ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3764/2021 от 11.11.2021 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2-3764/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 ноября 2021 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,

при секретаре Зайцевой Ю.Ж.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российское железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» об обязании принять меры к соблюдению требований законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения,

УСТАНОВИЛ:

Челябинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российское железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» (далее ОАО «РЖД») об обязании принять меры к соблюдению требований законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в эксплуатации пассажирских платформ станции <адрес> а именно: обеспечить визуальное и тактильное обозначение границ опасной зоны у края платформ со стороны путей, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м., располагающейся на расстоянии 0,75 м.(без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями. В обоснование иска прокурор указал, что в рамках проведения проверки исполнения законодательства о социальной защиты инвалидов, были выявлены нарушения в данной сфере правоотношений: граница опасной зоны у края платформы со стороны путей станции <адрес>, не имеет визуальное и тактильное обозначение границ опасной зоны у края платформ со стороны путей, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м., располагающейся на расстоянии 0,75 м.(без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями. Допущенные нарушения ущемляют права лиц с ограниченными возможностями здоровья и могут повлиять на доступность им вышеуказанного объекта.

В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора Митхалева Е.А. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ОАО «РЖД» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. Челогузов И.Е., возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

В силу статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В силу ч.2 ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 включает в себя СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Согласно п.8.4.9 СП 59.13330.2016 (п.8.4.9 СП 59.13330.2020) помещения вокзалов разных видов пассажирского транспорта (в том числе железнодорожного), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для маломобильных групп населения.

В соответствии с п.4.1 СП 59.13330.2016 (п.4.1 СП 59.13330.2020) требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

Согласно п. 5.1 «б» Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.11.2015 № 329, владельцы инфраструктуры обеспечивают возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что Челябинской транспортной прокуратурой по результатам проверки Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно: граница опасной зоны у края платформы со стороны путей станции <адрес> не имеет визуальное и тактильное обозначение границ опасной зоны у края платформ со стороны путей, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м(без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями.

Доводы ответчика, о том, что СП 59.13330.2016 применим только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, а поскольку станция Полдневая построена в 1902 году, то требования на нее не распространяются, суд считает не состоятельными. В письменных возражениях ответчика указано, что планирование и осуществление в ОАО «РЖД» капитальных строительства и ремонта, реконструкций, обеспечение требований законодательства по транспортной безопасности происходит за счет инвестиционных бюджетов, определенных на основании инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный характер. Ссылка ответчика на долгосрочную инвестиционную программу, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

Поскольку данные нарушения Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» не только ущемляют права лиц с ограниченными возможностями здоровья, и влияют на доступность к вышеуказанному объекту транспортной инфраструктуры, а также создают угрозу нанесения вреда жизни и здоровья гражданам, суд полагает необходимым удовлетворить требования транспортного прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российское железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения и обеспечить эксплуатацию пассажирских платформ станции <адрес> а именно: обеспечить визуальное и тактильное обозначение границ опасной зоны у края платформ со стороны путей, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м., располагающейся на расстоянии 0,75 м.(без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В.Хабарова

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021 года

Судья Л.В. Хабарова