ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-376/20 от 18.11.2020 Катайского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-376/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Катайск Курганской области 18 ноября 2020 года

Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего, судьи Колесникова В.В.,

с участием истца ФИО1

при секретаре Карлыковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» о признании отказа незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов,

Установил:

ФИО1 в исковом заявлении, уточнив требования, к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее также – ГУСЗН Курганской области), Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» (далее также – ГКУ УСЗН № 3), просит признать незаконным отказ в присвоении звания и возложить на ответчиков обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда». Также просит суд взыскать с ответчиков судебные расходы по уплате государственной пошлины – 300 руб., за составление искового заявления – 2000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что истец имеет стаж более 35 лет, награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» 08.06.2010. На момент награждения ведомственным знаком отличия истец осуществляла трудовую деятельность в Катайском потребительском обществе. Считает, что имеющаяся у нее награда должна учитываться при присвоении звания «Ветеран труда». Ни федеральное законодательство, ни законодательство Курганской области не содержит определения понятий «ведомство» или «ведомственный знак отличия в труде». Центральный союз потребителей обществ является центральным органом по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, он имеет контрольные и распределительные функции, его решения носят обязательный характер. Таким образом, потребительская кооперация является системой, которая имеет органы управления, высший орган – Центросоюз Российской Федерации, что характеризует систему потребительской кооперации, как ведомство, обслуживающее определенную отрасль народного хозяйства, а его высший орган – Центросоюз Российской Федерации, как орган, возглавляющий данное ведомство (л.д. 7, 63).

В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на исковых требованиях в полном объёме по указанным в исковом заявлении основаниям. Дополнила, что по состоянию на 30.06.2016 имела общую продолжительность трудового стажа более 20 лет. В этой связи, учитывая награждение истца указанным знаком отличия, считала необоснованным и незаконным отказ ГУСЗН Курганской области в присвоении истцу звания «Ветеран труда».

Представитель ответчика ГУСЗН Курганской области в судебное заседание не явился, в отзыве (возражении) просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Обращал внимание, что поскольку решения о присвоении либо отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утверждённым постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 № 73, находятся исключительно в компетенции данного ответчика, единственным надлежащим ответчиком по делу является ГУСЗН Курганской области. Решение об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» вынесено ГУСЗН Курганской области, о чём истцу направлено уведомление с исх. от 17.02.2020 № 07-953. В соответствии с Уставом ГКУ УСЗН № 3 осуществляет преимущественно предоставление мер социальной поддержки населения (назначение и выплату пособий, субсидий и компенсаций). Считают, что исковое заявление ФИО1 подано с нарушением правил территориальной подсудности, к ненадлежащему ответчику, поскольку самостоятельных требований ФИО1 к ГУСЗН Курганской области не предъявляет. Полагают, что обжалованное истцом решение принят в соответствии с требованиями действующего законодательства – Федеральным законом от 12.01.1995 № 5–ФЗ «О ветеранах» (ст. 7, 8 и др.), указанного Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», иных.

ФИО1 05.02.2020 обратилась в ГУСЗН Курганской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив в качестве документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, копию удостоверения к значку «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», которым она была награждена на основании постановления Центрального союза потребительских обществ России от 08.06.2010 № 06-150.

ГУСЗН Курганской области отказало ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» распоряжением от 10.02.2020 года № 9-р, в связи с тем, что указанный значок, учрежденный Центральным союзом потребительских обществ России не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», о чем в адрес истца было направлено указанное уведомление от 17.02.2020 № 07-953.

Полагают, что отказ ГУСЗН Курганской области в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» является законным и обоснованным. При этом ссылаются на положения Закона Российской Федерации от 19.06.1992 года № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (ст. 1 и др.). Обращают внимание, что Центральный союз потребительских обществ России (далее также - Центросоюз Российской Федерации) является общественной организацией, которая не входила в структуру федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указу Президента Российской Федерации от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», и не входит в структуру органов власти в настоящее время согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

В силу ст. 11 Конституции Российской Федерации Центросоюз Российской Федерации не относится к органам государственной власти Российской Федерации.

Сведения о том, что Центросоюзу Российской Федерации переданы государственные полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями за продолжительный добросовестный труд от имени органов государственной власти Российской Федерации, отсутствуют.

Перечень ведомственных наград Российской Федерации содержится в ОКИН ОК 018-95, утверждённом постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31.07.1995 (действовавшим до 01.07.2015), и среди них значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не значится.

Значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не значится и в ОКИН ОК 018-2014, введённом в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 №2019-ст с 01.07.2015.

Какие-либо нормативно-правовые акты, приравнивающие данный значок к ведомственным знакам отличия в труде, отсутствуют.

Таким образом, полагают, что правовые основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда» в связи с награждением значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» отсутствуют. Центральный союз потребительских обществ России не наделён функциями государственного управления, не является государственной структурой Российской Федерации и не может быть отнесён к ведомствам, имеющим право от лица государства награждать граждан ведомственными знаками отличия, поэтому значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», которым награждена ФИО1, не является ведомственным знаком отличия в труде федерального органа власти, следовательно, условие присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренное законом, отсутствует.

Также ссылаются на аналогичной правовой позиции в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2015 по делу № 45-КГ15-1, определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2019 № 88-5094/2019 (л.д. 34-37).

Представитель ответчика ГКУ УСЗН № 3 в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 73 и др.). В отзыве просил в иске отказать, ссылается на отсутствие у ГКУ УСЗН № 3 полномочий отказывать или присваивать звание «Ветеран труда». По результатам рассмотрения документов заявителя такие решения выносит ГУСЗН Курганской области. Также считал необоснованными требования истца о взыскании судебных расходов по делу (л.д. 60).

Заслушав участника судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» о признании отказа незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.

Доводы ответчика ГУСЗН Курганской области о неподсудности спора Катайскому районному суду являются необоснованными исходя из следующего.

Первоначально ФИО1 исковое заявление подано в Катайский районный суд к ГКУ УСЗН № 3, что соответствует положениями ст. 25 ГПК Российской Федерации, согласно которым иск к организации предъявляется в суд по адресу организации. Последующее уточнение истцом исковых требований, которые им также заявлены к ГУСЗН Курганской области, не является основанием для передачи дела по подсудности в силу положений ст. 31 ГПК Российской Федерации, поскольку иск к нескольким ответчикам, находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту одного из ответчиков по выбору истца. Кроме того, ч. 1 ст. 33 ГПК Российской Федерации установлено, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду, за исключением случаев изменения подсудности, установленнойст. 26и27ГПК Российской Федерации (при подсудности спора вышестоящему суду).

По существу заявленных истцом исковых требований к ответчикам.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты насе­ления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее также - Федеральный закон «О ветеранах»).

Согласноп. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При этом, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Пунктом 1.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

В соответствии с пп. 2, 3.1 ст. 26.3 этого же Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 73 от 27.03.2006 (в ред. постановления от 20.06.2016) (далее по тексту - Положение), звание «Ветеран труда» присваивается:

1) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

2) лицам, награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

3) лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

4) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

5) лицам, удостоенным почетного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области» либо награжденным одной из следующих наград: Почетной грамотой Курганской областной Думы, Почетной грамотой Губернатора Курганской области, Почетной грамотой Администрации Курганской области, Почетной грамотой Администрации (Правительства) Курганской области, Почетной грамотой Правительства Курганской области, Почетной грамотой Курганского областного Комитета КПСС, Почетной грамотой Курганского областного Совета народных депутатов, Почетной грамотой исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области «За благое дело» и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

6) лицам, награжденным знаком отличия Курганской области «Материнская слава» и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 15 лет.

Согласно п. 3 Положения указанные лица (заявители) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и необходимые документы представляют в государственное казенное учреждение, подведомственное Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее «учреждение»).

Пунктом 19 Положения предусмотрено, что лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», учреждением выдается в установленном порядке удостоверение «Ветеран труда».

В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет трудовой стаж более 35 лет в сфере торговли, начиная с 1983 г. по настоящее время, что подтверждается её трудовой книжкой (л.д. 8-14).

08.06.2010 ФИО1 награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» на основании постановления президиума Совета Центросоюза Российской Федерации от 08.06.2010 , о чём имеется запись в трудовой книжке в сведениях о награждениях (л.д.12), а также удостоверение на имя истца (л.д.16). При награждении ФИО1 работала в Катайском потребительском обществе. Награждение Факт награждения не оспаривается ответчиком.

05.02.2020 истец обратилась в ГУСЗН Курганской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» на основании вышеуказанного значка «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» Центросоюза Российской Федерации.

В присвоении звания «Ветеран труда» ГУСЗН Курганской области ей было отказано в связи с тем, что Центросоюз Российской Федерации не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации, не наделен полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, следовательно, награждение вышеуказанным значком не дает права на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 15).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.

Данное Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - знаки отличия), федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), а также порядок награждения знаками отличия.

В этом же Положении указано, что федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.

Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия.

Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (раздел 1 Общие положения).

Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 73 от 27.03.2006, не содержит перечня ведомственных знаков отличия в труде. Поэтому при принятии решения об отнесении того или иного знака отличия в труде к ведомственным знакам отличия в труде, награждение которыми дает право на присвоение звания «Ветеран труда», следует руководствоваться положениями о конкретных наградах, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, уполномоченными на учреждение ведомственных знаков отличия в труде (ведомственных наград) и на награждение ими особо отличившихся работников организаций, относящихся ксоответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Согласно правовой позиции по данному вопросу Министерства труда Российской Федерации, содержащемуся в письме от 04.03.2003 № 1562-ГК «О социальной защите отдельных категорий граждан», поскольку действующее законодательство не содержит толкования понятия «ведомственный знак отличия в труде», для присвоения звания «Ветеран труда» следует учитывать ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации, то есть решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы.

Исходя из смысла положений действующего законодательства, ведомственный знак отличия в труде должен учреждаться на федеральном уровне и присваиваться министерством (ведомством) в зависимости от ведомственной подчиненности предприятия, на котором работал гражданин, награжденный таким знаком.

Предусмотренным критериям Значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», вопреки мнению истца, не соответствует. В этой связи суд соглашается с правовой позицией, изложенной ответчиком ГУСЗН Курганской области в своём отзыве.

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» даны следующие понятия:

- потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;

- центральный союз потребительских обществ России (далее также - центральный союз) - добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова "Россия" и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления центрального союза потребительских обществ России по вопросам, определенным уставом центрального союза, обязательны как для его членов - потребительских обществ и региональных союзов, так и для созданных членами центрального союза - потребительскими обществами районных союзов потребительских обществ и региональных союзов.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития (п.1). Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.2).

В соответствии с п.1 ст.4 указанного Закона потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.

Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом (ст.5 этого же Закона).

В силу ст.31 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора (п.1).

Члены союза сохраняют самостоятельность и права юридического лица (п.2).

Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ или союзов, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Проверки деятельности членов союза и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ проводятся правлением союза (контрольно-ревизионным управлением союза) не реже одного раза в три года, а также в случае принятия потребительским обществом или союзом потребительских обществ решения о выходе из союза, членом которого является такое потребительское общество или такой союз (п.5).

Центральный союз, в который входят потребительские общества не менее чем из 45 субъектов Российской Федерации, представляет интересы организаций, входящих в систему центрального союза, в международном кооперативном движении в соответствии с делегированными ему полномочиями (п.6).

Согласно ст. 34 указанного Закона управление союзом осуществляют общее собрание представителей потребительских обществ союза, совет и правление союза (п.1). Высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ союза. Норма представительства потребительских обществ в союзе устанавливается по количеству пайщиков общим собранием представителей потребительских обществ союза. Решение об изменении нормы представительства принимается советом союза с последующим утверждением на общем собрании представителей потребительских обществ союза. С учетом нормы представительства и численности пайщиков в потребительских обществах они вправе делегировать общим собраниям представителей потребительских обществ союзов полномочия на избрание представителей в союзы других уровней (п.2).

Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждались Указами Президента Российской Федерации от 17.05.2000 № 867, от 09.03.2004 № 314, от 24.09.2007 № 1274, от 21.05.2012 № 636.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является общественной организацией, которая не входила и не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. Руководящие органы Центросоюза Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти не указаны.

Сведения о том, что Центросоюзу Российской Федерации переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями за продолжительный добросовестный труд от имени органов государственной власти Российской Федерации, также отсутствуют.

Ввиду того, что Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации в силу приведенных выше нормативных положений не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельной некоммерческой организацией, не обладая полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и награждению ими, учрежденные данной организацией награды не являются ведомственными знаками отличия в труде и не подлежат учету при решении вопроса о присвоении истцу звания «Ветеран труда».

Значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не входил в систему государственных наград, установленную п.27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442, и не относится к государственным наградам в настоящее время согласно Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 73 от 27.03.2006, также не содержит отдельного указания на то, что знаки отличия в труде, учрежденные общественной организацией Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации дают основания для присвоения звания «Ветеран труда», поэтому награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не дает права на присвоение этого звания.

Таким образом, поскольку значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не относится к ведомственным знакам отличия в труде органов государственной власти и управления Российской Федерации, Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 73 от 27.03.2006, не содержит указания на то, что знаки отличия в труде, учрежденные общественной организацией Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации, дают право на присвоение звания «Ветеран труда» наряду с государственными наградами, то отказ ГУСЗН Курганской области в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» является законным, расширительное толкование перечня ведомственных знаков отличия в труде недопустимо.

Награждение ФИО1 значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» Центросоюза Российской Федерации не повлекло возникновения у нее права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 № 73.

Давая оценку иным доказательствам по делу суд находит их не опровергающими изложенное. Представленное истцом мнение об ином толковании действующего законодательства, опубликованное в еженедельной газете «Российская кооперация» № 25 (1110) от 27.06.2019 (л.д. 94), основано на неверном толковании закона и само по себе никак не является основанием к удовлетворению иска. Также, как обоснованно отмечено ответчиком ГУЗН Курганской области, в силу Положения от 27.03.2006 № 73 к полномочиям ГКУ УСЗН № 3 не отнесено присвоение звания «Ветеран труда». В этой связи исковые требования к ответчику ГКУ УСЗН № 3 также являются необоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Учитывая, что исковые требования истца оставлены без удовлетворения, заявленные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» о признании отказа незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов - отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Колесников В.В.

В мотивированном виде изготовлено: 18.11.2020