ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-376/202120АП от 20.04.2021 Новодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-376/2021 20 апреля 2021 года

УИД 29RS0016-01-2021-000511-80

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Белоусова А.Л.,

при помощнике судьи Хрущевой Ю.В.

с участием представителя истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску ФИО4 к Товариществу собственников жилья «Южный» об оспаривании требования о внесении платы за коммунальные услуги и уведомления о приостановлении предоставления коммунальной услуги, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Южный» об оспаривании требования о внесении платы за коммунальные услуги и уведомления о приостановлении предоставления коммунальной услуги, взыскании компенсации морального вреда, указав на нарушение своих прав, как собственника <адрес> со стороны ответчика, осуществляющего управлением указанным домом. Просит признать незаконным требование ТСЖ «Южный», изложенное в платежном документе за январь 2021 г. и информационном сообщении, размещенном 05.02.2021 на ресурсе ГИС ЖКХ о внесении платы за коммунальные услуги горячее водоснабжение в размере 10597,37 руб. и электроснабжение в размере 29588,71 руб. по данной квартире, признать незаконным предупреждение (уведомление) ТСЖ «Южный» от 04.02.2021 о приостановлении или ограничение предоставления коммунальных услуг по указанной квартире в случае непогашения задолженности и взыскать с ответчика 20093,04 руб. в качестве компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что в заявление от 02.11.2019 уведомила ответчика, осуществляющего управление указанным домом о приобретении права собственности на квартиру 8 и о показаниях индивидуального прибора учета электрической энергии на день регистрации права собственности – 00968 кВт/ч. 12 февраля 2021 года получила от ответчика уведомление от 04.02.2021 о приостановлении или ограничение предоставления коммунальных услуг по квартире в случае непогашения задолженности. В ГИС ЖКХ ответчик также разместил уведомление о приостановлении коммунальной услуги по причине непогашения задолженности с платежным документом за январь 2021 г. о начислении платы по нормативу из состава 2 человек с размером задолженности по электрической энергии 29588,71 руб., по горячему водоснабжению 10597,37 руб. С таким порядком расчета платы не согласна, считает, что ответчик обязан начисление платы за электрическую энергию производить согласно показаниям индивидуального прибора учета, а по горячему водоснабжению плата не должна производится исходя из норматива потребления на 2 человека, так как зарегистрированный по месту жительства по адресу указанный квартиры ее малолетний сын ФИО5 не проживал и не может проживать в этой квартире, так как она находится в стадии ремонта и непригодна для проживания, в квартире отсутствует техническая возможность установки индивидуального прибора учета горячего и холодного водоснабжения, отсутствует внутриквартирные трубопроводы, а стены квартиры неподготовлены для установки (кирпичная кладка) с момента ввода дома в эксплуатацию по настоящее время.

Истец ФИО4, извещенная о рассмотрении дела в судебное заседание не явилась, направила своего представителя ФИО1, поддержавшего исковые требования с учетом представленных письменных пояснений.

Представители ответчика ФИО2 до перерыва в судебном заседании и ФИО3 после перерыва в судебном заседании иск не признали, указав на его необоснованный характер.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Как установлено по материалам дела, истец ФИО4 с 30.10.2019 является собственником <адрес>.

Многоквартирный жилой <адрес> находится в управлении ТСЖ «Южный».

По адресу данной квартиры по месту жительства с 26.07.2018 зарегистрированы ФИО1 и несовершеннолетний ФИО5

В платежном документе по оплате за данное жилое помещение и коммунальные услуги за январь 2021 года ответчик произвел начисление текущей платы в сумме 9262,42 руб. и указал на задолженность по оплате за это жилое помещение и коммунальные услуги в сумме 104278 руб., предложив истцу к оплате 113540,42 руб., с указанием, что последний платеж от истца был 03.03.2020.

В связи с наличием указанной задолженности по коммунальным услугам, в том числе по электрической энергии в сумме 29588,71 руб., по горячему водоснабжению 10597,37 руб., по холодному водоснабжению 9919,85 руб., по водоотведению 6001,32 руб., ответчик уведомил истца о намерении приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, о чем известил уведомлением от 04.02.2021, направленного посредством почтового отправления и через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет».

Истец считает указанные действия ответчика незаконными, на что суд отмечает следующее.

Разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг) установлены основания и порядок приостановления или ограничение предоставления коммунальных услуг.

Согласно подп. а п. 117 названных Правил, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы (п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи (подп. «а»).

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг).

Как достоверно установлено судом и подтверждается материалами дела, установив неисполненную истцом обязанность по оплате коммунальной услуги по электрической энергии, холодному и горячему водоснабжению в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги, ответчик, действуя с соблюдением требований указанных Правил предоставления коммунальных услуг направил истцу оспариваемое уведомление.

Считать данные действия ответчика незаконными исходя из представленных истцом в материалы дела доказательств у суда оснований не имеется.

Материалами дела подтверждается, что ФИО4, как собственник указанной квартиры является потребителем электроэнергии. Данная квартира также обеспечена инженерными сетями холодного и горячего водоснабжения, отопления и системы водоотведения.

Согласно акта обследования указанного жилого помещения АО «Сети» от 15.04.2021 техническая возможность установки индивидуальных приборов учета потребляемых коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения по данной квартире имеется, однако приборы не установлены.

Установленный по квартире истца прибор учета электрической энергии не введен собственником квартиры в эксплуатацию, что подтверждается сведениями, представленными ООО «ТГК-2 Энергосбыт».

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья (часть 1).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (часть 2).

Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 5).

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 6).

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11).

Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену (часть 4 статьи 13).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках закреплены Основными положениями о функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения № 442).

В соответствии с разделом X «Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений № 442, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Аналогичная обязанность предусмотрена и п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Согласно подп. "а" п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, отсутствие установленных по квартире истца индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, отсутствие ввода в эксплуатации прибора учета электрического энергии фактически позволяет констатировать отсутствие указанных приборов учета по квартире истца.

В рассматриваемом случае в силу указанных норм права, именно на истца возложена обязанность по своевременной поверке, замене установленных в принадлежащей ей квартире приборов учета электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения и ввода их в эксплуатацию, которые не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, несмотря на то, что прибор учета электрической энергии выведен за пределы указанной квартиры.

Неисполнение данной обязанности истца по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета, правомерно расценено ответчиком, как достаточное основание для начисления истцу платы за коммунальные услуги по электрической энергии, холодному и горячему водоснабжению в порядке, установленном пунктами 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг, размер которой истцом не оспорен.

Ссылка представителя истца на положения пункта 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг, как основание для возложения указанной обязанности по установке и вводу в эксплуатацию приборах учета на иное лицо, является несостоятельной, поскольку данный пункт правил регулирует вопросы по установке приборов учета электрической энергии и ввода их в эксплуатацию в случаях когда такая обязанность возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию.

Иных доводов, указывающих на незаконность действий ответчика при начислении платы за коммунальные услуги и определения задолженности по оплате коммунальных услуг и уведомления истца о возможном приостановлении или ограничение предоставления коммунальных услуг по указанной квартире в случае непогашения задолженности, иск не содержит.

При таких обстоятельствах, исковые требования об оспаривании требования о внесении платы за коммунальные услуги и уведомления о приостановлении предоставления коммунальной услуги, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат, в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Товариществу собственников жилья «Южный» признать незаконным требование изложенное в платежном документе за январь 2021 г. и информационном сообщении, размещенном 05.02.2021 на ресурсе ГИС ЖКХ о внесении платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению в размере 10597 руб. 37 коп. и электроснабжению в размере 29588 руб. 71 коп. по <адрес>, признать незаконным предупреждение (уведомление) ТСЖ «Южный» от 04.02.2021 о приостановлении или ограничение предоставления коммунальных услуг и взыскании компенсации морального вреда отказать.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд.

Председательствующий А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 27 апреля 2021 года.