ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-376/20 от 16.09.2020 Гусевского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2020 года город Гусев

Гусевский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Стригуновой Г.Г.

при секретаре Чуйкиной И.Е.,

с участием представителя истицы Смирновой Т.Ф. – Ипполитовой Н.Е., представителя ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» Ковалевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Т.Ф. к администрации МО «Гусевский городской округ» о признании незаконными и необоснованными решения жилищной комиссии в части и постановления администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 30 января 2019 года, возложении обязанности восстановить в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Смирнова Т.Ф. обратилась в суд с иском к администрации МО «Гусевский городской округ» о признании незаконными и необоснованными решения жилищной комиссии в части и постановления администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 30 января 2019 года, возложении обязанности восстановить в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в коммунальной квартире <адрес>. Кроме нее, в этой же квартире примерно с 70-х годов проживают и зарегистрированы еще 2 семьи (ее соседи): семья М. и семья Н.. Вышеуказанная коммунальная квартира относится к муниципальному жилому фонду, расположена на первом этаже жилого дома довоенной постройки с печным отоплением. Она (истица) проживает в этой квартире в одной комнате площадью 16,4 кв.м, является нанимателем данного жилого помещения, что подтверждается договором социального найма, заключенного 01 августа 2016 года с администрацией МО «Гусевский городской округ». На протяжении длительного периода времени с апреля 1982 года она состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек, в органе местного самоуправления. В 1986 году решением жилищной комиссии при администрации г. Гусева ей была предоставлена для проживания вышеуказанная комната площадью 16,4 кв.м в коммунальной квартире № <...> по адресу: <адрес>, с условием, что она останется состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как предоставленная жилая площадь (комната) не соответствовала всем необходимым санитарным и техническим требованиям, является неблагоустроенной с печным отоплением и расположена в коммунальной квартире. С того периода времени, на протяжении более 30-ти лет она продолжала состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общей очереди. Постановлением администрации МО «Гусевский городской округ» от 30 января 2019 года за № <...> на основании решения жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» от 18 января 2019 года за № <...> (п. 4.4 протокола жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 18 января 2019 года) она (истица) была снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по причине того, что обеспечена жилой площадью из расчета 16,4 кв.м на 1 человека, что выше учетной нормы и поэтому не имеет оснований состоять в очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Считает решение жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 18 января 2019 года и постановление администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 30 января 2019 года незаконными и необоснованными, так как имеет право состоять в очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в силу ч. 2 ст. 6 Федерального Закона РФ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» (она не может быть снята с учета, так как не отпали основания, которые давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма). Она проживает в коммунальной квартире с общей кухней на 3 семьи, на кухне у стоит- 3 стола, 2 газовых плиты. У каждой семьи свои навесные шкафы для посуды, одна раковина для всех. Также у каждой семьи - отдельные лицевые счета и отдельные договоры социального найма жилого помещения (комнат в коммунальной квартире). Просит признать незаконными и необоснованными решение жилищной комиссии МО «Гусевский городской округ» Калининградской области от 18 января 2019 года (п. 4.4 протокола жилищной комиссии № <...> от 18 января 2019 года) и постановление администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области № <...> от 30 января 2019 года, о снятии с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и обязать администрацию МО «Гусевский городской округ» восстановить ее в прежней очереди нуждающихся граждан на улучшение жилищных условий, состоящих на учете в администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области.

В судебное заседание истица Смирнова Т.Ф. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Ее представитель Ипполитова Н.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Уточнила, что просит восстановить истицу Смирнову Т. в прежней очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 18 января 2019 года.

Представитель ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» Ковалева Л.И. с иском Смирновой Т.Ф. не согласна, в судебном заседании указала, что оспариваемые решение жилищной комиссии и постановление главы администрации МО «Гусевский городской округ» являются законными и обоснованными.

Заслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено и не оспаривается сторонами, что до 1982 года истица Смирнова Т. была зарегистрирована и проживала по адресу <адрес>.

2 апреля 1982 года исполнительным комитетом Гусевского городского Совета депутатов трудящихся утверждено решение № 4 заседания жилищной комиссии при горисполкоме о постановке Смирновой Т. в общую очередь под № 307.

Решением исполнительного комитета Гусевского городского Совета народных депутатов № 70-а от 23 апреля 1986 года Смирновой Т., матери-одиночке, на состав семьи 2 человека предоставлено жилое помещение площадью 16 кв.м, расположенное по адресу <адрес> (п. 7 решения). При этом, вышеуказанным решением истица Смирнова Т. с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не снята.

Материалами дела подтверждается, что жилое помещение, предоставленное Смирновой Т. в 1986 году, фактически представляет собой комнату площадью 16 кв.м в коммунальной квартире, с кухней и туалетом на 3 семьи, общим коридором, ванна отсутствует, отопление – печное. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Довод представителя ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» о том, что при предоставлении жилого помещения в 1986 году Смирнова Т. была ошибочно не снята с очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд находит несостоятельным и основанном на неверном толковании норм ранее действовавшего законодательства.

Так, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим по состоянию на 1986 год, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме. Норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР (статьи 28-29, 32, 38, 49 Жилищного кодекса РСФСР).

Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> (комната в коммунальной квартире площадью 16 кв.м при норме жилой площадь 12 кв.м на одного человека) была предоставлена истице на состав семьи 2 человека, как матери-одиночке.

Кроме того, постановлением Главы администрации МО «Гусевский район» № 190 от 24 февраля 2004 года утвержден отказ в предоставлении Смирновой Т. жилой площади в связи с отсутствием свободной жилой площади, постановлено предоставить жилое помещение при его наличии согласно очереди.

Согласно справке о регистрации истица Смирнова Т. с 28 мая 1986 года по настоящее время зарегистрирована по адресу <адрес>.

Постановлением Главы администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 30 января 2019 года утвержден протокол жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 18 января 2019 года. Согласно данным актам отменено решение № 4 заседания жилищной комиссии при горисполкоме от 8 апреля 1982 года в части постановки Смирновой Т. в общую очередь, Смирнова Т. снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек (п. 4.4 Протокола заседания жилищной комиссии МО «Гусевский городской округ», п. 9, п. 9.1 Постановления Главы администрации МО «Гусевский городской округ»).

Основанием для принятия данного решения, согласно протоколу заседания жилищной комиссии, послужило то, что Смирнова Т., проживающая по адресу <адрес>, занимающая комнату площадью 16,9 кв.м, обеспечена жилым помещением свыше учетной нормы (9 кв.м), в связи с чем она подлежит снятию с очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со статьей 55 Жилищного Кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П, не предполагается снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Решением Калининградского областного Совета народных депутатов исполнительного комитета, Президиумом Областного Совета профессиональных союзов № 257 от 29 декабря 1984 года утвержден Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области. Согласно подп. 7 п. 20 данных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в коммунальных квартирах с общими кухнями по три и более семьи.

Аналогичные положения закреплены и в подп. 6 п. 9 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещении в Калининградской области, утвержденного решением малого Совета областного Совета народных депутатов № 57 от 21 апреля 1993 года.

Таковые положения были закреплены и в подп. 6 п. 9 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области, утвержденного Постановлением областной Думы № 64 от 11 сентября 1997 года, утратившего силу с 6 мая 2005 года.

Как следует из материалов дела, на дату принятия 18 января 2019 года жилищной комиссией администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области решения № <...> и 30 января 2019 года постановления главы администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> «Об утверждении протокола жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 18 января 2019 года» истица Смирнова Т. была зарегистрирована и фактически проживала и проживает в настоящее время по адресу <адрес> – в одной комнате коммунальной квартиры, с кухней и туалетом на 3 семьи, общим коридором, ванна отсутствует, отопление – печное.

Однако, данное обстоятельство не было принято во внимание жилищной комиссией администрации МО «Гусевский городской округ», что не отрицалось в судебном заседании допрошенным свидетелем К..

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и вышеприведенных норм действующего законодательства, суд находит иск Смирновой Т. подлежащим частичному удовлетворению, не усматривая оснований для признания незаконным и необоснованным постановления Главы администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 30 января 2019 года «Об утверждении протокола жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 18 января 2019 года» в полном объеме, в том числе в части, не затрагивающей права истицы Смирновой Т..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Смирновой Т.Ф. удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 4.4 решения жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области № <...> от 18 января 2019 года.

Признать незаконными п. 9 и 9.1 постановления главы администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 30 января 2019 года «Об утверждении протокола жилищной комиссии администрации МО «Гусевский городской округ» № <...> от 18 января 2019 года».

Обязать администрацию МО «Гусевский городской округ» восстановить Смирнову Т.Ф., <данные изъяты> в прежней (по состоянию на 18 января 2019 года) очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, состоящих на учете в администрации МО «Гусевский городской округ».

В остальной части заявленных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гусевский городской суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 23 сентября 2020 года.

Судья Г.Г. Стригунова