№2-859/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2014 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Андриянова А.В.,
при секретаре Лагуновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Ижевска в интересах Российской Федерации, Удмуртской республики, муниципального образования «Город Ижевск», неопределенного круга лиц к ООО «Медико-химическая лаборатория» о понуждении к предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Индустриального района г.Ижевска обратился в суд в интересах Российской Федерации, Удмуртской республики, муниципального образования «Город Ижевск», неопределенного круга лиц с иском к ООО «Медико-химическая лаборатория», просит признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской республике расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года, обязать ответчика предоставить в Росприроднадзор по УР расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года в срок не позднее десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Индустриального района г.Ижевска ФИО1 на требованиях иска настаивала.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Медико-химическая лаборатория» не явился, судом о времени месте судебного заседания извещен по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, конверт с судебным извещением возвращен в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», суд счел ответчика извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, определил, рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Росприроднадзор по УР, судом о времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, определил, рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно данных Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Медико-химическая лаборатория» является розничная торговля фармацевтическими товарами (ОКВЭД 52.31 – постановление Госстандарта России от 06.11.2001 №454-ст), который оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно письму Управления Росприроднадзора по УР от 19.11.2013 №05-35/476 ООО «Медико-химическая лаборатория» не предоставил расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 г.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (статья 12 вышеуказанного Федерального закона).
В силу статьи 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.
При таких обстоятельствах хранение ООО «Медико-химическая лаборатория» отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает ее от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.
Из дела видно, что в нарушение действующего природоохранного законодательства ООО «Медико-химическая лаборатория» не рассчитал и не внес плату за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2013 года.
Исходя из установленных обстоятельств, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку ответчик, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представил никаких допустимых доказательств, подтверждающих произведенный им расчет, а также то обстоятельство, что необходимая плата внесена в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской республике.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Индустриального района г.Ижевска в интересах Российской Федерации, Удмуртской республики, муниципального образования «Город Ижевск», неопределенного круга лиц к ООО «Медико-химическая лаборатория» о понуждении к предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие ООО «Медико-химическая лаборатория» по не предоставлению в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской республике расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года.
Обязать ООО «Медико-химическая лаборатория» предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской республике расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года в срок не позднее десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в апелляционном порядке в течение месяца, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Решение изготовлено судьей Андрияновым А.В. на компьютере в совещательной комнате.
Судья А.В.Андриянов