ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3763/2017 от 27.09.2017 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2-3763/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2017 года город Новороссийск

Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Бокий Н. М.,

при секретаре Аванесян Г. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бут <данные изъяты> к администрации муниципального образования <адрес> об изменении договора,

УСТАНОВИЛ:

Бут <данные изъяты>. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> об изменении договора.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является арендатором находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 20 000 кв. м., имеющего кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – футбольное поле со вспомогательными сооружениями и строениями, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, урочище Широкая балка (далее — земельный участок), используемого в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (далее — договор аренды). Земельный участок предоставлен истцу в аренду в порядке, предусмотренном действовавшим на момент предоставления в аренду земельного участка пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов; государственная собственность на земельный участок в установленном законом порядке не разграничена. Земельный участок используется исключительно для занятий футболом воспитанниками детско-юношеских спортивных школ, а также детьми, отдыхающими на базах отдыха урочища Широкая балка в городе Новороссийске, в частности, для проведения соответствующих тренировок и спортивных мероприятий, в том числе любительских и профессиональных матчей, турниров и чемпионатов с участием детей. Полагает, что в соответствии действующим законодательством в отношении земельного участка, используемого по заключенному до ДД.ММ.ГГГГ договору аренды исключительно для осуществления деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования, размер арендной платы определяется в размере земельного налога, налоговая ставка которого согласно подпункту 2.7 пункта 1 решения городской Думы муниципального образования <адрес> «О земельном налоге» от ДД.ММ.ГГГГ составляет 0,45 процентов по отношению к кадастровой стоимости земельного участка. Предложение об изменении договора, направленное ответчику в порядке, установленном статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчиком в срок, установленный офертой, не акцептовано. При таких обстоятельствах истце полагает, что договор аренды в части размера арендной платы подлежит изменению в судебном порядке. Просил изменить пункт 2.1 договора аренды, изложив его в следующей редакции: «С ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы определяется в размере 0,45 процентов по отношению к кадастровой стоимости арендуемого земельного участка», а также исключить приложение к договору, определяющее механизм расчета размера арендной платы; взыскать с ответчика в мою пользу 300 (триста) рублей в качестве возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. От требований о возмещении судебных расходов в виде государственной пошлины отказался.

Представитель ответчика заявленные исковые требования не признал, указав, в частности, на те обстоятельства, что изменение размера арендной платы, регулируемого нормативным правовым актом, само по себе не требует изменения договора аренды на основании соглашения сторон либо в судебном порядке; в отношении земельного участка, арендуемого истцом, подлежит применению размер арендной платы, установленный постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; размер арендной платы, определяемый в размере земельного налога, распространяется исключительно на арендаторов земельных участков, используемых для осуществления деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования, которые являются юридическими лицами (организациями). Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, истец является арендатором находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 20 000 кв. м., имеющего кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – футбольное поле со вспомогательными сооружениями и строениями, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, урочище Широкая балка (далее — земельный участок), используемого в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (далее — договор аренды).

Земельный участок предоставлен в аренду сроком на 49 лет в порядке, предусмотренном действовавшим на момент предоставления в аренду земельного участка пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Государственная собственность на земельный участок в установленном законом порядке не разграничена, что подтверждается имеющимися в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и договором аренды земельного участка.

Обременение аренды зарегистрировано в установленном законом порядке.

Как следует из имеющихся в материалах дела договоров, заключенных истцом с обществом с ограниченной ответственностью «Черноморие» (<адрес>) (договор от ДД.ММ.ГГГГ), общественной организацией «Новороссийская городская федерация футбола» (<адрес>) (договор от ДД.ММ.ГГГГ) и открытым акционерным обществом «Футбольный клуб «Черноморец» (<адрес>) (договор от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок используется исключительно для занятий футболом воспитанниками детско-юношеских спортивных школ, а также детьми, отдыхающими на базах отдыха урочища Широкая балка в городе Новороссийске, в частности, для проведения соответствующих тренировок и спортивных мероприятий, в том числе любительских и профессиональных матчей, турниров и чемпионатов с участием детей.

ДД.ММ.ГГГГ истец в порядке, установленном статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, направил ответчику предложение об изменении договора в части арендной платы, предусматривающее определение размера арендной платы в размере земельного налога c ДД.ММ.ГГГГ.

Предложение об изменении договора ответчиком в срок, установленный офертой (три календарных дня), акцептовано не было и до настоящего времени не акцептовано.

Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использования земли являются земельный налог и арендная плата.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в частности, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования; принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности <адрес>, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории <адрес>, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ), в отношении земельного участка, используемого по заключенному до ДД.ММ.ГГГГ договору аренды исключительно для осуществления деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.

Согласно подпункту 2.7 пункта 1 решения городской Думы муниципального образования <адрес> «О земельном налоге» от ДД.ММ.ГГГГ налоговая ставка земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта, составляет 0,45 процентов по отношению к кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах размер арендной платы в отношении земельного участка, арендуемого истцом, определяется действующим земельным законодательством в размере 0,45 процентов по отношению к кадастровой стоимости земельного участка.

Размер арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории публично регулируемых (устанавливаемых) цен (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которая подлежит применению в целях обеспечения единообразия в толковании и применении норм материального права судами общей юрисдикции и арбитражными судами, наличие механизма государственного регулирования размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, само по себе не лишает стороны договора аренды права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменением законодательства, в заключенный ими договор аренды.

При этом размер публично регулируемой арендной платы применяется с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2015); определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КГ13-63).

Доводы ответчика о том, что изменение размера арендной платы, регулируемого нормативным правовым актом, само по себе не требует изменения договора аренды на основании соглашения сторон либо в судебном порядке, не имеют правового значения, поскольку сторона договора аренды, арендная плата по которому является публично регулируемой, при наличии спора о размере арендной платы не лишена права в целях обеспечения правовой определенности требовать констатации размера арендной платы в судебном порядке, что в полной мере соответствует положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации о праве на судебную защиту.

Доводы ответчика о том, что в отношении земельного участка, арендуемого истцом, подлежит применению размер арендной платы, установленный постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, является ошибочными и основаны на неправильном применении норм материального права.

Постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает порядок определения размера арендной платы на территории муниципального образования <адрес> исключительно за земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования <адрес>, и не распространяется на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Государственная собственность на земельный участок, арендуемый истцом, в установленном законом порядке не разграничена; право собственности муниципального образования <адрес> в установленном законом порядке не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах положения постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к спорному правоотношению применению не подлежат.

Доводы ответчика о том, что размер арендной платы, определяемый в размере земельного налога, распространяется исключительно на арендаторов земельных участков, используемых для осуществления деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования, которые являются юридическими лицами (организациями), основан на неправильном толковании норм материального права.

Пункт 6.1 Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности <адрес>, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории <адрес>, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, связывает возможность применения размера арендной платы, определяемого размером земельного налога, не с наличием у арендатора правового статуса юридического лица, а с осуществлением на таком земельном участке деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования вне зависимости от того, является ли сам арендатор физическим лицом либо организацией.

Более того, вид разрешенного целевого использования земельного участка предполагает осуществление на нем социально значимой деятельности, связанной с развитием физической культуры и спорта, что само по себе в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, во всяком случае исключает возможность установления размера арендной платы, превышающего размер земельного налога.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В судебном заседании истец отказался от требований, связанных с возмещением судебных расходов в виде государственной пошлины.

При таких обстоятельствах государственная пошлина, уплаченная истцом по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, взысканию с ответчика не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Изменить пункт 2.1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, изложив его в следующей редакции: «С ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы определяется в размере 0,45 процентов по отношению к кадастровой стоимости арендуемого земельного участка», а также исключить приложение к указанному договору, определяющее механизм расчета размера арендной платы.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> края в течение 1 (одного) месяца.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья Н. М. Бокий