ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-376/2022 от 12.04.2022 Алапаевского городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2022 года

Дело № 2-376/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск

Свердловской области 12 апреля 2022 года

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Киприяновой Н.Ю., при секретаре Шестаковой О.А.,

с участием помощника Алапаевского городского прокурора Шарифзяновой Е.В.,

представителя ответчика МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.04.2022, действительной по 31.12.2022,

представителя ответчика Администрации МО г. Алапаевск ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.01.2022, выданной на срок до 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», Администрации МО г. Алапаевск о понуждении к выполнению действий,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор (далее – прокурор) в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» (далее – учреждение), Администрации МО г. Алапаевск с иском о понуждении к выполнению действий.

Так прокурор просит обязать Администрацию МО г. Алапаевск в срок до 01.06.2022 выделить финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящихся по адресу: <...> <...>.

Так же прокурор просит обязать МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский»:

- в срок до 01.09.2022 в здании, расположенном по адресу: <...>, организовать подключение оборудования системы тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова полиции) на ПЦО;

- в срок до 01.01.2023 в здании, расположенном по адресу: <...> 37:

оснастить объект системой экстренного оповещения и управления эвакуации сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

оснастить объект аварийным освещением на путях эвакуации, в потенциальных опасных участках;

оснастить объект тревожной сигнализацией (кнопкой экстренного вызова полиции) с выводом на ПЦО;

оснастить объект системой охранного видеонаблюдения как внутри здания, так и по его периметру;

оснастить объект системой управления доступом (видеодомофоном, электромагнитным замком с доводчиком на двери);

- в срок до 01.01.2023 в здании, расположенном по адресу: <...>:

оснастить объект системой управления доступа (видеодомофоном, электромагнитным замком с доводчиком на двери);

организовать подключение оборудования системы тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова полиции) на ПЦО;

- в срок до 01.09.2022 в здании, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Алапаевск, <...>, оснастить объект тревожной сигнализацией (кнопкой экстренного вызова полиции) с выводом на ПЦО.

В обоснование иска указано, что Алапаевской городской прокуратурой по заявлению прокуратуры Свердловской области проводилась проверка исполнения законодательства в т. ч. об антитеррористической защищенности физкультурно-спортивных организаций, реализующих программы в области физической культуры и спорта, спортивной подготовки, находящихся на территории города Алапаевска. В рамках надзорных мероприятий установлено, что в МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» безопасные условия пребывания детей на указанных объектах не обеспечиваются. В здании МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящемся по адресу: <...>, пропускной и внутриобъектовый режимы должным образом не организованы и не обеспечиваются, оборудование системы тревожной сигнализации (кнопка экстренного вызова полиции) установлено, но не введено в эксплуатацию, отсутствует подключение на ПЦО. Однако ежедневно в указанном здании занимаются в спортивной секции более 30 детей. В здании МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящемся по адресу: <...>, где занимается спортом 42 ребенка, пропускной и внутриобъектовый режимы должным образом не организованы и не обеспечиваются, система экстренного оповещения и управления эвакуации сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации отсутствует, аварийное освещение на путях эвакуации, в потенциальных опасных участках отсутствует, тревожная сигнализация (кнопка экстренного вызова полиции) с выводом на ПЦО отсутствует, система охранного видеонаблюдения как внутри здания, так и по периметру отсутствует, система управления доступом (видеодомофон, электро-магнитный замок с доводчиком на двери) отсутствует. В здании МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящемся по адресу: <...>, где занимается спортом 36 детей, пропускной и внутриобъектовый режимы должным образом не организованы и не обеспечиваются, система управления доступом (видеодомофон, электро-магнитный замок с доводчиком на двери) отсутствует, оборудование системы тревожной сигнализации (кнопка экстренного вызова полиции) установлено, но не введено в эксплуатацию, отсутствует подключение на ПЦО. В здании МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящемся по адресу: г. Алапаевск, <...>, где занимается спортом 25 детей, пропускной и внутриобъектовый режимы должным образом не организованы и не обеспечиваются, оборудование системы тревожной сигнализации (кнопка экстренного вызова полиции) установлено, но не введено в эксплуатацию, отсутствует подключение на ПЦО. Срок выполнения указанных мероприятий в соответствии с паспортами безопасности объектов истек. По данному поводу 23.04.2021 Алапаевским городским прокурором в адрес главы МО г. Алапаевск вынесено представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени мер к выделению необходимого размера денежных средств для выполнения указанных мероприятий в МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» не принято, требования, изложенные в представлении прокурора, не исполнены. Согласно Уставу МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» функции и полномочия учредителя учреждения от имени МО г. Алапаевск исполняет Администрация МО г. Алапаевск. Имущество МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» закрепляется за ним на праве оперативного управления. С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в т. ч., несовершеннолетних, на безопасность, охрану жизни и здоровья. Указанные нарушения способствует несанкционированному доступу в учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в уазанном учреждении. Положениями федерального законодательства предусмотрена обязанность органов местного самоуправления городского округа принимать меры к выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В связи с чем, обязанность выделить финансирование для выполнения необходимых мероприятий по антитеррористической защищенности лежит на Администрации МО г. Алапаевск.

В судебном заседании помощник Алапаевского городского прокурора Шарифзянова Е.В. на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» ФИО2 в судебном заседании пояснила, что с требованиями, предъявленными к учреждению согласна и при наличии финансирования данные мероприятия будут выполнены.

Представитель ответчика Администрации МО г. Алапаевск ФИО3 в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве, указав, что с иском согласна частично, не согласна с указанными сроками, так как в указанные сроки не м. б. обеспечено финансирование на проведение указанных в иске мероприятий, полагает, что в связи с действующими нормативно-правовыми актами выделение денежных средств должно быть распределено на 2 финансовых года.

Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 26.01.1990, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 определены основные задачи противодействия терроризму, среди которых обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 указанного закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ст. 2 этого Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.44 Свода правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, установлено, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.

Согласно пункта 13 раздела III Требований к антитеррористической защищенности объектов спорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 202, антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем:

осуществления мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты спорта, что достигается посредством: установления и осуществления на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов; организации и осуществления охраны объектов (территорий); оснащения объектов (территорий) охранными инженерными средствами инженерными заграждениями, конструкциями, другими инженерными средствами защиты от противоправных посягательств; обеспечения оснащенности объектов (территорий) техническими средствами охраны;

выявления потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах спорта, и (или) признаков подготовки или совершения на них террористического акта, что достигается посредством: соблюдения на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов; контроля за соблюдением лицами, находящимися на объектах спорта, требований антитеррористической защищенности; обеспечения круглосуточного непрерывного функционирования на объектах спорта охранной телевизионной системы (в случае ее наличия в соответствии с категорией опасности);

минимизации возможных последствий и ликвидации угроз совершения террористических актов на объектах спорта, что достигается посредством: оперативного оповещения и проведения эвакуации должностных лиц и персонала, а также посетителей объекта спорта в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте спорта; своевременного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации об угрозе совершения или о, совершении террористического акта на объекте спорта.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 7. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 года, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Положениями ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», предусмотрено, что органы местного самоуправления принимают участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закон в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Данные положения федерального законодательства свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления городского округа обязанности принимать меры к выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), в том числе в сфере образовательной деятельности, также меры, направленные на обеспечение здоровья учащихся в образовательном учреждении.

Исходя из приведенных положений действующего законодательства в области противодействия терроризму, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов гражданского дела, Алапаевской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области проводилась проверка исполнения законодательства исполнения законодательства о пожарной безопасности, об антитеррористической защищенности физкультурно-спортивных организаций, образовательных организаций, реализующих программы в области физической культуры и спорта, спортивной подготовки на территории МО г. Алапаевск.

В рамках надзорных мероприятий установлено, что МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» допущены нарушения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов, а именно:

- в здании МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящемся по адресу: <...>, пропускной и внутриобъектовый режимы должным образом не организованы и не обеспечиваются, оборудование системы тревожной сигнализации (кнопка экстренного вызова полиции) установлено, но не введено в эксплуатацию, отсутствует подключение на ПЦО. Однако ежедневно в указанном здании занимаются в спортивной секции более 30 детей (срок выполнения указанного мероприятия в соответствии с паспортом безопасности объекта истек еще 30.08.2020);

- в здании МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящемся по адресу: <...>, где занимается спортом 42 ребенка, пропускной и внутриобъектовый режимы должным образом не организованы и не обеспечиваются, система экстренного оповещения и управления эвакуации сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации отсутствует, аварийное освещение на путях эвакуации, в потенциальных опасных участках отсутствует, тревожная сигнализация (кнопка экстренного вызова полиции) с выводом на ПЦО отсутствует, система охранного видеонаблюдения как внутри здания, так и по периметру отсутствует, система управления доступом (видеодомофон, электро-магнитный замок с доводчиком на двери) отсутствует (срок выполнения указанных мероприятий в соответствии с паспортом безопасности объекта истек еще 30.08.2020 и 30.08.2021);

- в здании МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящемся по адресу: <...>, где занимается спортом 36 детей, пропускной и внутриобъектовый режимы должным образом не организованы и не обеспечиваются, система управления доступом (видеодомофон, электро-магнитный замок с доводчиком на двери) отсутствует, оборудование системы тревожной сигнализации (кнопка экстренного вызова полиции) установлено, но не введено в эксплуатацию, отсутствует подключение на ПЦО (срок выполнения указанных мероприятий в соответствии с паспортом безопасности объекта истек еще 30.08.2021 и 30.08.2020 соответственно);

- в здании МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящемся по адресу: г. Алапаевск, <...>, где занимается спортом 25 детей, пропускной и внутриобъектовый режимы должным образом не организованы и не обеспечиваются, оборудование системы тревожной сигнализации (кнопка экстренного вызова полиции) установлено, но не введено в эксплуатацию, отсутствует подключение на ПЦО (срок выполнения указанного мероприятия в соответствии с паспортом безопасности объекта истек еще 30.08.2020).

Для устранения выявленных нарушений 23.04.2021 Алапаевским городским прокурором в адрес Главы МО г. Алапаевск ФИО1 внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, об антитеррористической защищенности, охране жизни и здоровья детей.

Как следует из ответа Администрации МО Алапаевск от 30.06.2021 № 2885, представление рассмотрено на заседании комиссии МО г. Алапаевск по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, принято решение об устранении нарушений, однако на дату рассмотрения настоящего иска в МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» указанные мероприятия не проведены.

Осуществление деятельности объектов МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и работников Учреждения во время пребывания, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Факт наличия выявленных в МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» нарушений представителями ответчиков не опровергнут.

Таким образом, на учреждение должна быть возложена обязанность по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности, указанных в исковом заявлении.

Администрация МО г. Алапаевск в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязана обеспечить финансирование указанных работ.

Согласно Уставу МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» функции и полномочия учредителя учреждения от имени МО г. Алапаевск исполняет Администрация МО г. Алапаевск.

Обсудив требование прокурора о выделении финансирования МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» в срок до 01.06.2022, и исследовав представленные в материалы дела доказательства, исходя из обстоятельств дела, того факта, что требования законодательства об антитеррористической защищенности рассматриваемого объекта не исполняются, о чем указано в паспорте безопасности и установлены сроки для устранения нарушений до 30.08.2020, 30.08.2021 соответственно, которые истекли и финансирование уже должно быть запланировано, а также учитывая время вступления решения суда в законную силу и временной промежуток необходимый для получения финансирования, суд приходит к выводу, что выделить бюджетное финансирование администрация МО г. Алапаевск должна до 01.08.2022, а МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский» провести мероприятия срок не позднее 01.11.2022, 01.03.2021, 01.03.2021, 01.11.2022 соответственно.

При этом, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (ст. 434 ГПК РФ).

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», Администрации МО г. Алапаевск о понуждении к выполнению действий удовлетворить.

Обязать Администрацию МО г. Алапаевск в срок до 01.08.2022 выделить финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности в соответствии с паспортами безопасности объектов МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский», находящихся по адресу: <...> <...>.

Обязать МКУ «Спортивный комплекс п. Зыряновский»:

- в срок до 01.11.2022 в здании, расположенном по адресу: <...>, организовать подключение оборудования системы тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова полиции) на ПЦО;

- в срок до 01.03.2023 в здании, расположенном по адресу: <...> 37:

оснастить объект системой экстренного оповещения и управления эвакуации сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

оснастить объект аварийным освещением на путях эвакуации, в потенциальных опасных участках;

оснастить объект тревожной сигнализацией (кнопкой экстренного вызова полиции) с выводом на ПЦО;

оснастить объект системой охранного видеонаблюдения как внутри здания, так и по его периметру;

оснастить объект системой управления доступом (видеодомофоном, электромагнитным замком с доводчиком на двери);

- в срок до 01.03.2023 в здании, расположенном по адресу: <...>:

оснастить объект системой управления доступа (видеодомофоном, электромагнитным замком с доводчиком на двери);

организовать подключение оборудования системы тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова полиции) на ПЦО;

- в срок до 01.11.2022 в здании, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Алапаевск, <...>, оснастить объект тревожной сигнализацией (кнопкой экстренного вызова полиции) с выводом на ПЦО.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.

Судья Н.Ю. Киприянова