ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3763/20 от 23.04.2020 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

дело № 2-3763/2020

...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 апреля 2020 года г. Набережные Челны

Республика Татарстан

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Шайхразиевой Ю.Х.,

при секретаре Ахметзяновой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муравьева ... к акционерному обществу «Куприт» об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Муравьев Л.А. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Куприт» об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование указав, что договор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) заключенный между истцом и ответчиком касается жилого помещения в виде 1 комнатной квартиры, площадью 27,6 кв.м., находящейся в совместной собственности у истца с супругой и расположенной по адресу: Кировская область, ... Согласно письму №6452 от 15.08.2019, договор по обращению с ТКО заключен на основании совершения конклюдентных действий истца и соответствует типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой заключения договора по обращению с ТКО считается 17.01.2019. Истец имеет право требовать перерасчет оплаты за коммунальные услуги по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, которое предоставляется истцу подпунктом «д» пункта 148 (24) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В типовом договоре по обращению с ТКО отсутствует пункт, который бы предусматривал, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII вышеуказанных Правил. Также текст типового договора содержит такие разделы как «V. Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», или раздел «VI. Порядок фиксации нарушений по договору», которые истец не в состоянии проконтролировать.

Истец письмом № 42381040123758 от 07.12.2019 уведомил ответчика, что на основании пункта 27 типового договора, он намерен изменить условия договора по обращению с ТКО, действующего между истцом и ответчиком, в связи с неисполнением со стороны ответчика положений вышеуказанных правил. Для этого истец за месяц до окончания действия (до 17.01.2019) договора по обращению с ТКО - 07.12.2019, направил в адрес ответчика письмо с описью вложения. Письмо от 07.12.2019 содержало уведомление об изменении договора по обращению с ТКО и 2 экземпляра проекта договора на оказание коммунальных услуг по обращению с ТКО, подписанных истцом. Один из подписанных истцом экземпляров договора от 07.12.2019, согласно содержанию письма от 07.12.2019 ответчик должен был подписать и направить истцу.

Истец не получил от ответчика ни подписанный экземпляр договора от 07.12.2019, ни возражений или претензий по договору от 07.12.2019.

Не получив ответа на письмо от 07.12.2019, истец письмом № 42381042066763 от 08.02.2020, с описью вложения, направил в адрес ответчика претензию по договору на оказание коммунальных услуг по обращению с ТКО. В претензии истец предложил ответчику в течение 5 рабочих дней направить в адрес истца, подписанный ответчиком экземпляр договора от 07.12.2019, а в случае неисполнения данной просьбы, истец вынужден будет обратиться в суд.

Тем самым истцом исполнено требование пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Претензию по договору на оказание коммунальных услуг по обращению с ТКО, содержащуюся в письме от 08.02.2020, ответчик получил 12.02.2020. До настоящего времени просьба, высказанная истцом в письме от 08.02.2020 со стороны ответчика не выполнена.

На основании вышеизложенного просит изменить условия договора по обращению с ТКО действующего между истцом и ответчиком в соответствии с текстом договора от 07.12.2019, взыскать компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей.

Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика в судебном заседании не явился, направил возражение на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении иска.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148(1)).

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2016 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО (далее Соглашение) и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

В соответствии с частью 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Из материалов дела следует, что Муравьеву Л.А. и Муравьевой Н.П. принадлежит квартира, расположенная по адресу: Кировская область, ... Межу истцом и ответчиком заключен договор по обращению с ТКО.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрен Разделом 1(1) "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 64".

Согласно п. 8(17) Правил обращения с ТКО Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Предложение было размещено на официальном сайте АО «Куприт» в сети «Интернет» и опубликовано в газете «Кировская правда» 18.12.2018.

На момент начала деятельности регионального оператора по обращению с ТКО (01.01.2019) и на дату размещения предложения о заключении договора жилое помещение по адресу: Кировская область, ... находилось в собственности истца и третьего лица.

Таким образом, истец был обязан направить заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО до 17.01.2019. В указанный период заявки от истца в адрес АО «Куприт» не поступало.

В связи с отсутствием заявки на заключение договора в письменной форме в установленный Правилами обращения с ТКО срок, 18.01.2019 с истцом был заключен договор на условиях типового договора и предложения регионального оператора.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность прекращения либо изменения условий заключенного договора, при отсутствии изменения существенных условий исполнения договора.

Оспариваемый договор предложен к заключению во исполнение Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 64", и не содержит условий, не соответствующих требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 426 ГК РФ, а также действующим в момент заключения публичного договора обязательным правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).

Отсутствие определенных условий в типовом договоре не лишает прав потребителя на перерасчет размера платы за услуги по обращению с ТКО, при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации. Внесение изменений в действующий договор не требуется.

При этом обязательное применение формы типового договора в отношениях между собственниками жилых помещений в МКД и региональным оператором по обращению с ТКО определено в пункте 148 (13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Утверждения заявителя, что он вправе заключить письменный публичный договор с включением указанных им условий являются несостоятельными основанными на субъективном понимании закона.

Поскольку требования истца о взыскании компенсации морального вреда, производны от требований о взыскании страхового взноса, в удовлетворении которых отказано, суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления Муравьева ... к акционерному обществу «Куприт» об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Шайхразиева Ю.Х.

Мотивированное решение изготовлено 28.04.2020.