ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3762/18 от 29.11.2018 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-3762/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2018 года город Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего Сохрокова Т.Х., при секретаре Шомаховой М.Х.,

с участием истца ФИО9 Алексея Вячеславовича,

представителя истца ФИО10 Марины Мухадиновны - ФИО11 Альберта Романовича, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФИО12 Марьяны Хусеновны, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО13 Марины Мухадиновны и ФИО14 Алексея Вячеславовича к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в неперечислении субсидий, возложении обязанности перечислить их, и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд поступило исковое заявление ФИО15 Марины Мухадиновны и ФИО16 Алексея Вячеславовича к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - МСХ КБР) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неперечислении субсидий, озаглавленное административным исковым заявлением.

В связи с тем, что заявленные требования основаны на наличии у заявителей права на предоставление субсидии, которое указанный ответчик не признает либо не реализует по иным причинам, между указанными сторонами имеется спор о гражданских правах и обязанностях, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, определением судьи Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление принято к производству суда.

С учетом представленного в последующем уточнения исковых требований, истцы ссылаются на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГФИО17 Марина Мухадиновна, ФИО18 Алексей Вячеславович заключили с ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - АО «Россельхозбанк») кредитный договор , согласно которому им предоставлен кредит в размере 150 000 рублей (далее - Кредитный договор). Договором предусмотрено обязательство Заемщиков о целевом использовании кредита - приобретение сельскохозяйственных животных. Согласно пункту 1.3 статьи 1 Кредитного договора процентная ставка (плата за пользование Кредитом) установлена в размере 13,50 % годовых.

Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики заключено соглашение о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на 2018 год, где уровень софинансирования расходных обязательств составляет: из федерального бюджета - 93 % и из республиканского бюджета - 7 %.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования (ЛПХ), полученным до ДД.ММ.ГГГГ (далее - Субсидии), предоставляются:

- за счет федерального бюджета в размере двух третей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;

- за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

В связи с тем, с октября 2016 года прекратились начисления субсидий по Кредитному договору, ДД.ММ.ГГГГФИО19 А.В. обратился к ответчику с заявлением о разъяснении причины приостановления начисления субсидий по вышеуказанному договору, на который ДД.ММ.ГГГГ получил ответ о том, что все материалы по вопросу субсидирования направлены в Прокуратуру КБР, выплата субсидий данной категории граждан будет произведена после ответа Прокуратуры КБР.

ДД.ММ.ГГГГФИО20 М.М. и ФИО21 А.В. обратились к ответчику с заявлением, в котором просили предоставить информацию о сумме субсидиарной задолженности МСХ КБР перед ними по Кредитному договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на которое ДД.ММ.ГГГГ получили ответ, в котором указано, что задолженность, образовавшаяся с октября 2016 года по июнь 2017 года в сумме 3 290 рублей 85 копеек, была перечислена на их счет, а оставшаяся сумма будет перечислена в текущем году в рамках бюджетных ассигнований.

На дату обращения в суд субсидии за период с июня 2017 года по сентябрь 2018 года не начислены истцам, что препятствуют им в досрочном погашении Кредитного договора и нарушает их права. Истцы также полагают, что неначисление субсидий является пользованием чужими денежными средствами, поскольку денежные средства находятся на счету ответчика, в то время как должны были быть перечислены на счет истцов с июня 2017 года по сентябрь 2018 года ежемесячно.

Из-за незаконных действий ответчика, выразившихся в непредставлении ответа на обращение истцов с марта 2018 года, они были вынуждены обращаться в Прокуратуру КБР; на основании их обращения специалист ФИО22 Н.В. была привлечена к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ; субсидии, которые должны были быть начислены истцам с января 2018 года, будут начислены им лишь в следующем году. Указанные обстоятельства, по мнению истцов, причинили им моральный вред, который они оценивают в 10 000 рублей (по 5 000 рублей каждому).

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований истцы просили:

1. Признать незаконным бездействие МСХ КБР, выразившееся в неперечислении им субсидий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по Кредитному договору, заключенному между ОАО «Россельхозбанк» с истцами.

2. Обязать ответчика перечислить истцам образовавшуюся задолженность по субсидиям по Кредитному договору в размере 1 403 рубля 78 копеек.

3. Взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по 5 000 рублей каждому.

Ответчиком представлено в суд письменное возражение, в котором указано, что МСХ КБР считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Последняя выплата по Кредитному договору произведена за декабрь 2017 года. В соответствии с Кредитным договором сумма средств, подлежащих перечислению истцам за 10 месяцев 2018 года, составляет 1 403,78 рублей. Выплата начисленных субсидий по получателям производится МСХ КБР одной суммой по всем допофисам АО «Россельхозбанк». Начисленные субсидии за 2018 год не выплачивались, так как остаток бюджетных ассигнований не позволяет покрыть образовавшуюся задолженность в полном объеме по всем допофисам АО «Россельхозбанк».

Положения статей 162 и 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязывают МСХ КБР, как получателя бюджетных средств, принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 11 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденным постановлением Правительства КБР от 22.03.2013 г. № 101-ПП (далее - Правила), основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении средств на возмещение части затрат является отсутствие лимитов бюджетных обязательств на осуществление расходов, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа).

Кроме того, согласно пункту 16 Правил перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета заемщиков в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии с представленными заемщиками расчетами размера субсидий на возмещение затрат.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного ФИО23 М.М. и ФИО24 А.В. иска не имеется.

Истец ФИО25 А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Утверждал, что по вине ответчика, уклоняющегося от осуществления предусмотренных законодательством выплат, он несет бремя дополнительных расходов, тратит свое время на переписку с ответчиком и обращения в правоохранительные органы и в суд, переживает и нервничает, что наносит ему существенный моральный вред, а также причиняет убытки, связанные с необходимостью дополнительных расходов денежных средств на оплату ведения банковского счета за пределами срока действия Кредитного договора.

Истец ФИО26 М.М., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без её участия, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел необходимым рассмотреть дело в её отсутствие.

Её представитель ФИО27 А.Р. также поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Обращая внимание на факт выплаты субсидии за 9 месяцев 2018 года клиентам ПАО «Сбербанк», полагал указанные действия нарушением прав истцов, проявлением избирательного подхода со стороны МСХ КБР. Ссылаясь на непредоставление ответчиком расчетов помесячной потребности на выплату спорной субсидии клиентам АО «Россельхозбанк», полагал это подтверждением доводов истцов о наличии денежных средств, достаточных для выплаты субсидии за отдельные периоды ее получателям, в числе которых и истцы. Утверждал, что ссылка представителя ответчика на пункт 11 Правил предоставления субсидии (утвержденный постановлением Правительства КБР от 22.03.2013 №101-ПП) неправомерно, поскольку истцам не было отказано в получении выплаты; вместе с тем, произведена она также не была. Пояснил, что в соответствии с названными Правилами выплата субсидии производилась помесячно, срок выплаты составлял не более 90 дней, а действующими с ДД.ММ.ГГГГ аналогичными правилами срок сокращен до 10 дней, однако они ответчиком не соблюдаются.

Представитель ответчика ФИО28 М.Х. исковые требования не признала ни в какой части, просив отказать в их удовлетворении за необоснованностью. Пояснила, что Субсидии являются негарантированным видом финансовой поддержки, который выделяется в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, доведенных до МСХ КБР как главного распорядителя бюджетных средств. Подтвердив факт начисления истцам Субсидии за 10 месяцев 2018 года в общем размере 1 403,78 рублей (в том числе, за счет средств федерального бюджета - 1 305,52 рублей, республиканского - 98,26 рублей), а также указав, что потребность на выплату Субсидии всем получателям, обслуживаемым в АО «Россельхозбанк» (2 020 получателей), за 9 месяцев 2018 года составляет 3 085 252,06 рублей (в том числе, за счет федерального бюджета - 2 869 284,36 рублей, республиканского - 215 967,70 рублей), утверждала, что оставшихся на счетах МСХ КБР денежных средств не достаточно для единовременной выплаты всем получателям, а выборочное перечисление отдельным из них недопустимо, в связи с чем, требования истцов не могут быть удовлетворены в текущем финансовом году, однако будут обязательно профинансированы в следующем году. Пояснила, что в 2018 году из федерального бюджета на выплату Субсидии поступило 19 900 000 рублей, из которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ получателям (в числе которых и истцы по делу) выплачено 19 202 500 рублей, которые направлены на погашение задолженности по выплате Субсидий за 2016-2017 годы; при этом на основании реестра от ДД.ММ.ГГГГ перечислены Субсидии за 9 месяцев 2018 года получателям, обслуживаемым в ПАО «Сбербанк», в общем размере 388 393,46 рублей (в том числе, из федерального бюджета - 361 205,92 рублей, из республиканского - 27 187,54 рублей), а оставшиеся денежные средства в связи с их недостаточностью для покрытия потребности в выплате Субсидии для остальных получателей и необходимостью полного освоения в пределах календарного года их выделения направлены на финансирование иных субсидий и выплат.

Выслушав пояснения истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Приложением N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (ред. от 06.09.2018) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

В пункте 1 названных Правил указано, что они устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ развития агропромышленного комплекса (далее соответственно - региональные программы, субсидии). Цели и задачи региональных программ должны обеспечивать достижение показателей (индикаторов) проектов и (или) ведомственных целевых программ, входящих в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа).

Согласно пункту 2 названных Правил "малые формы хозяйствования" - крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, отвечающие установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" критериям микропредприятия, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и личные подсобные хозяйства.

Пункт 3 названных Правил устанавливает, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ, в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее - средства) и (или) в целях предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам для реализации муниципальных программ развития агропромышленного комплекса.

В силу подпункта «д» пункта 4 названных Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.03.2018 N 214, от 27.08.2018 N 1002) средства из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным до 31 декабря 2016 г., и займам, полученным до 31 декабря 2016 г., - в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 6 Положения о возмещении затрат.

Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, до которого как получателя средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 3 названных Правил, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 10 Правил).

В целях реализации указанной программы постановлением Правительства КБР от 22.03.2013 N 101-ПП утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Пунктом 12 названных Правил предусмотрено, что МСХ КБР вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекать российские кредитные организации для формирования документов, необходимых для предоставления гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам средств на возмещение части затрат. По согласованию с российской кредитной организацией и заемщиками средства на возмещение части затрат могут перечисляться одновременно нескольким заемщикам, у которых в указанной организации открыты счета. МСХ КБР после проверки представленных документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), вправе оформить расчет средств на возмещение части затрат по форме, определенной российской кредитной организацией, на основании представленного этой кредитной организацией уведомления об остатке ссудной задолженности и о начисленных и об уплаченных процентах. Платежное поручение составляется на общую сумму средств на возмещение части затрат, подлежащих перечислению на счет российской кредитной организации для последующего зачисления этой кредитной организацией средств на возмещение части затрат, отраженных в расчете размера средств на возмещение части затрат, на счета заемщиков.

Пункт 13 названных Правил устанавливает, что расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа). Срок перечисления субсидии на счет получателя субсидии не может превышать 90 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии (абзац введен Постановлением Правительства КБР от 27.06.2018 N 113-ПП).

В силу пункта 16 названных Правил перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета заемщиков в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МСХ КБР, в соответствии с представленными заемщиками расчетами размера субсидий на возмещение затрат.

При этом в соответствии с пунктом 11 названных Правил (в редакции Постановления Правительства КБР от 02.10.2017 N 177-ПП) основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении средств на возмещение части затрат является, в числе иных, отсутствие лимитов бюджетных обязательств на осуществление расходов, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа), предусмотренным подпунктами "б" и "б-1" пункта 2 названных Правил.

Пункт 19 названных Правил (введен Постановлением Правительства КБР от 03.03.2016 N 27-ПП) предусматривает, что отказ в предоставлении субсидий может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Названные Правила с 31 октября 2018 года признаны утратившими силу постановлением Правительства КБР от 31.10.2018 N 205-ПП, утвердившим Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее - Новые правила), пунктом 19 которых предусмотрены основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении субсидии, среди которых отсутствие лимитов бюджетных обязательств не указано.

Между тем, согласно пункту 26 Новых правил перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателю субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Кабардино-Балкарской Республике, в соответствии с представленными заемщиками расчетами размера средств из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на возмещение затрат.

ДД.ММ.ГГГГ между МСХ КБР и АО «Россельхозбанк» заключен договор о сотрудничестве, устанавливающий порядок взаимодействия между ними по вопросам выплаты Субсидий на вышеуказанные цели, в соответствии с которым истцам согласно представленным ими отчетам выплачивались Субсидии, соответствующие произведенной ими оплате процентов по Кредитному договору.

Сторонами подтверждается отсутствие задолженности по выплате Субсидий перед истцами за периоды до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, по состоянию на дату обращения в суд бездействие ответчика по выплате Субсидий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, соответственно, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, ответчиком подтверждается факт начисления задолженности по Субсидии перед истцами за 10 месяцев 2018 года в общем размере 1 403,78 рублей.

Представленными стороной ответчика доказательствами не подтверждается недостаточность имеющихся у МСХ КБР денежных средств для выплаты задолженности по Субсидии перед истцами и иными получателями Субсидии. Так, на счетах ответчика, согласно представленным его представителем расчетам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ осталось федеральных средств в сумме 697 500 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 68 ГПК Российской Федерации объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами; в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

При таких обстоятельствах, учитывая, что по запросу суда стороной ответчика не представлено расчетов, а также доказательств в их подтверждение, суд полагает доказанным довод стороны истца и, соответственно, установленным наличие у ответчика необходимых для выплаты Субсидии за истекший период 2018 года денежных средств.

Учитывая, что на основании реестра от ДД.ММ.ГГГГ (в период рассмотрения настоящего гражданского дела в суде) перечислены Субсидии за 9 месяцев 2018 года получателям, обслуживаемым в ПАО «Сбербанк», в общем размере 388 393,46 рублей (в том числе, из федерального бюджета - 361 205,92 рублей, из республиканского - 27 187,54 рублей), а оставшиеся денежные средства в связи с их недостаточностью для покрытия потребности в выплате Субсидии для остальных получателей и необходимостью полного освоения в пределах календарного года их выделения направлены на финансирование иных субсидий и выплат, что ставит в неравное положение получателей Субсидии, обслуживаемых в разных банковских учреждениях, принимая во внимание недопустимость дискриминации получателей государственной поддержки в зависимости от каких-либо обстоятельств, суд полагает обоснованными требования истцов о признании незаконным бездействия МСХ КБР, выразившегося в невыплате Субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в целях восстановления нарушенного права истцов на получение законных мер государственной поддержки, подлежат удовлетворению и исковые требования о возложении на ответчика обязанности по выплате начисленной им Субсидии в признанном сторонами размере.

При этом, суд также учитывает, что стороной ответчика не ставится под сомнение достаточность предпринятых истцами действий для получения Субсидии, а также факт их начисления в спорном размере.

Разрешая требование истцов о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 названного Кодекса.

Как указано в абзаце втором ст. 151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.

Судом установлена неправомерность вышеуказанного бездействия ответчика в части заявленного периода, а также то, что истцы претерпели нравственные страдания, поскольку были вынуждены обращаться за восстановлением своих нарушенных прав к ответчику, в правоохранительные органы (в результате чего постановлением и.о. мирового судьи судебного участка Нальчикского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ работник МСХ КБР был привлечен к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан), а также в суд.

Оценив в совокупности указанные обстоятельства и доказательства по делу, установив, что в результате неправомерных действий ответчика истцам причинен моральный вред, длительность нарушения прав истцов, принимая во внимание частичную обоснованность довода о незаконности бездействия, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что заявленная истцами сумма компенсации морального вреда в размере по 5 000 рублей является завышенной, в связи с чем, считает правомерным взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере по 2 000 рублей, отказав в остальной части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО29 Марины Мухадиновны и ФИО30 Алексея Вячеславовича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неперечислении субсидий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «Россельхозбанк» с ФИО31 М.М. и ФИО32 А.В.

Обязать Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики перечислить ФИО33 Марине Мухадиновне и ФИО34 Алексею Вячеславовичу задолженность по названной субсидии в размере 1 403 (одна тысяча четыреста три) рубля 78 (семьдесят восемь) копеек.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в пользу ФИО35 Марины Мухадиновны и ФИО36 Алексея Вячеславовича компенсацию морального вреда в размере по 2 000 (две тысячи) рублей каждому.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО37 Марины Мухадиновны и ФИО38 Алексея Вячеславовича о признании незаконным бездействия ответчика за иные периоды и взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 03 декабря 2018 года.

Председательствующий Т.Х. Сохроков

Копия верна:

Судья Нальчикского городского суда КБР Т.Х. Сохроков