Дело № 2-3771/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2014 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.Б.,
при секретаре Лихачевской О.С.,
с участием представителей истца ФИО2, ФИО3,
представителя ответчика ИП ФИО4 - ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к Индивидуальному предпринимателю ФИО4 о признании действий противоправными, нарушающими права неопределенного круга лиц, об обязании совершить действия, о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю обратилось в суд к ответчику с требованиями: о признании действий индивидуального предпринимателя ФИО4 по непредставлению полной и необходимой информации для потребителей, содержащейся в платежном документе, (кассовом чеке), установленной действующим законодательством, противоправными и нарушающими права неопределенного круга потребителей;
просил обязать ответчика внести необходимую информацию для потребителей в реквизиты кассового чека (наименование документа -кассовый чек, наименование оплаченного товара (услуги), размер вознаграждения, уплачиваемый плательщиком (в случае взимания), адрес места приема денежных средств, место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;
просил обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда по данному исковому заявлению.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах поступило обращение гражданина ФИО1, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в отделе сотовой связи *** – ИП ФИО4 были нарушены права потребителя ФИО1, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ последним были оплачены услуги сотовой связи в размере *** рублей, в оплату услуги ему был выдан кассовый чек не отражающий полные сведения о произведенном платеже и не соответствующий закону. На просьбу выдать дополнительно товарный чек, продавцом было отказано. Выданный ему кассовый чек не отражает сведения об оплаченной услуге, не указан номер телефона за который произведена оплата, нет печати и подписи продавца, внести указанные данные продавец отказался. Полагает, что отсутствие полной информации об оказываемой услуге в кассовом чеке нарушает его права как потребителя, в связи с чем, обратился в управления Роспотребнадзора с заявлением, которое и послужило поводом для обращения в суд с указанным иском.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю ФИО3 и территориального управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Павловском районе ФИО2, обратившиеся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям в нем указанным.
Ответчик ИП ФИО4 в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении судебной повестки.
Защиту интересов ответчика представлял его представитель ФИО5, который, воспользовавшись предоставленным ему ответчиком правом, признал исковые требования в полном объеме, о чем в материалах дела имеется заявление. Дополнительно обязался разместить решение суда в сети интернет www.dixis 22. ru, являющийся официальным сайтом ИП ФИО4
В силу ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных исковых требованиях.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд принимает данное решение по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Согласно ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В соответствие со ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", предусмотрены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.
Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа - кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.
Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" указывает, что поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
плательщик – это физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей – это платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
платежный субагент – это платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствие со ст. 3,4 указанного закона под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Кроме того в соответствие со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Информация доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) в наглядной и доступной форме способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (ст. 12 ФЗ «О защите прав потребителей»)
Согласно выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО4 является действующим индивидуальным предпринимателем осуществляющим различную деятельность в сфере торговли и прочих услуг, услуг торговли технических носителей информации (с записями и без записей).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ потребитель ФИО1, оплатил услуги сотовой связи в салоне связи ***, который принадлежит ИП ФИО4, расположенного по адресу: <адрес> в размере *** рублей. В оплату указанной услуги потребителю был выдан кассовый чек, отражающий наименование – ИП ФИО4, ИНН ***, сумму оплаты услуги – *** рублей, а также дату и время оплаты – ДД.ММ.ГГГГ *** часов *** минут. Из заявления потребителя ФИО1 к руководителю межрайонного Роспотребнадзора следует, что на его просьбу выдать товарный чек и внести необходимую информацию о произведенной услуге, продавцом было отказано. Данные нарушения были неоднократными.
На основании произведенной ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах проверки, установлено, что в кассовом чеке, подтверждающем осуществление платежа отсутствуют обязательные реквизиты:
1) наименование документа - кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) адрес места приема денежных средств;
6) место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства;
7) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Отсутствие указанной информации является нарушением п.2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО4 было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях. Постановлением №*** от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными выше обстоятельствами нарушения прав потребителей, предусмотренных п.2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", ИП ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы к штрафу в размере *** рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 вынесено представление *** об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Таким образом, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, а также с учетом признания исковых требований ответчиком суд полагает установленным факт того, что непредставлением полной и необходимой информации для потребителя ФИО5 и иных потребителей в защиту интересов которых обратился в суд истец, содержащейся кассовом чеке, были нарушены права потребителей на необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Кассовый чек, выданный платежным агентом ИП ФИО4 плательщику ФИО1 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, не содержит обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; адрес места приема денежных средств; место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства – ИП, ФИО4; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Выданный платежный документ отражает лишь сумму, произведенной оплаты, наименование платежного агента, принявшего денежные средства – ИП, ФИО4, а также дату и время оплаты.
На основании изложенного суд полагает, что исковые требования истца о признании действий ответчика противоправными, нарушающими права неопределенного круга лиц, об обязании внести необходимую информацию в реквизиты платежного документа, подлежат удовлетворению.
Учитывая требования ст. 46 Закона "О защите прав потребителей" суд обязывает ИП ФИО4, довести до сведения потребителей в сети интернет www.dixis 22. ru, являющийся официальным сайтом ИП ФИО4, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда
По правилам ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, взыскать с Государственного учреждения – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в размере *** рублей *** копеек в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к Индивидуальному предпринимателю ФИО4 о признании действий противоправными, нарушающими права неопределенного круга лиц, об обязании совершить действия, о защите прав потребителей, удовлетворить.
Признать действия Индивидуального предпринимателя ФИО4 по непредставлению полной и необходимой информации для потребителей, содержащейся в платежном документе, (кассовом чеке), установленной действующим законодательством, противоправными и нарушающими права неопределенного круга потребителей.
Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО4 внести необходимую информацию для потребителей в реквизиты кассового чека (наименование документа - кассовый чек, наименование оплаченного товара (услуги), размер вознаграждения, уплачиваемый плательщиком (в случае взимания), адрес места приема денежных средств, место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства (ИП ФИО4), номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО4 довести до сведения потребителей настоящее решение суда, разместив решение суда по данному делу в сети интернет на сайте www.dixis 22. ru, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО4 в доход муниципального образования городской округ – город Барнаул государственную пошлину в размере *** рублей *** копеек
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Председательствующий Т.Б. Михайлова