ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3771/18 от 28.02.2019 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,

с участием представителей истца прокурора Иркутского района – старшего помощника прокурора Семеновой Е.Н., помощника прокурора Шуниной Е.А., старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском провесе управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Иркутской области Лоховой Е.Ю.,

представителя ответчика ООО «Байкальский острог» ФИО1,

представителя третьего лица Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2,

представителей третьего лица администрации Листвянского муниципального образования ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-807/2019 по иску прокурора Иркутского района, действующего в интересах Российской Федерации в лице Байкальского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, неопределенного круга лиц к ООО «Байкальский острог» о признании строительства объекта капитального строительства – развлекательного центра незаконным, запрете строительства объекта капитального строительства – развлекательного центра,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Иркутского района, действуя в интересах Российской Федерации в лице Байкальского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Байкальский острог», в котором просит признать строительство объекта капитального строительства - развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: ...., площадью ~~~ кв.м., незаконным; запретить ООО «Байкальский острог» строительство объекта капитального строительства - развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: ...., площадью ~~~ кв.м.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой .... проведена проверка законности строительства развлекательного центра, осуществляемого ООО «Байкальский острог» на земельном участке площадью ~~~ кв.м. по адресу: ...., в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Байкальский острог» на праве аренды Министерством имущественных отношений Иркутской области **/**/**** для завершения строительства объекта недвижимости.

Право собственности на объект незавершенного строительства (5% готовности) зарегистрировано за ООО «Байкальский острог» в **/**/**** году.

Вместе с тем, по мнению истца, продолжение строительства указанного объекта в настоящий момент не законно в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния.

В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 данного Федерального закона).

Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» дано определение центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также указано, что ее границы определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р «Об установлении границы водоохранной зоны озера Байкал» такие границы были установлены.

Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р закреплено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Территория р.п. Листвянка относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством РФ.

В соответствии с абзацем 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 643, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ, ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 26.10.1973 № 554 озеро Байкал отнесено к водоемам, являющимся местами нереста лососевых и осетровых рыб. Озеро является средой обитания особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, перечень которых утвержден приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.03.1991 № 191. В частности, к ценным видам водных биологических ресурсов отнесен омуль байкальский, в связи с чем, на основании Приказа Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 озеро Байкал относится к водному объекту высшей рыбохозяйственной категории.

Размер рыбоохранной зоны оз. Байкал составляет 500 м. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал».

Согласно сведениям содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в зонах с особыми условиями использования территории: часть водоохранной зоны озера Байкал, Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, третий пояс зон санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственничный в ...., второй пояс зон санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственничный в ...., а также частично в прибрежной защитной полосе озера Байкал и водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Иркутского водохранилища.

Кроме того, указывает истец, согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Развлекательный центр, расположенный по адресу: .... земельный участок строительства расположен в водоохранной зоне озера Байкал, прибрежной защитной полосе оз. Байкал, кроме того, участок строительства расположен в рыбоохранной зоне оз. Байкал.

Указанное, по мнению истца, свидетельствует о нахождении спорного земельного участка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также подтверждает и факт расположения этого участка в водоохранной и прибрежной защитной полосе озера Байкал.

Учитывая, что Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 запрещено помимо прочего строительство зданий и сооружений (или их частей) в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе озера Байкал и впадающих в него рек, строительство развлекательного центра незаконно.

Кроме того, по мнению истца, строительство объекта - развлекательного центра не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов.

В результате строительства объекта - развлекательного центра нарушены интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Интересы Российской Федерации заключаются в том, что поскольку согласно ст.ст. 2, 15 Конституции РФ государство - Российская Федерация гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов; не исполняются требования федерального законодательства в области охраны природы имеющего в силу ст. 4 Конституции Российской Федерации верховенство на всей территории Российской Федерации.

Нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что в силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В судебном заседании представители истца прокурора Иркутского района – старший помощник прокурора Семенова Е.Н., помощник прокурора Шунина Е.А., старший прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском провесе управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Иркутской области Лохова Е.Ю. заявленные требования поддержали, подтвердив доводы, изложенные в иске. Полагали, что с учетом представленных в материалы дела доказательств имеются все основания для удовлетворения требований Прокурора.

Представителя ответчика ООО «Байкальский острог» ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Прокурора, представив свои возражения в письменном виде. Полагал, что оснований для удовлетворения требований Прокурора не имеется, исходя из того, что ООО «Байкальский острог» перед началом строительства были соблюдены все требования действующего законодательства, разрешительная документация, позволяющая Обществу вести строительство, не отменена в судебном порядке незаконной не признана.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2 в судебном заседании требования Прокурора поддержала, изложив свою позицию в письменном виде.

Представители третьего лица администрации Листвянского муниципального образования ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Прокурора, полагая, что у ООО «Байкальский острог» имеется все необходимая документация для ведения строительства. Свою позицию изложили в письменном отзыве на иск, который приобщен к материалам дела.

Представители третьих лиц Службы государственного строительного надзора Иркутской области, Байкальского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу заявленных требований суду не представили.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Судом установлено, что **/**/**** между администрацией Иркутского района и ООО «Байкальский острог» был заключен Договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью ~~~ кв.м., расположенного по адресу (местоположение): .... сроком на 15 лет, для строительства туристического комплекса.

**/**/**** администрацией Листвянского муниципального образования ООО «Байкальский острог» было выдано Разрешение на строительство -с, сроком до **/**/****.

**/**/**** Постановлением администрации Листвянского муниципального образования земельному участку с кадастровым номером присвоен адрес: .....

**/**/**** за ООО «Байкальский острог» зарегистрировано право
собственности на объект незавершенного строительства, назначение: не определено, площадь застройки 251,8 кв.м., степень готовности 5 %, инв. номер
, лит. А, кадастровый (или условный) номер: , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от **/**/****.

**/**/**** между Министерством имущественных отношений Иркутской
области (Арендодатель) и ООО «Байкальский острог» (Арендатор) заключен
Договор № аренды земельного участка с кадастровым номером
, площадью ~~~ кв.м., по адресу (местоположение):
...., в соответствии с п.1.1. которого Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенного по адресу: .... с кадастровым номером , для завершения строительства объекта недвижимости - Туристического комплекса.

В соответствии с п. 1.5. Договора, Разрешенное использование Участка: Для строительства туристического комплекса.

В соответствии с п. 2.1. Договора, Договор действует с **/**/**** по **/**/****.

**/**/**** Министерством имущественных отношений Иркутской области земельный участок с кадастровым номером , площадью ~~~ кв.м., по адресу: ...., передан ООО «Байкальский острог».

**/**/**** Постановлением администрации Листвянского муниципального образования ООО «Байкальский острог» предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , площадью ~~~ кв.м., по адресу: .... (зона парков, скверов, бульваров (РЗ-3), - «Развлечение (4.8)».

С учетом данного Постановления, **/**/**** между Министерством имущественных отношений Иркутской области (Арендодатель) и ООО «Байкальский острог» (Арендатор) заключено Дополнительное соглашение к договору № от **/**/**** аренды земельного участка.

В соответствии с п. 1 Дополнительного соглашения, в пункте 1.1. раздела 1 Предмет Договора слова «- туристического комплекса» исключить.

В соответствии с п. 2 Дополнительного соглашения, пункт 1.5. раздела 1 Предмет Договора изложить в новой редакции: «1.5. Разрешенное использование Участка: Условно разрешенный вид использования: Развлечения (далее - Объект)».

**/**/**** Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от **/**/****-од выдано Положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Развлекательный центр, расположенный по адресу: ....

**/**/**** администрацией Листвянского муниципального образования ООО «Байкальский острог» выдано Разрешение на строительство объекта капитального строительства - здания Развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером в соответствии с градостроительным планом № также выданным администрацией Листвянского муниципального образования.

Также судом установлено и стороной ответчика не оспаривается, что в настоящее время ООО «Байкальский Острог» с привлечение подрядной организации осуществляется строительство развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером .

Из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером следует, что в отношении данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об отнесении земельного участка к особой зоне, полностью расположенного в зонах с особыми условиями использования территории: часть водоохранной зоны озера Байкал, Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, третий пояс зон санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственничный в ...., второй пояс зон санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственничный в ...., а также частично в прибрежной защитной полосе озера Байкал и водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Иркутского водохранилища.

Как следует из преамбулы Федерального закона «Об охране озера Байкал» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 году на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1, 2, 7 ст. 65 Водного кодекса РФ (водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природнаятерритория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал и в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

В силу требований п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Правительство Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края утверждает границы Байкальской природной территории и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, зоны атмосферного влияния.

Границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон – центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.

Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р утверждены границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только оно само, но и его водоохранная зона.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

В постановлении Правительства Российской федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» указано, что в данной зоне запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Земельный участок, на котором ООО «Байкальский острог» осуществляется строительство развлекательного центра, находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также входит в границы водоохранной зоны озера Байкал.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что само по себе предоставление ООО «Байкальский острог» земельного участка, расположенного в границах центральной экологической зоне Байкальской природной территории, для строительства туристического комплекса (развлекательного центра) запрещено, поскольку функционирование строений и сооружений, строительство которых осуществляется на данном земельном участке, не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов.

Из приобщенной к материалам дела выписки от **/**/**** из правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области следует, что земельный участок с кадастровым номером , находится в водоохранной зоне озера Байкал, а, следовательно, в соответствии с абз. 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643, строительство любых объектов на данном земельном участке с кадастровым запрещено.

Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент выдачи ООО «Байкальский острог» разрешения на строительство») установлено, что Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

В соответствии с п. 4 ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничиваются в обороте.

Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, в соответствии с ч.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Как указывалось выше, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.

В данном случае суд полагает, что нахождение земельного участка с кадастровым номером в Центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории влечет его ограниченное использование, с учетом требований Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р «Об описании границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории».

С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что выданное администрацией Листвянского муниципального образования разрешение на строительство объекта капитального строительства - здания Развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером , не соответствует требованиям абзаца 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

Не соответствует требованиям закона и выданное администрацией Листвянского муниципального образования постановление от **/**/**** «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», исходя из следующего.

Согласно правилам землепользования и застройки Листвянского муниципального образования, утвержденным решением Думы Листвянского муниципального образования от 16.09.2016 № 48-дгп (в редакции решения Думы от 21.03.2017 № 79-дгп), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, земельный участок с кадастровым номером располагается в границах территориальной зоны рекреационного назначения - зоне парков, скверов, бульваров (РЗ-3).

Градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования для территориальной зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-3) предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования земельных участков:

общее пользование водными объектами;

земельные участки (территории) общего пользования.

В качестве условно разрешенного вида использования земельных участков предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков «Развлечения».

Одними из принципов законодательства о градостроительной деятельности являются осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов и осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. При этом частью 4 указанной статьи закреплено, что национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный выше перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Во исполнение указанного требования постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В пункт 30 указанного перечня включены следующие разделы СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»: 1 (пункт 1.1), 4, 5 (за исключением пунктов 5.4, 5.7), 6 (за исключением пункта 6.3), 8 (пункты 8.2 - 8.6, 8.8, 8.9, 8.12 -8.20, 8.24 - 8.26), 9, 10 (пункты 10.1 - 10.5), 11 (пункты 11.1 - 11.24, 11.25 (таблица 10, за исключением примечания 4), 11.26, 11.27), 12 (за исключением пункта 12.33), 13, 14.

В пункте 4.12 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» содержится норма, согласно которой состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются градостроительным регламентом, правилами застройки с учетом ограничений, установленных градостроительным, земельным, природоохранным, санитарным, иным специальным законодательством, настоящими нормами, а также специальными нормами.

Правовой нормой, содержащейся в ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, определено, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Положением части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ закреплена норма, согласно которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется среди прочего с учетом требований технических регламентов.

Абзацем 3 пункта 9.1 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» определено, что на территории рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий не допускаются строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов рекреационного, оздоровительного и природоохранного назначения.

Положением части 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор), «Отдых (рекреация)» (код 5.0) включает в себя обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них. При этом содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 («Спорт»), 5.2 («Природно-познавательный туризм»), 5.2.1 («Туристическое обслуживание»), 5.3 («Охота и рыбалка»), 5.4 («Причалы для маломерных судов»), 5.5 («Поля для гольфа или конных прогулок»).

В тоже время вид разрешенного использования земельных участков «Развлечения» (код 4.8) согласно Классификатору включает в себя размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения: дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов, ипподромов, игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр) и игровых площадок; в игорных зонах также допускается размещение игорных заведений, залов игровых автоматов, используемых для проведения азартных игр, и игровых столов, а также размещение гостиниц и заведений общественного питания для посетителей игорных зон.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков код 4.8 («Развлечения») включен среди прочих в содержание вида разрешенного использования, предусмотренного кодом 4.0 («Предпринимательство»).

В свою очередь в силу требований части 5 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ объекты предпринимательской деятельности наравне с объектами здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, объектами среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иными объектами, связанными с обеспечением жизнедеятельности граждан, подлежат размещению в общественно-деловых зонах.

Указанная норма также содержится в пункте 6.1 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», который также включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

При указанных обстоятельствах вид разрешенного использования земельных участков «Развлечения», установленный применительно к территориальной зоне парков, скверов и бульваров (РЗ-3), не сочетается с видами разрешенного использования зон рекреационного назначения, поскольку не предусматривает использование земельных участков в целях отдыха (рекреации).

Включение в состав градостроительного регламента территориальной зоны парков, скверов и бульваров (РЗ-3) вида разрешенного использования «Развлечения» с возможностью размещения объектов капитального строительства, предназначенных для размещения: дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов, ипподромов, игровых автоматов противоречит нормам федерального законодательства, приведенным выше.

В свою очередь предоставление органом местного самоуправления – администрацией Листвянского муниципального образования в постановлении № 74 от 08.08.2017 разрешения на такой вид использования в качестве условно разрешенного вида использования прямо противоречит функциональному назначению территории, определенному генеральным планом поселения. Включение органом местного самоуправления в состав градостроительного регламента территориальной зоны рекреационного назначения - зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-3) видов разрешенного использования земельных участков, не согласующихся с назначением территориальной зоны, определенной с учетом утвержденных документов территориального планирования (генерального плана поселения) и, соответственно, выдача органом местного самоуправления ООО «Байкальский острог» разрешения на такой вид разрешенного использования прямо нарушает требования федерального законодательства, подзаконных правовых актов и нормативно-технических документов, носящих обязательный для применения характер, и приводит к нарушению устойчивого развития территории соответствующего муниципального образования.

Как было указано выше, земельный участок с кадастровым номером расположен частично в прибрежной защитной полосе озера Байкал, что объективно закреплено сведениями в ЕГРН.

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 года № 643 запрещено также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частью 13 статьи 65 Водного кодекса РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 26.10.1973 № 554 озеро Байкал отнесено к водоемам, являющимся местами нереста лососевых и осетровых рыб. Озеро является средой обитания особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, перечень которых утвержден приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.03.1991 № 191. В частности, к ценным видам водных биологических ресурсов отнесен омуль байкальский, в связи с чем, на основании Приказа Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 озеро Байкал относится к водному объекту высшей рыбохозяйственной категории.

Вышеприведенные доказательства, свидетельствуют о нахождении спорных земельных участков не только в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, но и в прибрежной защитной полосе озера Байкал, где строительство прямо запрещено законом.

Основываясь на вышеизложенном, суд приходит к выводу о том, что совокупность представленных в материалы дела доказательств и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств позволяет сделать вывод о незаконности строительства развлекательного центра ООО «Байкальский острог», следовательно, об обоснованности заявленных прокурором Иркутского района требований и их удовлетворении, учитывая, что со стороны Прокурора имеет место защита прав граждан и охраняемых законом интересов государства.

Возражения стороны ответчика ООО «Байкальский острог» и третьего лица администрации Листвянского муниципального образования относительно заявленных Прокурором исковых требований с учетом установленных нарушений не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Иркутского района, действующего в интересах Российской Федерации в лице Байкальского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, неопределенного круга лиц к ООО «Байкальский острог» - удовлетворить.

Признать незаконным строительство объекта капитального строительства - развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: ...., площадью ~~~ кв.м.

Запретить ООО «Байкальский острог» строительство объекта капитального строительства - развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: ...., площадью ~~~ кв.м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 07 марта 2019 года.

Судья: О.В. Недбаевская