГГГГ Минаков С.П. принят на работу в 5 пожарно-спасательную часть пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должность пожарного 3 класса (т. 1 л.д. 151).

ДД.ММ.ГГГГ между Минаковым С.П. и ГУ МЧС России по Чукотскому АО заключен трудовой договор , согласно п. 4 которого за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата: должностной оклад 8 643 рубля 34 копейки; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты (т. 1 л.д. 144-150).

ДД.ММ.ГГГГ между Минаковым С.П. и ГУ МЧС России по Чукотскому АО заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных указанным договором, истцу установлен должностной оклад в размере 8 903 рубля 32 копейки в месяц, районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0 и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера к заработной плате в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Коллективным договором» (т. 2 л.д. 21).

При рассмотрении дела представители пояснили, что в ГУ МЧС России по Чукотскому АО коллективный договор с работниками отсутствует. Данное обстоятельство подтвердили представители истца.

В пункте 58 Условий размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение N 2), утвержденных Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года N 747, указано, что к заработной плате работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Как следует из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ МЧС России по Чукотскому АО, среднемесячный заработок Минакова С.П. в 2020 году составлял 89 527 рублей 68 копеек, а в период с января 2021 года по октябрь 2021 года – 83 743 рубля 02 копейки (т. 1 л.д. 143).

Как следует из расчетных листов за период с января 2020 года по ноябрь 2021 года заработная плата Минакова С.П. превышала 32 000 рублей в месяц и состояла из: (оклад + надбавка за сложность и напряженность + надбавка за выслугу лет + надбавка за особые условия работникам по приказу № 747) * 3 (северная надбавка и районный коэффициент (т. 2 л.д. 25-48).

Как пояснили в судебном заседании представители ответчика, доплата до 32 000 рублей, предусмотренная подпунктом «г» пункта 1 указанного выше перечня поручений Президента РФ, доводилась работникам ГУ МЧС России по Чукотскому АО, в том числе и Минакову С.П., путем выплаты единовременной премии. Данное обстоятельство отражено в расчетных листках, не оспаривалось истцом и подтверждено его представителями при рассмотрении дела.

Истец в исковом заявлении не оспаривал правильность начисления и выплат ответчиком заработной платы. При этом его довод о недочислении и недовыплаты ему заработной платы с 1 января 2020 года по день обращения истца в суд, заключался в том, что на доплату, которую работодатель выплачивал в виде премий, не начислялся районный коэффициент и северная надбавка. Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании его представители. Также данное обстоятельство подтверждено материалами дела (расчетные листки).

Суд полагает указанный довод истца ошибочным.

Как указано выше, доплата, указанная в подпункте "г" пункта 1 вышеуказанного перечня поручений Президента РФ, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, ее осуществление производится за счет бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели МЧС России лимитов.

Согласно положениям статей 146 и 148 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно положениям статьи 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 названного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 ТК РФ).

Как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П, для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивалась, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). Действующее законодательство также предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317) и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (часть первая статьи 10 и часть первая статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации. Поскольку Правительство Российской Федерации данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют - в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, - принятые до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. Наряду с этим сохраняют свое действие нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентные надбавки для работающих в отдельных регионах с особыми климатическими условиями. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника. На основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года № 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет. Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

Принимая во внимание, что доплаты, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 перечня поручений Президента РФ по итогам «Прямой линии с Владимиром Путиным», утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 года № Пр-1180, не входят в систему оплаты труда, гарантированную законом и локальными нормативными актами, производятся только в том случае, когда сумма заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех выплат, входящих в систему оплаты труда, в месяц составляет ниже 32 000 рублей, выплата такой доплаты производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, на них не подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка.

Ошибочным суд находит и довод истца о необходимости начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера на ежегодную материальную помощь.

Согласно пункта 8 приложения N 4 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 года N 747 из фонда оплаты труда работникам оказывается материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок) один раз в календарном году в пределах фонда оплаты труда при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на основании приказа руководителя и письменного заявления работника.

Как указано выше в соответствии со статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы содержатся в статьях 10 и 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Однако акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР, не противоречащие ТК РФ (часть 1 статьи 423 ТК РФ).

В пункте 1 Постановления Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 года N 49 "Об утверждении Разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", указано, что процентные надбавки лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Также согласно пункту 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, в состав заработной платы, на которую начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, по среднему заработку, единовременное вознаграждение за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

Таким образом, поскольку ежегодная материальная помощь не входит в состав заработной платы (фактического заработка), не подлежит начислению на нее районный коэффициент и процентная надбавка.

Поскольку судом не установлено в действиях ответчика нарушений трудовых прав истца, отсутствуют основания и для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.

Обобщая изложенное, с учетом приведенных норм, регулирующих данные правоотношения, доказательств, представленных сторонами и при установленных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Минакова Сергея Петровича о возложении обязанности на Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Чукотскому автономному округу по установлению Минакову С.П. заработной платы в размере 32 000 рублей, определенном в подпункте «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» от 2 июля 2019 года № Пр-1180 с применением к ней районного коэффициента и северной надбавки, по перерасчету заработной платы за период с 1 января 2020 года по 15 ноября 2021 года, по осуществлению выплат Минакову С.П. ежегодной материальной помощи, предусмотренной подпунктом 4.5 пункта 4 Приложения № 4 Приказа МЧС России № 747 от 14 декабря 2019 года в соответствии с пунктом 5 Приложения № 4 Приказа МЧС России № 747 от 14 декабря 2019 года, а также взыскания с Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Чукотскому автономному округу в пользу Минакова С.П. недоначисленной и недовыплаченной заработной платы в сумме 599 045 рублей 03 копейки, материальной помощи в соответствии с Приказом МЧС России № 747 от 14 декабря 2019 года в сумме 51 864 рубля за 2020 год и 53 419 рублей 92 копейки за 2021 год, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья (подпись) А.Н. Жуков

Копия верна

Судья А.Н. Жуков

В окончательной форме мотивированное решение суда составлено 29 апреля 2022 года.