Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
№ 2-376/2016
24 марта 2016 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Филипповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоуренгойского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" о возложении обязанности обеспечить прохождение обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения квалификации по авиационной безопасности инспектору группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Новоуренгойский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" о возложении обязанности обеспечить прохождение обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения квалификации по авиационной безопасности инспектору группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности.
В обоснование иска указал, что Новоурегойской транспортной прокуратурой в АО "Аэропорт Салехард" проведена проверка исполнения требований законодательства об авиационной безопасности. В структуре ответчика создана и функционирует Служба авиационной безопасности (далее по тексту- САБ), которая имеет два подразделения: группу перронного контроля и досмотра воздушных судов и группу досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, багажа, груза, бортовых запасов и почты. Сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца. В соответствии с разделом 4 Приказа №310 от 16.10.1998 года "О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации", для руководителей и сотрудников групп досмотра установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности-2 года. Проведенной проверкой установлено, что инспектор группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ АО "Аэропорт Салехард" ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел обучение в НОУ НУЦ "АБИНТЕХ" по программе повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности по программе "Перронный контроль, досмотр воздушных судов" с получением документа установленного образца-сертификата о краткосрочном повышении квалификации №. Указанное обучение проведено на основании заключенного ответчиком с НОУ НУЦ "АБИНТЕХ" договором с ДД.ММ.ГГГГ№. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО2 квалификацию по авиационной безопасности не подтвердил, осуществляет при этом трудовую деятельность в АО "Аэропорт Салехард" без прохождения повышения квалификации по авиационной безопасности. Считал, что ответчик не обеспечил установленную законодателем периодичность повышения квалификации ФИО2в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Просил суд обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить прохождение обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов Службы авиационной безопасности ФИО2
Определением судьи от 26 января 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.
Определением судьи от 11 февраля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу.
В судебном заседании заместитель Новоуренгойского транспортного прокурора В.Н. Бубенко, действующий на основании доверенности, поддержал требования и доводы иска.
Представитель ответчика В.И. Тупчиенко, действующий на основании доверенности, требования иска не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц ФИО2, представителя Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу, извещенных о времени и месте слушания дела судом надлежащим образом.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 2 Воздушного Кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 03 декабря 2015 года Новоуренгойской транспортной прокуратурой в АО «Аэропорт Салехард» проведена проверка исполнения требований законодательства об авиационной безопасности.
В силу ст. 83 Воздушного кодекса РФ, п.4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 года № 142, авиационная безопасность- это состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов.
Согласно п.3.8. Положения о службе авиационной безопасности АО «Аэропорт Салехард» в структуре Службы авиационной безопасности созданы и функционируют следующие подразделения:
группа перронного контроля и досмотра воздушных судов;
группа досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, багажа, груза, бортовых запасов и почты.
Таким образом, Служба авиационной безопасности аэропорта является службой с особыми уставными задачами.
Приказом Федеральной авиационной службы России от29.07.1998 года № 238 утверждены "Правила производства досмотра воздушных судов", в п.2.1 раздела 3 которых указано, что досмотр воздушных судов производится сотрудниками САБ, имеющими специальную подготовку.
Из материалов дела следует, что ФИО2 состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ АО "Аэропорт Салехард".
Согласно пункта 6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 года № 142 - сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца. Приказом Федеральной авиационной службы от 16 октября 1998 года № 310 «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» утверждены и введены Нормы подготовки и текущей учебы по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации.
В соответствии с приложением вышеуказанного приказа, главой IV установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации сотрудников но авиационной безопасности - для руководителей и групп досмотра - 2 года.
Во исполнение неукоснительного соблюдения положений приказа ФАС России от 16.10.1998 года № 310 начальником Управления авиационной безопасности ФАС России В.Н. Салеевым, для руководства и использования в подготовке и переподготовке по авиационной безопасности авиаперсонала и работников аэропортов, авиапредприятий и экешгуатантов, издан и направлен нормативно-правовой документ от 05.02.1999 года № 27.1.8-22, согласно которого установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации специалистов по авиационной безопасности - для сотрудников САБ (кроме групп досмотра) - 3 года.
Как указывают стороны, приказ ФАС России 01 16.10.1998 года № 310 и указания ФАС России от 05.02.1999 года № 27.1.8-22 взаимосвязаны, являются нормативно-правовыми документами, регламентирующими для различных категорий сотрудников САБ периодичность прохождения специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.
Во исполнение указанных нормативно-правовых документов, введены соответствующие программы обучения сотрудников САБ для группы по специализации «Перронный контроль, досмотр воздушных судов» и по специализации «Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей», которые являются различными для соответствующих групп работников службы авиационной безопасности, что отражено в должностных обязанностях сотрудников САБ АО «Аэропорт Салехард» по вышеуказанным направлениям деятельности.
Из материалов дела следует, что инспектор группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ АО "Аэропорт Салехард" ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел обучение в НОУ НУЦ "АБИНТЕХ" по программе повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности по программе "Перронный контроль, досмотр воздушных судов" с получением документа установленного образца-сертификата о краткосрочном повышении квалификации №.
Указанное обучение проведено на основании заключенного ответчиком с НОУ НУЦ "АБИНТЕХ" договором с ДД.ММ.ГГГГ№.
НОУ НУ И «АБИНТЕХ» с 2000 года и по настоящее время осуществляет обучение сотрудников САБ аэропорта Салехард по образовательной программе «Перронный контроль, досмотр воздушных судов», с указанием периодичности подтверждения квалификации сроком 3 года.
В силу п.4.1-.4.7 Положения о Службе авиационной безопасности АО "Аэропорт Салехард", функциями группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ является предполетный и послеполетный досмотр воздушных судов с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства или иного чрезвычайного происшествия.
Согласно раздела 2.2. должностной инструкции ФИО2 при осуществлении трудовых обязанностей он осуществляет предполетный и послеполетный досмотр воздушных судов, производит контроль за процессом посадки на воздушное судно авиапассажиров, погрузку, разгрузку багажа, почты, грузов и бортовых запасов.
При этом, в отличии от должностных обязанностей инспектора по досмотру, ФИО2 не осуществляет предполетный осмотр пассажиров и багажа, вещей, находящихся при пассажирах, с целью выявления запрещенных к перевозке предметов и веществ, ручной досмотр багажа и ручной клади с помощью технических средств, применяемых при досмотре, с применением правил и мер техники безопасности.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что в АО "Аэропорт Салехард" Тюменским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта, а также Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по УрФО Ространснадзора, ежегодно проводились проверки сертификационных требований, регламентируемых воздушным законодательством, в том числе в отношении деятельности по авиационной безопасности. По результатам проверок нарушений порядка аттестации руководителей, специалистов авиационного персонала не отмечалось (не выявлялось).
Согласно приказа № 310 от 16.10.1998 года "О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации", и АКТа № 27.1.8-22 от 05.02.1999 года «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» - для сотрудников досмотра - 2 года, для сотрудников САБ (кроме группы досмотра) - 3 года.
Следовательно, АО «Аэропорт Салехард» не были нарушены нормы, правила или процедуры авиационной безопасности, в части периодичности прохождения обучения, повышения (подтверждения квалификации) сотрудников службы авиационной безопасности по специализации «Перронный контроль, досмотр воздушных судов».
Учитывая то обстоятельство, что в соответствии со ст. 46 Конституции РФ, ст. 2,3 ГПК РФ в судебном порядке подлежат защите реально нарушенные или оспариваемые права и свободы граждан, суд приходит к выводу о том, что требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Новоуренгойского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу к "Аэропорт Салехард" о возложении обязанности обеспечить прохождение обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения квалификации по авиационной безопасности инспектору группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В.Богомягкова