дело № 2-376/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь | 30 ноября 2016 года |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Фролова Б. В,
при секретаре Хрол Н. И,
с участием ответчика, командира войсковой части 51470 ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Чукотского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», командиру войсковой части 51470 о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
установил:
В Анадырский городской суд с указанным исковым заявлением обратился военный прокурор Чукотского гарнизона, в обоснование указав, что при проведении проверки исполнения должностными лицами войсковой части 51470 и ФКУ «ОСК Восточного военного округа» требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что в нарушение требований ст. 210, 212 ТК РФ в войсковой части 51470 не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах гражданского персонала, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, для которых могут наступить неблагоприятные последствия в связи с отсутствием информации об условиях и охране труда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений требований военный прокурор Чукотского гарнизона просил суд возложить на Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обязанность по организации финансирования проведения специальной оценки условий труда в структурном подразделении – войсковой части 51470, а на командира войсковой части 51470 - возложить обязанность провести специальную оценку условий труда по рабочим местам: делопроизводитель (3 места), начальник секретной части (1 место), делопроизводитель секретной части (1 место), начальник финансовой службы – главный бухгалтер (1 место), ведущий бухгалтер (1 место), бухгалтер (2 места), начальник службы НПЗ и СР (1 место), начальник службы (КЭС) (1 место), водитель автомобиля (5 мест), заведующий складом (2 места), кладовщик (склада ГСМ) (1 место), начальник пункта (контрольно-пропускного) (1 место), контролер (контрольно-пропускного) (5 мест), медицинская сестра (1 место), санитарка (1 место), инспектор по охране труда и ТБ (1 место), юрисконсульт (1 место).
Определением суда от 21 октября 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика как организатор оперативного, технического, тылового и финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В возражениях на исковое заявление ответчик, командир войсковой части 51470, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что с 01 августа 2015 г. (даты выделения войсковой части 51470 из состава войсковой части 96454) им как работодателем приняты все необходимые меры для проведения специальной оценки условий труда гражданского персонала в установленный ч. 6 ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» срок – до 31 декабря 2018 г, в связи с чем требования прокурора в настоящий момент являются необоснованными. Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде заняты всего две должности гражданского персонала войсковой части, а согласно разъяснениям Минтруда России (письмо от 14 марта 2016 г. № 15-1/оог-1041) проведение специальной оценки условий труда возможно только после принятия работника на должность.
По тем же причинам просили отказать в удовлетворении исковых требований ответчики, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и Министерство обороны Российской Федерации, а так же третье лицо, ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу», дополнительно сославшись на отсутствие в настоящее время лимитов денежных средств для проведения специальной оценки условий труда в связи с планированием расходов на указанные цели в срок до 31 декабря 2018 г.
Военный прокурор Чукотского гарнизона, уведомленный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
В судебном заседании ответчик, командир войсковой части 51470, просил суд полностью отказать в удовлетворении требований прокурора, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представители ответчиков, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица - ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу», уведомленные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Выслушав участника судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае круг лиц, права и интересы которых могут быть нарушены, определить не представляется возможным, поскольку возможное нарушение прав работников на безопасные условия труда относится как к работающим в настоящее время на указанных должностях, так и ко всем вероятным работникам организации.
При таких обстоятельствах прокурор имел право обратиться в суд с данным исковым заявлением.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в силу ст. 212 ТК РФ возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено этим законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 г. «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 3910 от 29.12.2012 г. «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 ТК РФ являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности, для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" и Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу», и делегировало созданным учреждениям часть своих полномочий.
Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» осуществляет свою деятельность на основании Типового общего положения о федеральном казенном учреждении, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.07.2011 № 1290, согласно п. 17 которого оно создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности объединения (соединения, воинской части) и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 28 Учреждение наделено правом заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» создано в целях осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций. Оно является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ и предназначено для финансово-экономического обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ на основании заключаемого на безвозмездной основе договора за счет и пределах ассигнований по утвержденным воинским частям и организациям бюджетным сметам.
Таким образом, обязанность по проведению специальной оценки условий труда гражданского персонала войсковой части № 51470 лежит на командире данной войсковой части как на работодателе, а обязанность по организации и обеспечению проведения специальной оценки условий труда возложена на Министерство обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» за счет лимитов бюджетных обязательств на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда, выделяемых ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу».
Как следует из выписки из штатно-должностного расчета войсковой части 51470 по гражданскому персоналу и письма за подписью командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, в штате части имеется 29 должностей гражданского персонала, из них 2 должности (юрисконсульт и бухгалтер) замещены, 27 вакантны: делопроизводитель (3 места), начальник секретной части (1 место), делопроизводитель секретной части (1 место), начальник финансовой службы – главный бухгалтер (1 место), ведущий бухгалтер (1 место), бухгалтер (1 место), начальник службы НПЗ и СР (1 место), начальник службы (КЭС) (1 место), водитель автомобиля (5 мест), заведующий складом (2 места), кладовщик (склада ГСМ) (1 место), начальник пункта (контрольно-пропускного) (1 место), контролер (контрольно-пропускного) (5 мест), медицинская сестра (1 место), санитарка (1 место), инспектор по охране труда и ТБ (1 место) (л. <...>).
В ходе проведения проверки в отношении войсковой части 51470 военной прокуратурой Чукотского гарнизона было установлено, что в отношении рабочих мест, подлежащих замещению лицами гражданского персонала (29 рабочих мест), процедура специальной оценки условий труда не проведена. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
Согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Доказательств отнесения перечисленных в исковом заявлении рабочих мест войсковой части 51470 к числу указанных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, а так же данных о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ) прокурором не предоставлено; в судебном заседании не установлено.
Заслуживают внимания и доводы возражений ответчиков о том, что не требуется проведение специальной оценки условий труда в отношении вакантных рабочих мест.
Так, в соответствии с пп. 12, 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н идентифицированные фактические значения вредных или опасных факторов подлежат исследованиям и измерениям, которые проводятся в ходе штатных производственных (технологических) процессов или штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья. При отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на его рабочем месте не осуществляются.
Доводы ответчиков об отсутствии лимитов бюджетных средств для проведения мероприятий по специальной оценке условий труда сами по себе не могут служить основанием для невыполнения требований действующего законодательства.
Приказом командира войсковой части 51470 от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена комиссия для организации и проведения специальной оценки условий труда и график организации и проведения оценки труда (л. д. 112-113).
Актом от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень рабочих мест, на которых будет производиться специальная оценка условий труда (л. д. 114-115).
Согласно сведениям ФКУ «Объединенное командование Восточного военного округа» от ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть 51470 включена в План проведения специальной оценки условий труда на 2017 год (л. д. 116).
Таким образом, ответчиками предприняты все необходимые меры для организации проведения специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала войсковой части 51470 в установленный законом срок - до 31 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований военного прокурора Чукотского гарнизона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Чукотского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности по организации финансирования проведения специальной оценки условий труда в структурном подразделении – войсковой части 51470, к командиру войсковой части 51470 о возложении обязанности по организации проведения специальной оценки условий труда по рабочим местам в войсковой части 51470: делопроизводитель (3 рабочих места), начальник секретной части (1 рабочее место), делопроизводитель секретной части (1 рабочее место), начальник финансовой службы – главный бухгалтер (1 рабочее место), ведущий бухгалтер (1 рабочее место), бухгалтер (2 рабочих места), начальник службы НПЗ и СР (1 рабочее место), начальник службы (КЭС) (1 рабочее место), водитель автомобиля (5 рабочих мест), заведующий складом (2 рабочих места), кладовщик (склада ГСМ) (1 рабочее место), начальник пункта (контрольно-пропускного) (1 рабочее место), контролер (контрольно-пропускного) (5 рабочее мест), медицинская сестра (1 рабочее место), санитарка (1 рабочее место), инспектор по охране труда и ТБ (1 рабочее место), юрисконсульт (1 рабочее место) – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | Б.В. Фролов |