Дело № 2-376/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2016 года п. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Бузинской В.С., при секретаре Антошиной Л.В., с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Ожерельевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов ФИО4 к Администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с иском, поданным в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах ФИО4, ранее относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации Дубровского района Брянской области об обязании должностных лиц Администрации Дубровского района Брянской области включить ФИО4 в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование исковых требований прокурор Дубровского района Брянской области сослался на то, что ФИО4 ранее относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО4 - мать ФИО1., и отец ФИО2. лишены родительских прав в отношении сына ФИО4
ФИО4 имел своё жильё, но оно не сохранилось, в связи с чем постановлением Сергеевской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ. № «О постановке в банк данных на получение жилья» он был включен в банк данных на получение жилья. Однако до настоящего времени ФИО4 не включен в список жилищного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в МО «Дубровский район».
В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Ожерельева М.А. исковые требование поддержала полностью и просила суд: в порядке, предусмотренном ст. 1ч. 3, ст. 5, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обязать администрацию Дубровского района включить ФИО4 в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в полном объеме и пояснил, что он в настоящее время проживает в семье своего брата, собственного жилья не имеет. О том, что он состоит в банке данных он узнал в этом году. В настоящее время он работает на <данные изъяты>. О том, что он имеет право на получение жилья, не знал, поэтому до этого года не обращался в компетентные органы с заявлением.
Представитель ответчика - администрации Дубровского района Брянской области по доверенности ФИО5 исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области не признала, сославшись на то, что как в ДД.ММ.ГГГГ так и в настоящее время порядок получения жилья сиротами имел заявительный характер. ФИО4 должен был обратиться с заявлением об обеспечении жильем в органы опеки и попечительства, но с таким заявлением он не обращался. Нахождение в банке данных не является основанием для постановки ФИО4 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Определением Дубровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области привлечен по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление прокурора Дубровского района Брянской области, просила суд рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие и принять решения на усмотрение суда (л.д. 26-27, 29, 47-48).
Представитель органа опеки и попечительства администрации Дубровского района по доверенностям ФИО7 исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области не поддержала суду пояснила, что согласно действующему законодательству включению в список подлежат дети - сироты либо дети оставшиеся без попечения родителей, либо лица из числа детей сирот или детей оставшихся без попечения родителей не достигшие возраста 23 лет. ФИО4 уже давно исполнилось 23 года и он в силу действующего законодательства не может быть включен в список. В ДД.ММ.ГГГГ включались в банк данных дети –сироты, не достигшие 18 лет, и не имеющие жилого помещения. Для этого достаточно было заявления законного представителя и документа об отсутствии жилья. ФИО4 был внесен в банк данных ошибочно, поскольку ему в ДД.ММ.ГГГГ уже было 18 лет. После 18 лет ФИО4 должен был самостоятельно обратиться с заявлением о постановке его на жилищный учет. ФИО4 с данным заявлением никуда не обращался. Обратился ФИО4 в орган опеки и попечительства только в ДД.ММ.ГГГГ за консультацией, и ему было разъяснено, что он не имеет права на получение жилья как сирота, но он может защитить свои права в суде, и поэтому он после этого обратился в прокуратуру.
Суд в соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. При этом малоимущим и гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и иных жилищных фондов. Законодатель сам определяет категории граждан, конкретные формы, а также источники и порядок обеспечения их жильем.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 названного Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона Брянской области от 29.12.2012г. №107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как установлено в судебном заседании ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6, 7, 8) ранее относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители ФИО4 – мать ФИО1 и отец ФИО2. лишены родительских прав по решению Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6-7, 53-54).
Приказом по ГБОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО4 зачислен на обучение по профессии «<данные изъяты>» и был отчислен ДД.ММ.ГГГГ за неуспеваемость и пропуски занятий без уважительной причины (л.д. 34).
Из материалов дела следует, что ФИО4 в собственности жилья не имеет, помещение по договору социального найма ему не предоставлялось (л.д. 11-13).
Судом установлено, что после отчисления из ГБОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес> ФИО4, находившийся в совершеннолетнем возрасте, не обращался в администрацию Дубровского района Брянской области с заявлением о внеочередном предоставлении ему жилого помещения как ребенку из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в МО «Дубровский район» (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 достиг возраста 23 лет (л.д. 5). К этому времени он не состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в Администрации Дубровского района Брянской области.
Постановлением Правительства Брянской области от 24.02.2014г. № 56-п «Об утверждении порядка формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для включения детей-сирот в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» определено, что органы опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области являются уполномоченными органами по формированию учетных дел и списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в МО «Дубровский район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года ФИО4 не значится (л.д. 8).
Согласно Постановлению Правительства Брянской области от 24.02.2014г. №56-п «Об утверждении порядка формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области является уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством, ФИО4 не состоит (л.д. 48).
Из показаний свидетеля ФИО3 в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ сельским администрациям было разрешено вносить в банк данных на получение жилья детей сирот, не имеющих жилья. В ДД.ММ.ГГГГ он работал главой Сергеевской сельской администрации и все дети сироты, нуждающиеся в жилье, в том числе и ФИО4 были внесены в банк данных на получение жилья. ФИО4 в это время на территории администрации не проживал, и он заявления о внесении в банк данных не писал. Лично он с ним не встречался.
Суд считает, что в действиях должностных лиц администрации Дубровского района Брянской области отсутствует нарушение действующего законодательства, поскольку постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений носит заявительный характер, учет таких граждан осуществляется по отдельным спискам. К моменту обращения в прокуратуру Дубровского района Брянской области за защитой своих прав ФИО4 утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на внеочередное получение жилья.
Федеральным Законом РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены возрастные ограничения для предоставления указанных гарантий – до 23 лет.
Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч. 2 ст. 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО4 и должностные лиц ГБОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года не обращались в компетентные органы Дубровского района Брянской области с заявлениями о внеочередном обеспечении его жильем.
Доводы ФИО4 о том, что он не знал о дополнительных гарантиях в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку он, как ребенок-сирота, имел возможность в совершеннолетнем возрасте обратиться в администрацию Дубровского района Брянской области с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в обеспечении жильем. Основания для восстановления пропущенного срока для обращения ребенка-сироты, достигнувшего 23-летнего возраста, с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в обеспечении жильем законодательством Российской Федерации и Брянской области не предусмотрены.
Таким образом, достижение ФИО4 возраста 26 лет на момент обращения в прокуратуру Дубровского района Брянской области за защитой своего права на включение в список нуждающихся в получении жилья по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и отсутствие заявления о включении ФИО4 в список нуждающихся в жилых помещениях, является основанием для отказа прокурору в удовлетворении иска в защиту интересов ФИО4
Учитывая изложенное, и, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать прокурору Дубровского района Брянской области в интересах ФИО4 в исковых требованиях к Администрации Дубровского района Брянской области об обязании должностных Администрации Дубровского района Брянской области включить ФИО4 в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Дубровский районный суд Брянской области.
Председательствующий по делу, судья В.С. Бузинская