Гр.дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2022 года
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Омаровой З.К.,
с участием помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантуловой С.Х.,
при секретаре Хамидовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах МО СП «» и неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «» и ФИО2 о признании незаконными ненормативного правового акта и действия, расторжении трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах МО СП «» и неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «» и ФИО2 о признании незаконными ненормативного правового акта и действия, расторжении трудового договора.
При этом истец ссылается на то, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой в администрации сельского поселения «» Республики Дагестан (далее - МО СП «») проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и бюджетного законодательства.
Проверкой установлено, что распоряжением главы МО СП «» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№-РК «О приеме работника на работу» ФИО2 принят на работу на должность заместителя главы администрации МО СП «» РД с месячным окладом согласно штатному расписанию.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО СП «» и ФИО2 заключен трудовой договор, в соответствии с которым ФИО2 принимается на работу по должности заместителя главы администрации МО СП «» на неопределенный срок.
Указанное распоряжение главы МО СП «» и трудовой договор, заключенный им с ФИО2, противоречат закону, в связи с чем просит:
Признать недействительным распоряжение администрации муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан в лице его главы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№-РК «О приеме работника на работу» с момента его издания.
Признать незаконными действия главы муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан ФИО4, возглавлявшего администрацию данного сельского поселения, по заключению с ФИО2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу на должность заместителя главы администрации муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан в лице исполняющего обязанности главы муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан отменить распоряжение администрации муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан в лице главы муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№-РК «О приеме работника на работу» и расторгнуть (прекратить) трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 по основанию, предусмотренному пунктом 11 части первой статьи 77 и абзацем 6 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).
Помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантулова С.Х. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Ответчики представитель Администрации МО СП «» ФИО6 и ФИО2, исковые требования признали, считая их законными и обоснованными.
Выслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Из пункта 1 части 1 статьи 43 и части 3 статьи 44 Федерального закона №-Ф3 следует, что устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 установлено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ) представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Из статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ следует, что должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1); должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2); при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (часть 3).
Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальных должностях и Реестре должностей муниципальной службы в » (далее - Закон РД от ДД.ММ.ГГГГ№) определено, что Реестр должностей муниципальной службы в РД представляет собой наименование должностей муниципальной службы в РД, квалифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципального образования РД, группам и функциональным признакам должностей (часть 2 статьи 2); при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования РД, контрольно-счетного органам муниципального образования РД наименование должностей муниципальной службы определяются в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в (пункт 2 части 1 статьи 3).
Разделом 5 Реестра должностей муниципальной службы в , являющегося приложением № к Закону РД от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрены должности муниципальной службы в местной администрации городского и сельского поселения: главные должности - глава администрации (при замещении им должности по контракту), заместитель главы (секретарь) администрации; младшие должности - специалист 1 категории (в городском и сельском поселении с численностью населения свыше 10 тыс. человек), специалист 2 категории (в городском и сельском поселении с численностью населения свыше 5 тыс. человек).
Согласно части 2 статьи 6 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной службе в » (далее - Закон РД от ДД.ММ.ГГГГ№) должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в , утверждаемым законом Республики Дагестан.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ и статьями 31, 32 и 34 Устава муниципального образования «» , принятого решением Собрания депутатов сельского поселения «» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Устав МО СП «») глава муниципального образования и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входят в структуру органов местного самоуправления и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.
В силу части 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ местной администрацией, являющейся исполнительнораспорядительным органом муниципального образования и имеющей в соответствии с уставом муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения, руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, которым является либо глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
Как установлено статьей 35 Устава МО СП «», структура администрации сельского поселения утверждается Собранием депутатов сельского поселения по представлению Главы сельского поселения, возглавляющего администрацию сельского поселения. Администрация сельского поселения формируется Главой сельского поселения в соответствии с федеральными законами, законами Республики Дагестан и настоящим Уставом (часть 1); штатное расписание администрации сельского поселения утверждается Главой сельского поселения на основе структуры администрации сельского поселения, исходя из расходов на содержание администрации сельского поселения, предусмотренных бюджетом сельского поселения (часть 2); заместитель Главы администрации назначается на должность Главой сельского поселения (часть 3).
Реализуя предоставленные законом полномочия собранием депутатов МО СП «» решением от ДД.ММ.ГГГГ№.4 «О структуре администрации муниципального образования сельского поселения «» на 2021 г.» утверждена структура администрации МО СП «» на 2021 г., где в штате предусмотрены только 2 должности муниципальной службы в местной администрации: заместителя-секретаря (1 ед.), специалиста по земельным вопросам (1 ед.).
Распоряжением главы МО СП «» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении штатного расписания администрации муниципального образования сельского поселения «» с ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание администрации муниципального образования сельского поселения «», где также предусмотрены только 2 указанные должности.
Как усматривается из приложенного к исковому заявлению объяснения главного бухгалтера администрации МО СП «» ФИО7, в структуре администрации предусмотрены должности заместителя главы администрации (секретаря) - 1 штатная единица, специалиста - 1 штатная единица, главного бухгалтера - 1 штатная единица, счетовода-кассира - 1 штатная единица. В структуре администрации сельского поселения не предусмотрена штатная единица второго заместителя главы администрации. Несмотря на это, бывшим главой сельского поселения ФИО4 на должность второго заместителя главы администрации сельского поселения принят ФИО2 На момент принятия его на работу в бюджете сельского поселения средства на заработную плату для дополнительного штата второго заместителя главы администрации не было предусмотрено. На 2022 год структура администрации не утверждена.
Таким образом, по настоящее время решения об изменении структуры и штатного расписания администрации не приняты.
Вакансий по указанным должностям муниципальной службы на момент приема на работу на должность заместителя главы администрации МО СП «» ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) не было и нет.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
В части 6 статьи 16 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ также определено, что поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Следовательно, указанными правовыми нормами предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с муниципальной службой.
Как установлено судом, главой МО СП «» ФИО2 принят на должность муниципальной службы - заместителя главы администрации МО СП «» в нарушение установленных законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе порядка назначения лица на указанную должность, а именно, при отсутствии в утвержденной собранием депутатов МО СП «» структуре (штатных единицах) местной администрации и в утвержденной главой МО СП «» штатном расписании должностной единицы второго заместителя главы администрации сельского поселения, то есть при отсутствии соответствующих условий и правовых оснований для издания оспариваемого распоряжения и для заключения трудового договора с ФИО2
В соответствии с пунктом 11 статьи 77 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Согласно абзацу 6 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Поскольку ФИО2 был назначен на указанную должность при отсутствии вакансии по должности муниципальной службы, такое нарушение исключает возможность продолжения им муниципальной службы.
При таком положении трудовой договор, заключенный с ФИО2, подлежит расторжению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 77 ТК РФ (нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы), и в связи с отсутствием в администрации МО СП «» вакантной должности он подлежит увольнению.
Более того, представитель ответчика ФИО6, а также ответчик ФИО2 в том числе и в адресованных в суд письменных заявлениях, приобщенных к материалам дела, признали исковые требования, что в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ является основанием для принятии его судом и принятия решения об удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах МО СП «» и неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «» и ФИО2 о признании незаконными ненормативного правового акта и действия, расторжении трудового договора удовлетворить полностью.
Признать недействительным распоряжение администрации муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан в лице его главы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№-РК «О приеме работника на работу» с момента его издания.
Признать незаконными действия главы муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан ФИО4, возглавлявшего администрацию данного сельского поселения, по заключению с ФИО2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу на должность заместителя главы администрации муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан в лице исполняющего обязанности главы муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан отменить распоряжение администрации муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан в лице главы муниципального образования сельского поселения «» Республики Дагестан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№-РК «О приеме работника на работу» и расторгнуть (прекратить) трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 по основанию, предусмотренному пунктом 11 части первой статьи 77 и абзацем 6 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизилюртовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий З.К. Омарова